Порядок проведения служебной проверки госслужащего
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок проведения служебной проверки госслужащего (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 58 "Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания" Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации""Кроме того, независимо от предоставления объяснений в порядке части 1 статьи 58 Федерального закона N 79-ФЗ государственный гражданский служащий в период проведения служебной проверки имеет право давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы, а по ее окончании ознакомиться с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки (пункты 1 и 3 части 8 статьи 59) (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 ноября 2020 г. N 2660-О)."
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 13.07.2023 по делу N 88-16471/2023
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании компенсации морального вреда; 2) О признании результатов служебной проверки недействительными.
Обстоятельства: По мнению истца, служебная проверка проведена необъективно, не полностью и не всесторонне, не установлен факт совершения истцом дисциплинарного проступка, имеющиеся противоречия не устранены, допущены процессуальные нарушения при проведении заседания комиссии, не обеспечено его участие в его проведении.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Судебная коллегия отклонила также доводы истца о том, что акт об отсутствии письменного объяснения истца от ДД.ММ.ГГГГ необоснованно составлен в отсутствие истца, а также о том, что он подписан ФИО9, не являющейся членом комиссии, указав, что данные обстоятельства о порочности указанного акта не свидетельствуют, так как приведенные истцом требования в качестве обязательных при составлении такого акта в п. 22 "Порядка организации работы по проведению служебных проверок в отношении федеральных государственных служащих Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека", утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от ДД.ММ.ГГГГ за N 408, и в ст. 58 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ, не содержатся.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании компенсации морального вреда; 2) О признании результатов служебной проверки недействительными.
Обстоятельства: По мнению истца, служебная проверка проведена необъективно, не полностью и не всесторонне, не установлен факт совершения истцом дисциплинарного проступка, имеющиеся противоречия не устранены, допущены процессуальные нарушения при проведении заседания комиссии, не обеспечено его участие в его проведении.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Судебная коллегия отклонила также доводы истца о том, что акт об отсутствии письменного объяснения истца от ДД.ММ.ГГГГ необоснованно составлен в отсутствие истца, а также о том, что он подписан ФИО9, не являющейся членом комиссии, указав, что данные обстоятельства о порочности указанного акта не свидетельствуют, так как приведенные истцом требования в качестве обязательных при составлении такого акта в п. 22 "Порядка организации работы по проведению служебных проверок в отношении федеральных государственных служащих Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека", утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от ДД.ММ.ГГГГ за N 408, и в ст. 58 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ, не содержатся.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конкуренция процессуальных форм рассмотрения судами служебных дисциплинарных споров
(Лещина Э.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)Относительно особенностей проверки судом в гражданском процессе требований о проверке законности наложения дисциплинарного взыскания можно отметить следующее. Суды, рассматривая дела о привлечении работника к дисциплинарной ответственности, руководствуются правилом: "Привлечение работника к дисциплинарной ответственности допускается в случаях, когда работодатель установил конкретную вину работника и доказал ее в установленном порядке (принцип презумпции невиновности и виновной ответственности, т.е. наличия вины как необходимого элемента состава правонарушения)" <11>. Суды при рассмотрении дел об оспаривании дисциплинарного взыскания или о восстановлении на работе проверяют также, что работодатель соблюдает общие принципы юридической, а следовательно, и дисциплинарной ответственности, такие как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм; что при наложении взыскания учитывались тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду <12>. Если при рассмотрении дела о восстановлении на работе суд придет к выводу, что проступок действительно имел место, но увольнение произведено без учета вышеуказанных обстоятельств, иск может быть удовлетворен <13>. Что касается споров о законности наложения дисциплинарного взыскания на госслужащего, суды также проверяют наличие оснований для проведения служебной проверки, соблюдение порядка ее проведения <14>.
(Лещина Э.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)Относительно особенностей проверки судом в гражданском процессе требований о проверке законности наложения дисциплинарного взыскания можно отметить следующее. Суды, рассматривая дела о привлечении работника к дисциплинарной ответственности, руководствуются правилом: "Привлечение работника к дисциплинарной ответственности допускается в случаях, когда работодатель установил конкретную вину работника и доказал ее в установленном порядке (принцип презумпции невиновности и виновной ответственности, т.е. наличия вины как необходимого элемента состава правонарушения)" <11>. Суды при рассмотрении дел об оспаривании дисциплинарного взыскания или о восстановлении на работе проверяют также, что работодатель соблюдает общие принципы юридической, а следовательно, и дисциплинарной ответственности, такие как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм; что при наложении взыскания учитывались тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду <12>. Если при рассмотрении дела о восстановлении на работе суд придет к выводу, что проступок действительно имел место, но увольнение произведено без учета вышеуказанных обстоятельств, иск может быть удовлетворен <13>. Что касается споров о законности наложения дисциплинарного взыскания на госслужащего, суды также проверяют наличие оснований для проведения служебной проверки, соблюдение порядка ее проведения <14>.
Готовое решение: Как провести служебную проверку госслужащего
(КонсультантПлюс, 2024)Основанием для служебной проверки является решение представителя нанимателя или письменное заявление госслужащего (ч. 1 ст. 59 Закона о государственной гражданской службе).
(КонсультантПлюс, 2024)Основанием для служебной проверки является решение представителя нанимателя или письменное заявление госслужащего (ч. 1 ст. 59 Закона о государственной гражданской службе).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016)В соответствии с частью 2 статьи 58 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. Порядок проведения служебной проверки в отношении государственных служащих установлен статьей 59 данного федерального закона.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016)В соответствии с частью 2 статьи 58 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. Порядок проведения служебной проверки в отношении государственных служащих установлен статьей 59 данного федерального закона.
Указ Президента РФ от 14.01.2011 N 38
(ред. от 03.10.2024)
"Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации"
(вместе с "Положением о Следственном комитете Российской Федерации")порядок проведения служебных проверок в отношении сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников Следственного комитета;
(ред. от 03.10.2024)
"Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации"
(вместе с "Положением о Следственном комитете Российской Федерации")порядок проведения служебных проверок в отношении сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников Следственного комитета;