Порядок внесения изменений в генеральный план поселения
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок внесения изменений в генеральный план поселения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 21.12.2022 по делу N 66а-2542/2022
Об оставлении без изменения решения Саратовского областного суда от 03.10.2022 об оспаривании в части решения Аткарского муниципального Собрания Аткарского муниципального района Саратовской области пятого созыва от 19.11.2021 N 581 "Об утверждении генерального плана Ершовского муниципального образования Аткарского муниципального района".Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда о том, что при наличии отрицательного заключения Рослесхоза на проект внесения изменений в генеральный план утверждение документа территориального планирования при квалифицированном молчании уполномоченного органа исполнительной власти (части 7 и 8 статьи 25 ГрК РФ), не подтверждает соблюдение порядка принятия нормативного правового акта о внесении изменений в генеральный план поселения.
Об оставлении без изменения решения Саратовского областного суда от 03.10.2022 об оспаривании в части решения Аткарского муниципального Собрания Аткарского муниципального района Саратовской области пятого созыва от 19.11.2021 N 581 "Об утверждении генерального плана Ершовского муниципального образования Аткарского муниципального района".Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда о том, что при наличии отрицательного заключения Рослесхоза на проект внесения изменений в генеральный план утверждение документа территориального планирования при квалифицированном молчании уполномоченного органа исполнительной власти (части 7 и 8 статьи 25 ГрК РФ), не подтверждает соблюдение порядка принятия нормативного правового акта о внесении изменений в генеральный план поселения.
Апелляционное определение Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 21.12.2022 по делу N 66а-2541/2022
Об оставлении без изменения решения Оренбургского областного суда от 27.09.2021 о признании частично не действующим генерального плана муниципального образования "Город Оренбург", утвержденного решением Оренбургского городского Совета от 10.10.2008 N 674.Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда о том, что при наличии отрицательного заключения Рослесхоза на проект внесения изменений в генеральный план утверждение документа территориального планирования при квалифицированном молчании уполномоченного органа исполнительной власти (части 7 и 8 статьи 25 ГрК РФ), не подтверждает соблюдение порядка принятия нормативного правового акта о внесении изменений в генеральный план поселения.
Об оставлении без изменения решения Оренбургского областного суда от 27.09.2021 о признании частично не действующим генерального плана муниципального образования "Город Оренбург", утвержденного решением Оренбургского городского Совета от 10.10.2008 N 674.Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда о том, что при наличии отрицательного заключения Рослесхоза на проект внесения изменений в генеральный план утверждение документа территориального планирования при квалифицированном молчании уполномоченного органа исполнительной власти (части 7 и 8 статьи 25 ГрК РФ), не подтверждает соблюдение порядка принятия нормативного правового акта о внесении изменений в генеральный план поселения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Оформление прав на публичные земельные участки для целей разработки месторождений полезных ископаемых: практические аспекты
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2024, N 5)ЗК РФ исходит из того, что правовой режим земельных участков определяется целевым назначением (категория земель) и видом разрешенного использования. Земельным законодательством регулируется перевод из одной категории в другую, инициатором изменения категории (целевого назначения) является заинтересованное лицо. В рассматриваемой ситуации это недропользователь. Перевод осуществляется по его ходатайству при наличии достаточных оснований, перечень которых носит исчерпывающий характер. Документы территориального планирования (например, генплан поселения) и документация по планировке территории - это терминология Градостроительного кодекса (ГрК) РФ, который вообще не упоминает о делении земель на категории. Внесение изменений в генплан поселения, который является законом, осуществляется в порядке, предусмотренном ГрК РФ, путем принятия соответствующего законодательного акта. Интересы частных лиц, в том числе и недропользователей, при этом учитывать никто не обязан - внесение изменений в документы территориального планирования ориентировано прежде всего на интересы публичные. Поэтому если интересы местных органов власти как выразителя публичных интересов и интересы недропользователя не совпадают, то пользователь недр так и не сможет приступить к освоению месторождения. Самым парадоксальным является то, что никакого противоправного поведения со стороны публичных органов власти в этом случае нет. Роснедра, выставляя на аукцион лицензионный участок, не обязаны сопоставлять его с возможностью оформления прав на земельный участок, а местные органы власти вправе отказать частным лицам во внесении изменений в документ территориального планирования (генплан), мотивируя это публичными интересами (например, в развитии жилищного строительства). Точнее, противоправного поведения нет при отказе в переводе земельного участка в категорию земель промышленности и при отказе во внесении изменений в генплан. Но, вполне возможно, противоправность все-таки присутствовала на стадии подготовки, согласования и принятия генплана поселения. Как указывали Минприроды России и Роснедра <30>, согласно ст. 18 ГрК РФ, Порядку согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований <31> документы территориального планирования муниципальных образований, проекты изменений, вносимых в такие документы, подлежат согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. В процессе согласования данные документы рассматриваются уполномоченными государственными органами в том числе на предмет учета расположения месторождений полезных ископаемых - как освоенных на основании действующих лицензий на право пользования недрами, так и находящихся в нераспределенном фонде недр. По итогам рассмотрения уполномоченными органами государственной власти оформляется заключение. Таким образом, положительное заключение Роснедр по проектам схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов является в числе прочего основанием для последующего утверждения данных документов. Соответственно, в идеале при наличии информации об имеющихся в недрах месторождениях полезных ископаемых Роснедра не могут согласовать никакую другую функциональную зону в генплане, кроме промышленной. Но даже если нарушения со стороны публичных структур при подготовке и принятии генплана и были, на оспаривание этих действий в судебном порядке уйдет довольно много времени без какой бы то ни было гарантии на успех. При этом лицензионные условия в части сроков освоения месторождения, объемов добычи будут нарушены и лицензия будет досрочно прекращена.
