Порядок рассмотрения уведомлений о возникшем конфликте интересов

Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок рассмотрения уведомлений о возникшем конфликте интересов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 22.05.2024 N 88А-10775/2024
Категория: Споры с органами власти.
Требования: О досрочном прекращении полномочий должностного лица.
Обстоятельства: Глава района совершил нарушение, за которое предусмотрена ответственность в виде досрочного удаления в отставку в связи с утратой доверия. Вопрос об удалении главы района в отставку в связи с утратой доверия не решен, что не основано на законе и влечет освобождение главы района, виновного в допущенных нарушениях, от установленной законом ответственности.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение в части.
Проверяя законность и обоснованность судебного решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда с выводами районного суда согласилась, указав, что представление прокурора рассмотрено органом, в который оно внесено, в установленном законом порядке; о результатах рассмотрения представления прокурор уведомлен; принятие Советом депутатов решения, предоставляющего главе района возможность урегулирования конфликта интересов с предоставлением информации об исполнении до 25 августа 2023 года, по представлению прокурора, в котором последним указывалось на необходимость принятия мер по устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов, с предоставлением информации об исполнении в срок до 25 августа 2023 года, не свидетельствует о его противоречии закону, учитывая также, что данный конфликт урегулирован. Сама по себе возможность возникновения конфликта интересов либо его возникновение не является предусмотренным законом основанием для освобождения от должности в связи с утратой доверия при надлежащем исполнении главой района обязанности уведомить о таком конфликте, либо о вероятности его возникновения. В связи с принятием Комиссией и Президиумом Совета депутатов решений об отсутствии конфликта интересов глава района не имел достаточных поводов и оснований для принятия дальнейших мер, направленных на урегулирование конфликта.
Кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 03.05.2024 N 88а-8169/2024
Категория спора: Защита избирательных прав.
Требования: О признании незаконным решения о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа местного самоуправления в связи с утратой доверия, возложении обязанностей.
Решение: Отказано.
Вопреки доводам жалобы направление письма от 12 сентября 2022 года N 01-146 председателю Думы (т. 1 л.д. 51) не свидетельствует об исполнении депутатом Т.А. обязанности, предусмотренной ч. 4.1 ст. 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ, поскольку данное письмо по содержанию не является уведомлением о возникновении личной заинтересованности при осуществлении полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, форма которого утверждена в Приложении N 1 к Порядку направления сообщений о возникновении личной заинтересованности при осуществлении полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принятия мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов лицами, замещающими муниципальные должности в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, и предварительного рассмотрения таких сообщений, утв. Указом Губернатора Свердловской области от 17 февраля 2020 года N 55-УГ. При этом председатель Думы дважды (в письмах от 22 апреля 2022 года N 01-210 и от 25 августа 2022 года N 01-403) предлагал Т.А. принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта со ссылкой на Федеральный закон N 273-ФЗ и Порядок.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: О некоторых аспектах применения в Российской Федерации института доверительного управления как инструмента предотвращения конфликта интересов
(Горохова С.С.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 3)
Пункт 4 имеет вид бланкетной нормы и определяет, что рассмотрение уведомлений о возникновении (возможности возникновения) конфликта интересов необходимо осуществлять в порядке, установленном Приказами Генерального прокурора РФ N 209 "О порядке сообщения федеральными государственными служащими органов и организаций прокуратуры Российской Федерации о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных (служебных) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов" [20] и N 489 "Об утверждении Порядка уведомления работниками, замещающими отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед прокуратурой, о фактах обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений и принятия мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов" [21]. Приказ N 489, к слову, уже утратил силу, и в настоящее время действует Приказ N 751 "Об утверждении Положения о порядке уведомления руководителей (представителей нанимателя) органов и организаций прокуратуры Российской Федерации прокурорскими работниками, федеральными государственными гражданскими служащими и работниками, замещающими отдельные должности на основании трудового договора в Университете прокуратуры Российской Федерации, о фактах обращения к ним в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений и организации проверки представленных сведений" [22].
Статья: К вопросу особенностей реализации государственной антикоррупционной политики в странах Центральной Азии
(Шорохов В.Е., Шорохова А.А., Власов В.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 5)
В качестве типичного примера в этом контексте выступает сфера предупреждения конфликта интересов. Так, поскольку в большинстве рассматриваемых стран государственный служащий обязан уведомить о конфликте интересов непосредственного руководителя, примечателен порядок действий должностного лица в случае склонения его к коррупционным действиям либо возникновения других противоречий, связанных с личной заинтересованностью: при получении согласия непосредственного руководителя служащий освобождается от ответственности, и если действия были необоснованными, ответственность несет руководитель. Эти правила не действуют только в Республике Таджикистан <3>.

Нормативные акты

"Обзор практики применения судами в 2014 - 2016 годах законодательства Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с наложением дисциплинарных взысканий за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)
Обращаясь в суд с заявлением об установлении факта наличия возникшего конфликта интересов, стороной которого является муниципальный служащий Ч., прокурор сослался на то, что личная заинтересованность Ч. может повлиять на объективное исполнение ею должностных обязанностей первого заместителя главы администрации муниципального района. Ч. не приняла мер по недопущению возникновения конфликта интересов, письменного уведомления работодателю о возникшем конфликте интересов не представила. Данные действия являются правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
Указ Президента РФ от 25.04.2022 N 232
(ред. от 26.10.2023)
"О государственной информационной системе в области противодействия коррупции "Посейдон" и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации"
(вместе с "Положением о государственной информационной системе в области противодействия коррупции "Посейдон")
10. Абзац второй пункта 11 Положения о порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. N 650 "О порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и о внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 52, ст. 7588), изложить в следующей редакции: