Порядок использования государственных символов
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок использования государственных символов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституционное правосудие на втором этапе развития (к историографии вопроса с позиции конституционалиста)
(Митюков М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 2; 2021, N 6)Вторые поправки появились в рабочей комиссии по доработке проекта Конституции РФ Конституционного совещания 1 июля 1993 года. Они касались: необходимости упоминания в статье 1 "социального государства"; цифрового или буквенного обозначения в статьях Конституции частей; дополнения статьи 5 положением "Осуществление республикой ее суверенных прав не может противоречить Конституции Российской Федерации"; уточнения пределов самостоятельности местного самоуправления; указания, деятельность каких общественных объединений не допускается; гарантий прав и свобод этнических и иных меньшинств, свободы деятельности общественных объединений; права иностранных граждан и лиц без гражданства участвовать в выборах органов местного самоуправления; "расширения презумпции невиновности на сферу административных правонарушений" (используется терминология участника совещания проф. А.М. Яковлева); порядка использования государственных символов; дополнения проекта Конституции положениями Федеративного договора в части распределения компетенции между Российской Федерации и ее субъектами в сфере совместного ведения, а также конкурирующей компетенции; дополнений, касающихся требований к кандидату в Президенты, статусу избранного Президента и нормативного регулирования выборов Президента и формирования палат Федерального Собрания; механизма освобождения от должности Генерального прокурора и Председателя Центрального банка; дополнения проекта положением о том, что указы и распоряжения Президента не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам; учреждения Счетной палаты и парламентских уполномоченных по правам человека и по правам национальностей, установления более четкой иерархии между Конституцией, федеральным конституционным законом и федеральным законом; ограничения срока дачи заключения Верховным Судом и Конституционным Судом по поводу выдвинутого Государственной Думой обвинения против Президента; срока представления Президентом кандидатуры Председателя Правительства в Государственную Думу после выборов или отставки предыдущего Правительства; представления Правительством в Государственную Думу отчета об исполнении бюджета; закрепления положения о том, что Конституционный Суд является высшим судебным органом по защите Конституции Российской Федерации; включения в проект полномочия Конституционного Суда проверять конституционность общественных объединений, дополнения проекта нормой, что в случае изменения названия субъекта Российской Федерации новое название указывается в Конституции при последующих ее переопубликованиях. На другой день эти поправки уже обсуждались в рабочей комиссии по доработке проекта Конституции <24>.
(Митюков М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 2; 2021, N 6)Вторые поправки появились в рабочей комиссии по доработке проекта Конституции РФ Конституционного совещания 1 июля 1993 года. Они касались: необходимости упоминания в статье 1 "социального государства"; цифрового или буквенного обозначения в статьях Конституции частей; дополнения статьи 5 положением "Осуществление республикой ее суверенных прав не может противоречить Конституции Российской Федерации"; уточнения пределов самостоятельности местного самоуправления; указания, деятельность каких общественных объединений не допускается; гарантий прав и свобод этнических и иных меньшинств, свободы деятельности общественных объединений; права иностранных граждан и лиц без гражданства участвовать в выборах органов местного самоуправления; "расширения презумпции невиновности на сферу административных правонарушений" (используется терминология участника совещания проф. А.М. Яковлева); порядка использования государственных символов; дополнения проекта Конституции положениями Федеративного договора в части распределения компетенции между Российской Федерации и ее субъектами в сфере совместного ведения, а также конкурирующей компетенции; дополнений, касающихся требований к кандидату в Президенты, статусу избранного Президента и нормативного регулирования выборов Президента и формирования палат Федерального Собрания; механизма освобождения от должности Генерального прокурора и Председателя Центрального банка; дополнения проекта положением о том, что указы и распоряжения Президента не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам; учреждения Счетной палаты и парламентских уполномоченных по правам человека и по правам национальностей, установления более четкой иерархии между Конституцией, федеральным конституционным законом и федеральным законом; ограничения срока дачи заключения Верховным Судом и Конституционным Судом по поводу выдвинутого Государственной Думой обвинения против Президента; срока представления Президентом кандидатуры Председателя Правительства в Государственную Думу после выборов или отставки предыдущего Правительства; представления Правительством в Государственную Думу отчета об исполнении бюджета; закрепления положения о том, что Конституционный Суд является высшим судебным органом по защите Конституции Российской Федерации; включения в проект полномочия Конституционного Суда проверять конституционность общественных объединений, дополнения проекта нормой, что в случае изменения названия субъекта Российской Федерации новое название указывается в Конституции при последующих ее переопубликованиях. На другой день эти поправки уже обсуждались в рабочей комиссии по доработке проекта Конституции <24>.
