Порядок реализации образовательных программ в сетевой форме
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок реализации образовательных программ в сетевой форме (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Сетевые образовательные программы: эволюция формирования регуляторного подхода и вопросы практической реализации сетевой формы сотрудничества
(Ильина Н.А., Серова О.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 5)Подводя итог, можно отметить, что регулирование порядка реализации сетевой формы образовательных программ приобретает все детализацию. Уменьшается автономия вузов по проектированию форматов сетевого взаимодействия, не предусмотренных моделями сетевых образовательных программ. Так, установленная Приказом N 882/391 форма договора о сетевой форме реализации образовательной программы является примерной, однако регулятор считает, что все условия примерной формы должны быть включены в договор (письмо Минобрнауки России от 16.11.2022 N МН-5/35513 "О направлении разъяснений"). Складывается довольно противоречивая ситуация. С одной стороны, был очевидный запрос на детализацию регулирования со стороны вузовского сообщества. С другой стороны, сужается возможность участников сетевого взаимодействия выстроить нетипичные взаимоотношения и формат реализации планируемого образовательного результата. Одной из причин сложившейся ситуации является отсутствие четкого определения правовой природы отношений между участниками сетевого взаимодействия.
(Ильина Н.А., Серова О.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 5)Подводя итог, можно отметить, что регулирование порядка реализации сетевой формы образовательных программ приобретает все детализацию. Уменьшается автономия вузов по проектированию форматов сетевого взаимодействия, не предусмотренных моделями сетевых образовательных программ. Так, установленная Приказом N 882/391 форма договора о сетевой форме реализации образовательной программы является примерной, однако регулятор считает, что все условия примерной формы должны быть включены в договор (письмо Минобрнауки России от 16.11.2022 N МН-5/35513 "О направлении разъяснений"). Складывается довольно противоречивая ситуация. С одной стороны, был очевидный запрос на детализацию регулирования со стороны вузовского сообщества. С другой стороны, сужается возможность участников сетевого взаимодействия выстроить нетипичные взаимоотношения и формат реализации планируемого образовательного результата. Одной из причин сложившейся ситуации является отсутствие четкого определения правовой природы отношений между участниками сетевого взаимодействия.
Статья: Договорное регулирование отношений между образовательными организациями и сетевыми партнерами
(Серебрякова А.А.)
("Гражданское право", 2021, N 4)В развитие положений ст. 15 Федерального закона об образовании был принят специальный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ (далее - Порядок организации) <2>. В нем даны пояснения относительно существенных условий договора о сетевой форме реализации образовательных программ (договора о сетевой форме), предложены примерные формы договоров о сетевой форме. В частности, определено, что участниками договора являются базовая организация, которой является образовательная организация. В эту организацию обучающийся принимается на обучение, и эта организация несет ответственность за реализацию сетевой образовательной программы в целом, на нее возлагается контроль за участием в реализации сетевой программы других организаций. Соответственно, другой стороной или сторонами договора о сетевой форме является организация-участник - это либо организация, осуществляющая образовательную деятельность и реализующая часть сетевой программы, либо обладающая необходимыми ресурсами иная организация. Предлагается их так и именовать: образовательную организацию как организацию-участник, а обладающую ресурсами для осуществления образовательной деятельности организацию как организацию, обладающую ресурсами. В юридической литературе высказывались суждения относительно наименования сторон договора о сетевой форме. Так, М.Н. Малеина отмечает: "Иногда в конкретных договорах стороны именуют себя основной (базовой) и ресурсной организациями. Такое обозначение не совсем точно, поскольку обе стороны являются равноправными участниками и предоставляют определенные ресурсы для осуществления программы" <3> и предлагает их именовать "сторона N 1" и "сторона N 2". Позволим себе не согласиться с мнением уважаемого автора: именно в тех случаях, когда другой стороной в договоре выступает индустриальный партнер, по нашему мнению, наиболее уместно как раз предлагаемое наименование его как организации, обладающей ресурсами. Например, ФГБОУ ВО "Псковский государственный университет" имеет договор о сетевой форме реализации образовательной программы по направлению подготовки 29.03.05 "Конструирование изделий легкой промышленности" с ООО "Кампотекс" - крупнейшей российской компанией по производству и продаже изделий из натуральных тканей под торговыми марками WoolHouse и Alpecora. Не в последнюю очередь именно из-за современнейшей ресурсной базы ООО "Кампотекс" ПсковГУ заключил с данной организацией сетевой договор. И хотя обе стороны являются его равноправными участниками, содержательно очевидно, что именно ООО "Кампотекс" выступает в договоре как организация-участник, обладающая ресурсами, которые отсутствуют у ПсковГУ для решения вопроса качественной и наиболее современной подготовки специалистов по направлению "Конструирование изделий легкой промышленности". До заключения договора должны быть оценены потенциальные возможности участников договорных отношений, должно быть полное понимание относительного того, какие именно ресурсы предоставляет организация - участник сетевого договора, обладающая ресурсами, и на каких условиях. ООО "Кампотекс" проявило интерес в подготовке специалистов непосредственно на своих производственных мощностях, предоставило возможность студентам выполнять определенные работы непосредственно на оборудовании предприятия в рамках различного вида практик и проектной деятельности. Стороны нашли точки соприкосновения и по другим вопросам, в частности, в договоре одним из его условий нашло свое закрепление положение о возможном последующем трудоустройстве выпускников сетевой образовательной программы непосредственно в подразделения организации. Требование, предъявляемое к организации-участнику, являющейся образовательной организацией, - это наличие лицензии на осуществление соответствующей образовательной деятельности. Это требование не распространяется на иностранного партнера, поскольку для иностранной образовательной организации могут быть установлены национальные требования, которым она и должна соответствовать в рассматриваемых целях. Порядок организации подчеркивает, что непосредственно сама сетевая образовательная программа, и это должно найти свое закрепление в договоре о сетевой форме, либо утверждается базовой организацией, как образовательной организацией, либо утверждается совместно базовой организацией и организацией-участником, будь то другая образовательная организация или организация-участник, обладающая необходимыми ресурсами. В любом случае в обязанности организации-участника входит разработка рабочих программ, оценочных и методических материалов по тем дисциплинам, модулям, практикам, к реализации которых она привлечена. При этом относительно рабочих программ, реализуемых иностранной образовательной организацией, допускается включение в образовательную программу таких рабочих программ на соответствующем языке обучения.
