Порядок постановки на кадастровый учет
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок постановки на кадастровый учет (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 6 "Объекты земельных отношений" ЗК РФ"По смыслу приведенных норм права, описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 6 "Объекты земельных отношений" ЗК РФ"Таким образом, земельный участок, являясь объектом права собственности, имеет указанную в правоустанавливающих и правоподтверждающих документах площадь. Описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, что позволяет земельному участку участвовать в гражданском обороте.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как поставить на кадастровый учет объект капитального строительства
(КонсультантПлюс, 2025)Независимо от того, какой из видов ОКС (здание, сооружение и т.д.) нужно поставить на кадастровый учет, порядок его учета является общим. Однако для отдельных объектов установлены особенности.
(КонсультантПлюс, 2025)Независимо от того, какой из видов ОКС (здание, сооружение и т.д.) нужно поставить на кадастровый учет, порядок его учета является общим. Однако для отдельных объектов установлены особенности.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)Судом установлено, что земельный участок находится в муниципальной собственности, сформирован в установленном законом порядке и поставлен на кадастровый учет. Администрация предоставила кооперативу часть земельного участка и утвердила план данной части земельного участка. Впоследствии заявитель заключил с администрацией договор аренды выделенной ему части земельного участка.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)Судом установлено, что земельный участок находится в муниципальной собственности, сформирован в установленном законом порядке и поставлен на кадастровый учет. Администрация предоставила кооперативу часть земельного участка и утвердила план данной части земельного участка. Впоследствии заявитель заключил с администрацией договор аренды выделенной ему части земельного участка.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Итак, соблюдение обязательных требований, содержащихся в муниципальных правилах благоустройства территории, а также в федеральном и региональном законодательстве, является предметом муниципального контроля. Вместе с тем не все пункты ст. 45.1 Закона N 131-ФЗ, касающиеся содержания правил благоустройства, толкуются однозначно, что вызывает судебные споры, в том числе в части осуществления муниципального контроля. Например, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2021 г. <1> относительно размещения нестационарных торговых объектов (ларьков и киосков на придомовой территории многоквартирных домов) разъясняется, что муниципалитетам недопустимо в правилах благоустройства устанавливать абсолютный запрет на размещение нестационарных торговых объектов на образованных в надлежащем порядке и поставленных на государственный кадастровый учет земельных участках, относящихся к придомовой территории многоквартирного дома, если это не нарушает обязательные требования, предусмотренные законодательством РФ; не должны устанавливаться такие требования, которые могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Вместе с тем в правилах благоустройства могут предусматриваться требования к удаленности нестационарных торговых объектов от зданий и сооружений, к сочетанию нестационарных торговых объектов с иными элементами благоустройства, к внешнему облику и техническим (конструктивным) особенностям нестационарных торговых объектов и тому подобные требования. При осуществлении муниципального контроля следует учитывать данную позицию Конституционного Суда РФ. Помимо этого, следует обратить внимание на позицию Суда, сформулированную в Определении от 10 марта 2022 г., о необходимости "при строгом учете правовых позиций, изложенных Конституционным Судом, - проверить соответствие требований, содержащихся в правилах благоустройства территории, актам, обладающим более высокой юридической силой" <2>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Итак, соблюдение обязательных требований, содержащихся в муниципальных правилах благоустройства территории, а также в федеральном и региональном законодательстве, является предметом муниципального контроля. Вместе с тем не все пункты ст. 45.1 Закона N 131-ФЗ, касающиеся содержания правил благоустройства, толкуются однозначно, что вызывает судебные споры, в том числе в части осуществления муниципального контроля. Например, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2021 г. <1> относительно размещения нестационарных торговых объектов (ларьков и киосков на придомовой территории многоквартирных домов) разъясняется, что муниципалитетам недопустимо в правилах благоустройства устанавливать абсолютный запрет на размещение нестационарных торговых объектов на образованных в надлежащем порядке и поставленных на государственный кадастровый учет земельных участках, относящихся к придомовой территории многоквартирного дома, если это не нарушает обязательные требования, предусмотренные законодательством РФ; не должны устанавливаться такие требования, которые могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Вместе с тем в правилах благоустройства могут предусматриваться требования к удаленности нестационарных торговых объектов от зданий и сооружений, к сочетанию нестационарных торговых объектов с иными элементами благоустройства, к внешнему облику и техническим (конструктивным) особенностям нестационарных торговых объектов и тому подобные требования. При осуществлении муниципального контроля следует учитывать данную позицию Конституционного Суда РФ. Помимо этого, следует обратить внимание на позицию Суда, сформулированную в Определении от 10 марта 2022 г., о необходимости "при строгом учете правовых позиций, изложенных Конституционным Судом, - проверить соответствие требований, содержащихся в правилах благоустройства территории, актам, обладающим более высокой юридической силой" <2>.
