Порядок отнесения земель
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок отнесения земель (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВС РФ: Право собственности на самовольную постройку не может быть признано, если земельный участок нельзя использовать для ее возведения
Определение Верховного Суда РФ от 20.10.2016 по делу N 305-ЭС16-8051, А40-30372/2013 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 3 ст. 222 ГК РФСамовольно изменять разрешенный вид использования земельного участка не допускается. В тех случаях, когда использование земельного участка, занятого самовольной постройкой, не соответствует разрешенному виду использования, а компетентный орган отказал в его изменении, суд не может удовлетворить требование о признании права собственности на самовольную постройку, возведенную с нарушением целевого назначения земельного участка. Иное решение суда противоречило бы положениям ст. 8 ЗК РФ, определяющей порядок отнесения земель к категориям и перевода их из одной категории в другую.
Определение Верховного Суда РФ от 20.10.2016 по делу N 305-ЭС16-8051, А40-30372/2013 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 3 ст. 222 ГК РФСамовольно изменять разрешенный вид использования земельного участка не допускается. В тех случаях, когда использование земельного участка, занятого самовольной постройкой, не соответствует разрешенному виду использования, а компетентный орган отказал в его изменении, суд не может удовлетворить требование о признании права собственности на самовольную постройку, возведенную с нарушением целевого назначения земельного участка. Иное решение суда противоречило бы положениям ст. 8 ЗК РФ, определяющей порядок отнесения земель к категориям и перевода их из одной категории в другую.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 11.10 "Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории" ЗК РФТаким образом, местоположение береговой линии какого-либо водного объекта, расположенного на земельном участке, запрошенном административным истцом, или в его непосредственной близости в установленном законом порядке не определено, безусловных доказательств, того, что данный земельный участок, отнесен к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте, в материалы дела не представлено, оспариваемое решение Администрации, не содержащее сведений о конкретном водном объекте, позволяющем его идентифицировать, правовые основания, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, нарушает права, свободы и законные интересы административного истца на получение земельного участка в аренду, что в данном случае свидетельствует о наличии совокупности условий, предусмотренная пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для удовлетворения требований административного истца.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О месте и роли планов в земельных и градостроительных правоотношениях
(Скакодуб Н.Р.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 6)При этом согласно положениям Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального, регионального и местного значения устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п. п. 3 и 4 ст. 94 ЗК РФ). Выборочный анализ нормативных правовых актов показал, что в отдельных субъектах Российской Федерации при поступлении обращений органы местного самоуправления не рассматривают их на соответствие документам территориального планирования для принятия решений об отнесении к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения <12>.
(Скакодуб Н.Р.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 6)При этом согласно положениям Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального, регионального и местного значения устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п. п. 3 и 4 ст. 94 ЗК РФ). Выборочный анализ нормативных правовых актов показал, что в отдельных субъектах Российской Федерации при поступлении обращений органы местного самоуправления не рассматривают их на соответствие документам территориального планирования для принятия решений об отнесении к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения <12>.
Статья: Реализация права рационального природопользования в развитии экологического каркаса России
(Лунева Е.В.)
("Экологическое право", 2021, N 5)<41> См., например: Постановление исполкома МО г. Казани от 26 октября 2020 г. N 3025 "Об утверждении порядка отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения, их использования и охраны на территории города Казани" // Сборник документов и правовых актов МО города Казани. 2020. N 42. С. 95.
(Лунева Е.В.)
("Экологическое право", 2021, N 5)<41> См., например: Постановление исполкома МО г. Казани от 26 октября 2020 г. N 3025 "Об утверждении порядка отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения, их использования и охраны на территории города Казани" // Сборник документов и правовых актов МО города Казани. 2020. N 42. С. 95.
Нормативные акты
"Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Порядок отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, на которых расположены леса, и форма соответствующего акта устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Порядок отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, на которых расположены леса, и форма соответствующего акта устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
"Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014)Поскольку самовольное изменение разрешенного использования земельного участка не допускается, то в тех случаях, когда использование земельного участка, занятого самовольной постройкой, не будет соответствовать разрешенному использованию, а компетентным органом отказано в его изменении, требование о признании права собственности на самовольную постройку, возведенную с нарушением целевого назначения земельного участка, судом не может быть удовлетворено. Иное решение противоречило бы положениям ст. 8 ЗК РФ, определяющей порядок отнесения земель к категориям и перевода их из одной категории в другую.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014)Поскольку самовольное изменение разрешенного использования земельного участка не допускается, то в тех случаях, когда использование земельного участка, занятого самовольной постройкой, не будет соответствовать разрешенному использованию, а компетентным органом отказано в его изменении, требование о признании права собственности на самовольную постройку, возведенную с нарушением целевого назначения земельного участка, судом не может быть удовлетворено. Иное решение противоречило бы положениям ст. 8 ЗК РФ, определяющей порядок отнесения земель к категориям и перевода их из одной категории в другую.
Статья: Бесхозяйный (бесхозный) земельный участок
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При этом согласно Порядку принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утв. Приказом Росреестра от 15.03.2023 N П/0086 (далее - Порядок), земельный участок не относится к бесхозяйным недвижимым вещам, в отношении которых осуществляется учет, поскольку п. 3 Порядка устанавливает, что на учет принимаются здания (строения), сооружения, помещения, машино-места, объекты незавершенного строительства (далее - объекты недвижимого имущества), сведения о которых внесены в ЕГРН и которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которые собственники отказались.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При этом согласно Порядку принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утв. Приказом Росреестра от 15.03.2023 N П/0086 (далее - Порядок), земельный участок не относится к бесхозяйным недвижимым вещам, в отношении которых осуществляется учет, поскольку п. 3 Порядка устанавливает, что на учет принимаются здания (строения), сооружения, помещения, машино-места, объекты незавершенного строительства (далее - объекты недвижимого имущества), сведения о которых внесены в ЕГРН и которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которые собственники отказались.