(Серебрякова А.А.)
("Гражданское право", 2021, N 4)В развитие положений ст. 15 Федерального закона об образовании был принят специальный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ (далее - Порядок организации) <2>. В нем даны пояснения относительно существенных условий договора о сетевой форме реализации образовательных программ (договора о сетевой форме), предложены примерные формы договоров о сетевой форме. В частности, определено, что участниками договора являются базовая организация, которой является образовательная организация. В эту организацию обучающийся принимается на обучение, и эта организация несет ответственность за реализацию сетевой образовательной программы в целом, на нее возлагается контроль за участием в реализации сетевой программы других организаций. Соответственно, другой стороной или сторонами договора о сетевой форме является организация-участник - это либо организация, осуществляющая образовательную деятельность и реализующая часть сетевой программы, либо обладающая необходимыми ресурсами иная организация. Предлагается их так и именовать: образовательную организацию как организацию-участник, а обладающую ресурсами для осуществления образовательной деятельности организацию как организацию, обладающую ресурсами. В юридической литературе высказывались суждения относительно наименования сторон договора о сетевой форме. Так, М.Н. Малеина отмечает: "Иногда в конкретных договорах стороны именуют себя основной (базовой) и ресурсной организациями. Такое обозначение не совсем точно, поскольку обе стороны являются равноправными участниками и предоставляют определенные ресурсы для осуществления программы" <3> и предлагает их именовать "сторона N 1" и "сторона N 2". Позволим себе не согласиться с мнением уважаемого автора: именно в тех случаях, когда другой стороной в договоре выступает индустриальный партнер, по нашему мнению, наиболее уместно как раз предлагаемое наименование его как организации, обладающей ресурсами. Например, ФГБОУ ВО "Псковский государственный университет" имеет договор о сетевой форме реализации образовательной программы по направлению подготовки 29.03.05 "Конструирование изделий легкой промышленности" с ООО "Кампотекс" - крупнейшей российской компанией по производству и продаже изделий из натуральных тканей под торговыми марками WoolHouse и Alpecora. Не в последнюю очередь именно из-за современнейшей ресурсной базы ООО "Кампотекс" ПсковГУ заключил с данной организацией сетевой договор. И хотя обе стороны являются его равноправными участниками, содержательно очевидно, что именно ООО "Кампотекс" выступает в договоре как организация-участник, обладающая ресурсами, которые отсутствуют у ПсковГУ для решения вопроса качественной и наиболее современной подготовки специалистов по направлению "Конструирование изделий легкой промышленности". До заключения договора должны быть оценены потенциальные возможности участников договорных отношений, должно быть полное понимание относительного того, какие именно ресурсы предоставляет организация - участник сетевого договора, обладающая ресурсами, и на каких условиях. ООО "Кампотекс" проявило интерес в подготовке специалистов непосредственно на своих производственных мощностях, предоставило возможность студентам выполнять определенные работы непосредственно на оборудовании предприятия в рамках различного вида практик и проектной деятельности. Стороны нашли точки соприкосновения и по другим вопросам, в частности, в договоре одним из его условий нашло свое закрепление положение о возможном последующем трудоустройстве выпускников сетевой образовательной программы непосредственно в подразделения организации. Требование, предъявляемое к организации-участнику, являющейся образовательной организацией, - это наличие лицензии на осуществление соответствующей образовательной деятельности. Это требование не распространяется на иностранного партнера, поскольку для иностранной образовательной организации могут быть установлены национальные требования, которым она и должна соответствовать в рассматриваемых целях. Порядок организации подчеркивает, что непосредственно сама сетевая образовательная программа, и это должно найти свое закрепление в договоре о сетевой форме, либо утверждается базовой организацией, как образовательной организацией, либо утверждается совместно базовой организацией и организацией-участником, будь то другая образовательная организация или организация-участник, обладающая необходимыми ресурсами. В любом случае в обязанности организации-участника входит разработка рабочих программ, оценочных и методических материалов по тем дисциплинам, модулям, практикам, к реализации которых она привлечена. При этом относительно рабочих программ, реализуемых иностранной образовательной организацией, допускается включение в образовательную программу таких рабочих программ на соответствующем языке обучения.
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об образовании в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ
(ред. от 08.08.2024)
"Об образовании в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