Порядок переустройства системы внутриквартирного отопления

Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок переустройства системы внутриквартирного отопления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2024 N 01АП-5951/2023 по делу N А39-3474/2023
Требование: О взыскании задолженности за поставленную тепловую энергию в виде отопления по договору теплоснабжения, пеней.
Решение: Требование удовлетворено.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 N 46-П, согласно которой вне зависимости от того, что послужило конкретным поводом для перехода на отопление жилого помещения с помощью индивидуального квартирного источника тепловой энергии, действующее законодательство устанавливает единые требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления. В частности, в настоящее время регулирование отношений, возникающих в связи с этим переходом, осуществляется в первую очередь главой 4 Жилищного кодекса Российской Федерации о переустройстве жилого помещения, предусматривающей, в числе прочего, разработку необходимой проектной документации и согласование соответствующих изменений с органом местного самоуправления (статья 26 Жилищного кодекса Российской Федерации), а также Федеральным законом "О теплоснабжении".
Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2024 N 01АП-7998/2023 по делу N А79-3668/2022
Требование: О признании права собственности на пристрой котельной на нужды нежилого помещения.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 N 46-П, согласно которой вне зависимости от того, что послужило конкретным поводом для перехода на отопление жилого помещения с помощью индивидуального квартирного источника тепловой энергии, действующее законодательство устанавливает единые требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления. В частности, в настоящее время регулирование отношений, возникающих в связи с этим переходом, осуществляется в первую очередь главой 4 Жилищного кодекса Российской Федерации о переустройстве жилого помещения, предусматривающей, в числе прочего, разработку необходимой проектной документации и согласование соответствующих изменений с органом местного самоуправления (статья 26 Жилищного кодекса Российской Федерации), а также Федеральным законом "О теплоснабжении".

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Справочник по доказыванию в арбитражном процессе"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)
Верховный Суд РФ указал, что порядок переустройства внутриквартирной системы отопления должен соответствовать положениям действующего законодательства, в частности положениям ЖК РФ, в связи с чем судам при рассмотрении споров необходимо проверять законность переустройства отопительной системы (например, демонтажа приборов отопления), установить факт использования/неиспользования общедомовой системы отопления для теплоснабжения конкретного помещения, соответствие температурного режима в помещении стандарту отопления, поскольку само по себе переустройство системы отопления не означает того, что владелец не использует общедомовую систему отопления для обогрева собственного помещения.

Нормативные акты

"Обзор судебной практики по спорам, связанным с реконструкцией, переустройством и перепланировкой помещений в многоквартирном доме"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)
Введение нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления направлено в первую очередь на обеспечение надежности и безопасности теплоснабжения многоквартирного дома в целом, что отвечает интересам собственников и пользователей всех помещений в нем. При этом достижение баланса интересов тех из них, кто перешел на отопление с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, и собственников или пользователей остальных помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме предполагает в том числе недопустимость такого использования данных источников, при котором не обеспечивается соблюдение нормативно установленных требований к минимальной температуре воздуха в соответствующем помещении и вследствие этого создается угроза не только нарушения надлежащего температурного режима и в прилегающих жилых или нежилых помещениях, а также в помещениях общего пользования, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, но и причинения ущерба зданию в целом и его отдельным конструктивным элементам (например, их промерзание или отсыревание по причине отключения или снижения параметров работы индивидуального отопительного оборудования в период временного отсутствия проживающих в жилом помещении лиц и т.п.).
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй квартал 2021 года"Указанные положения во взаимосвязи являлись предметом рассмотрения в той мере, в какой на их основании в системе действующего правового регулирования разрешается вопрос об оплате коммунальной услуги по отоплению, предоставленной на общедомовые нужды, собственниками и пользователями жилых помещений, которые расположены в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения и оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии многоквартирном доме и переведены с соблюдением установленного порядка переустройства системы внутриквартирного отопления на отопление с использованием индивидуальных источников тепловой энергии, при отсутствии непосредственно в помещениях общего пользования такого дома отопительных приборов и иных теплопотребляющих элементов внутридомовой системы отопления.