Порядок работы комиссии по оспариванию кадастровой стоимости
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок работы комиссии по оспариванию кадастровой стоимости (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 07.02.2023 по делу N 66а-380/2023 (УИД 53OS0000-01-2021-000037-29)
Категория: Оспаривание кадастровой стоимости.
Требования: О признании недействительными актов комиссии, связанных с рассмотрением споров об определении кадастровой стоимости.
Обстоятельства: Истец является получателем средств, поступающих в бюджет городского округа в виде доходов от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границе городского округа, оспариваемые решения комиссии нарушают права и законные интересы данного муниципального образования ввиду того, что ими уменьшена кадастровая стоимость земельных участков.
Решение: Отказано.Проверяя законность принятых Комиссией решений, проанализировав положения приказа Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года N 263, утвердившего порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, суд сделал вывод о принятии оспариваемых решений компетентным органом, с соблюдением установленного порядка. Оценив заключение повторной судебной оценочной экспертизы в совокупности с другими доказательствами по правилам статей 82, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд пришел к выводу, что оно отвечает требованиям относимости, допустимости, не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость спорных земельных участков, в связи с чем, отказал в удовлетворении требований администрации Великого Новгорода.
Категория: Оспаривание кадастровой стоимости.
Требования: О признании недействительными актов комиссии, связанных с рассмотрением споров об определении кадастровой стоимости.
Обстоятельства: Истец является получателем средств, поступающих в бюджет городского округа в виде доходов от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границе городского округа, оспариваемые решения комиссии нарушают права и законные интересы данного муниципального образования ввиду того, что ими уменьшена кадастровая стоимость земельных участков.
Решение: Отказано.Проверяя законность принятых Комиссией решений, проанализировав положения приказа Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года N 263, утвердившего порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, суд сделал вывод о принятии оспариваемых решений компетентным органом, с соблюдением установленного порядка. Оценив заключение повторной судебной оценочной экспертизы в совокупности с другими доказательствами по правилам статей 82, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд пришел к выводу, что оно отвечает требованиям относимости, допустимости, не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость спорных земельных участков, в связи с чем, отказал в удовлетворении требований администрации Великого Новгорода.
Апелляционное определение Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 12.09.2024 по делу N 66а-1674/2024 (УИД 77OS0000-02-2023-001118-48)
Категория: Оспаривание кадастровой стоимости.
Требования: Об установлении кадастровой стоимости объекта нежилой недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Обстоятельства: Истец сослался на то, что установленная кадастровая стоимость объекта недвижимости значительно превышает его рыночную стоимость, что затрагивает имущественные права и законные интересы ООО как плательщика налога на имущество организаций, размер которого рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения.
Решение: Удовлетворено.Расходы Департамента городского имущества города Москвы по проведению судебной экспертизы в размере 183 198,72 рублей судом первой инстанции правильно взысканы с административного истца на основании статей 109, 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П, поскольку расхождение между оспоренной кадастровой и рыночной стоимостью недвижимости составило 16,7% при допустимом диапазоне отклонений в 30%, указанном в пункте 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития от 4 мая 2012 года N 263, что не свидетельствует о допущенной ошибке при формировании методики проведения массовой кадастровой оценки либо ее применении к конкретному объекту недвижимости.
Категория: Оспаривание кадастровой стоимости.
Требования: Об установлении кадастровой стоимости объекта нежилой недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Обстоятельства: Истец сослался на то, что установленная кадастровая стоимость объекта недвижимости значительно превышает его рыночную стоимость, что затрагивает имущественные права и законные интересы ООО как плательщика налога на имущество организаций, размер которого рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения.
Решение: Удовлетворено.Расходы Департамента городского имущества города Москвы по проведению судебной экспертизы в размере 183 198,72 рублей судом первой инстанции правильно взысканы с административного истца на основании статей 109, 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П, поскольку расхождение между оспоренной кадастровой и рыночной стоимостью недвижимости составило 16,7% при допустимом диапазоне отклонений в 30%, указанном в пункте 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития от 4 мая 2012 года N 263, что не свидетельствует о допущенной ошибке при формировании методики проведения массовой кадастровой оценки либо ее применении к конкретному объекту недвижимости.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Вместо таких положений в ч. 21 ст. 24.18 Закона 1998 г. об оценке указано, что для получения информации, необходимой для работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, председатель комиссии вправе обратиться с запросом к исполнителю работ по определению кадастровой стоимости, результаты определения которой оспариваются, и (или) к оценщикам, составившим отчет, содержащий результаты определения кадастровой стоимости, которые оспариваются, и (или) к оценщикам, составившим отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого оспаривается, в случаях и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии. Соответственно, этот вопрос урегулирован нормативным паровым актом, изданным на основании данного Закона (см. ниже).
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Вместо таких положений в ч. 21 ст. 24.18 Закона 1998 г. об оценке указано, что для получения информации, необходимой для работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, председатель комиссии вправе обратиться с запросом к исполнителю работ по определению кадастровой стоимости, результаты определения которой оспариваются, и (или) к оценщикам, составившим отчет, содержащий результаты определения кадастровой стоимости, которые оспариваются, и (или) к оценщикам, составившим отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого оспаривается, в случаях и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии. Соответственно, этот вопрос урегулирован нормативным паровым актом, изданным на основании данного Закона (см. ниже).
Вопрос: Может ли быть увеличена кадастровая стоимость земельного участка по инициативе собственника?
(Консультация эксперта, 2023)В случае если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии (ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ).
(Консультация эксперта, 2023)В случае если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии (ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ).
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ
(ред. от 14.02.2024)
"Об оценочной деятельности в Российской Федерации"Для получения информации, необходимой для работы комиссии, председатель комиссии вправе обратиться с запросом к исполнителю работ по определению кадастровой стоимости, результаты определения которой оспариваются, и (или) к оценщикам, составившим отчет, содержащий результаты определения кадастровой стоимости, которые оспариваются, и (или) к оценщикам, составившим отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого оспаривается, в случаях и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.
(ред. от 14.02.2024)
"Об оценочной деятельности в Российской Федерации"Для получения информации, необходимой для работы комиссии, председатель комиссии вправе обратиться с запросом к исполнителю работ по определению кадастровой стоимости, результаты определения которой оспариваются, и (или) к оценщикам, составившим отчет, содержащий результаты определения кадастровой стоимости, которые оспариваются, и (или) к оценщикам, составившим отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого оспаривается, в случаях и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.
Федеральный закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ
(ред. от 19.12.2022)
"О государственной кадастровой оценке"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023)19. Комиссия в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения направляет в орган регистрации прав и бюджетное учреждение копию указанного решения. В случае принятия комиссией решения об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости комиссия в течение пяти рабочих дней со дня его принятия направляет в орган регистрации прав и бюджетное учреждение копию указанного решения, а также отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, который составлен на электронном носителе в форме электронного документа и на основании которого оспорена кадастровая стоимость.
(ред. от 19.12.2022)
"О государственной кадастровой оценке"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023)19. Комиссия в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения направляет в орган регистрации прав и бюджетное учреждение копию указанного решения. В случае принятия комиссией решения об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости комиссия в течение пяти рабочих дней со дня его принятия направляет в орган регистрации прав и бюджетное учреждение копию указанного решения, а также отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, который составлен на электронном носителе в форме электронного документа и на основании которого оспорена кадастровая стоимость.