Статья: Лента Мебиуса российского законодательства
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2021, N 11)Объектом оборота, объектом сделки может быть только земельный участок, права на который зарегистрированы, в том числе и ранее учтенные объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы без постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, или земельные участки, права на которые зарегистрированы с постановкой на кадастровый учет в упрощенном порядке без определения местоположения границ.
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2021, N 11)Объектом оборота, объектом сделки может быть только земельный участок, права на который зарегистрированы, в том числе и ранее учтенные объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы без постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, или земельные участки, права на которые зарегистрированы с постановкой на кадастровый учет в упрощенном порядке без определения местоположения границ.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Долгое время регулирование вопросов снижения арендной платы основывалось на формальном подходе судов - только после формирования участка под эксплуатацию МКД прекращаются право государственной собственности и договор аренды застройщика в отношении него. Так, Арбитражный суд Московского округа в Обзоре за I квартал 2017 года дал следующие разъяснения <1>. Земельный участок, являющийся предметом договора аренды, сформированный и поставленный в установленном порядке на кадастровый учет и расположенный под многоквартирным жилым домом, с момента введения в действие ЖК РФ выбывает из собственности публично-правового образования. В отношении данного земельного участка в силу закона возникает право общей долевой собственности собственников квартир (помещений) в многоквартирном доме, что исключает право публично-правового образования на получение арендных платежей по ранее заключенному договору аренды. После введения в действие ЖК РФ, независимо от формирования земельного участка под многоквартирным домом, уполномоченный орган соответствующего публично-правового образования утрачивает право на распоряжение земельным участком под таким домом, в том числе путем сдачи его в аренду, и, следовательно, утрачивает право на получение арендных платежей за пользование этим земельным участком. В случае получения уполномоченным органом соответствующего публично-правового образования арендных платежей за пользование земельным участком после его перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме такие платежи подлежат возврату арендатору в качестве неосновательного обогащения. При этом ссылка на п. 4 ст. 1109 ГК РФ не может быть признана обоснованной.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Долгое время регулирование вопросов снижения арендной платы основывалось на формальном подходе судов - только после формирования участка под эксплуатацию МКД прекращаются право государственной собственности и договор аренды застройщика в отношении него. Так, Арбитражный суд Московского округа в Обзоре за I квартал 2017 года дал следующие разъяснения <1>. Земельный участок, являющийся предметом договора аренды, сформированный и поставленный в установленном порядке на кадастровый учет и расположенный под многоквартирным жилым домом, с момента введения в действие ЖК РФ выбывает из собственности публично-правового образования. В отношении данного земельного участка в силу закона возникает право общей долевой собственности собственников квартир (помещений) в многоквартирном доме, что исключает право публично-правового образования на получение арендных платежей по ранее заключенному договору аренды. После введения в действие ЖК РФ, независимо от формирования земельного участка под многоквартирным домом, уполномоченный орган соответствующего публично-правового образования утрачивает право на распоряжение земельным участком под таким домом, в том числе путем сдачи его в аренду, и, следовательно, утрачивает право на получение арендных платежей за пользование этим земельным участком. В случае получения уполномоченным органом соответствующего публично-правового образования арендных платежей за пользование земельным участком после его перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме такие платежи подлежат возврату арендатору в качестве неосновательного обогащения. При этом ссылка на п. 4 ст. 1109 ГК РФ не может быть признана обоснованной.