Статья: Диффамация в адрес публично-правовых образований: сущность, виды и противостояние с позиций гражданского права
(Парыгина Н.Н.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 3)Следует также помнить о том, что, если деяние нарушителя содержит признаки преступления или административного проступка, являясь одновременно гражданско-правовой диффамацией или сопровождаясь ею, такое лицо будет привлечено к уголовной или административной ответственности по нормам соответствующего законодательства. Диффамация может "слиться", например, с публичными призывами к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ); с действиями, направленными на нарушение территориальной целостности Российской Федерации (ст. 280.1 УК РФ), или деятельностью, направленной против безопасности государства (ст. 280.4 УК РФ); с публичной дискредитацией использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов России и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности (ст. 280.3 УК РФ); с возбуждением ненависти либо вражды (ст. 282 УК РФ); с призывами к введению мер ограничительного характера в отношении Российской Федерации, российских граждан или юридических лиц (ст. 284.2 УК РФ); с оскорблением представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением (ст. 319 УК РФ); с надругательством над Государственным гербом или Государственным флагом РФ (ст. 329 УК РФ) или нарушением порядка официального использования государственных символов России (ст. 17.10 КоАП РФ).
(Парыгина Н.Н.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 3)Следует также помнить о том, что, если деяние нарушителя содержит признаки преступления или административного проступка, являясь одновременно гражданско-правовой диффамацией или сопровождаясь ею, такое лицо будет привлечено к уголовной или административной ответственности по нормам соответствующего законодательства. Диффамация может "слиться", например, с публичными призывами к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ); с действиями, направленными на нарушение территориальной целостности Российской Федерации (ст. 280.1 УК РФ), или деятельностью, направленной против безопасности государства (ст. 280.4 УК РФ); с публичной дискредитацией использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов России и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности (ст. 280.3 УК РФ); с возбуждением ненависти либо вражды (ст. 282 УК РФ); с призывами к введению мер ограничительного характера в отношении Российской Федерации, российских граждан или юридических лиц (ст. 284.2 УК РФ); с оскорблением представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением (ст. 319 УК РФ); с надругательством над Государственным гербом или Государственным флагом РФ (ст. 329 УК РФ) или нарушением порядка официального использования государственных символов России (ст. 17.10 КоАП РФ).
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 2-ФКЗ
(ред. от 30.12.2021)
"О Государственном гербе Российской Федерации"Допускается использование Государственного герба Российской Федерации, в том числе его изображения, федеральными органами государственной власти и иными федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и иными государственными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и муниципальными органами, гражданами, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями в иных случаях, если такое использование не является надругательством над Государственным гербом Российской Федерации.
(ред. от 30.12.2021)
"О Государственном гербе Российской Федерации"Допускается использование Государственного герба Российской Федерации, в том числе его изображения, федеральными органами государственной власти и иными федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и иными государственными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и муниципальными органами, гражданами, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями в иных случаях, если такое использование не является надругательством над Государственным гербом Российской Федерации.
Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 1-ФКЗ
(ред. от 23.03.2024)
"О Государственном флаге Российской Федерации"Допускается использование Государственного флага Российской Федерации, в том числе его изображения, гражданами, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями в иных случаях, если такое использование не является надругательством над Государственным флагом Российской Федерации.
(ред. от 23.03.2024)
"О Государственном флаге Российской Федерации"Допускается использование Государственного флага Российской Федерации, в том числе его изображения, гражданами, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями в иных случаях, если такое использование не является надругательством над Государственным флагом Российской Федерации.