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2024, N 5)ЗК РФ исходит из того, что правовой режим земельных участков определяется целевым назначением (категория земель) и видом разрешенного использования. Земельным законодательством регулируется перевод из одной категории в другую, инициатором изменения категории (целевого назначения) является заинтересованное лицо. В рассматриваемой ситуации это недропользователь. Перевод осуществляется по его ходатайству при наличии достаточных оснований, перечень которых носит исчерпывающий характер. Документы территориального планирования (например, генплан поселения) и документация по планировке территории - это терминология Градостроительного кодекса (ГрК) РФ, который вообще не упоминает о делении земель на категории. Внесение изменений в генплан поселения, который является законом, осуществляется в порядке, предусмотренном ГрК РФ, путем принятия соответствующего законодательного акта. Интересы частных лиц, в том числе и недропользователей, при этом учитывать никто не обязан - внесение изменений в документы территориального планирования ориентировано прежде всего на интересы публичные. Поэтому если интересы местных органов власти как выразителя публичных интересов и интересы недропользователя не совпадают, то пользователь недр так и не сможет приступить к освоению месторождения. Самым парадоксальным является то, что никакого противоправного поведения со стороны публичных органов власти в этом случае нет. Роснедра, выставляя на аукцион лицензионный участок, не обязаны сопоставлять его с возможностью оформления прав на земельный участок, а местные органы власти вправе отказать частным лицам во внесении изменений в документ территориального планирования (генплан), мотивируя это публичными интересами (например, в развитии жилищного строительства). Точнее, противоправного поведения нет при отказе в переводе земельного участка в категорию земель промышленности и при отказе во внесении изменений в генплан. Но, вполне возможно, противоправность все-таки присутствовала на стадии подготовки, согласования и принятия генплана поселения. Как указывали Минприроды России и Роснедра <30>, согласно ст. 18 ГрК РФ, Порядку согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований <31> документы территориального планирования муниципальных образований, проекты изменений, вносимых в такие документы, подлежат согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. В процессе согласования данные документы рассматриваются уполномоченными государственными органами в том числе на предмет учета расположения месторождений полезных ископаемых - как освоенных на основании действующих лицензий на право пользования недрами, так и находящихся в нераспределенном фонде недр. По итогам рассмотрения уполномоченными органами государственной власти оформляется заключение. Таким образом, положительное заключение Роснедр по проектам схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов является в числе прочего основанием для последующего утверждения данных документов. Соответственно, в идеале при наличии информации об имеющихся в недрах месторождениях полезных ископаемых Роснедра не могут согласовать никакую другую функциональную зону в генплане, кроме промышленной. Но даже если нарушения со стороны публичных структур при подготовке и принятии генплана и были, на оспаривание этих действий в судебном порядке уйдет довольно много времени без какой бы то ни было гарантии на успех. При этом лицензионные условия в части сроков освоения месторождения, объемов добычи будут нарушены и лицензия будет досрочно прекращена.
Статья: Правовые вопросы выявления и ликвидации накопленного вреда при осуществлении градостроительной деятельности на застроенных территориях
(Романова О.А.)
("Экологическое право", 2020, N 1)Застройка, в том числе ее обновление в границах застроенных территорий, а также другое использование соответствующих земельных участков регулируются правовыми градостроительными средствами, прежде всего с помощью территориального планирования и градостроительного зонирования, в процессе осуществления которых устанавливаются функциональные и территориальные зоны, в границах которых определяются возможные виды разрешенного использования земельных участков и параметры строительства. Представляется, что именно на стадии территориального планирования и градостроительного зонирования поселений и городских округов должны выявляться объекты накопленного вреда и учитываться при подготовке генеральных планов и установлении границ территориальных зон. Поскольку к настоящему времени во многих поселениях данные документы уже утверждены, то в таких случаях речь должна идти о порядке внесения изменений в генпланы и правила землепользования и застройки (далее - ПЗЗ) на основании выявленных объектов накопленного вреда. При этом механизм выявления объектов накопленного вреда никоим образом не связан с деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления по подготовке, утверждению и изменению генпланов и ПЗЗ.
(Романова О.А.)
("Экологическое право", 2020, N 1)Застройка, в том числе ее обновление в границах застроенных территорий, а также другое использование соответствующих земельных участков регулируются правовыми градостроительными средствами, прежде всего с помощью территориального планирования и градостроительного зонирования, в процессе осуществления которых устанавливаются функциональные и территориальные зоны, в границах которых определяются возможные виды разрешенного использования земельных участков и параметры строительства. Представляется, что именно на стадии территориального планирования и градостроительного зонирования поселений и городских округов должны выявляться объекты накопленного вреда и учитываться при подготовке генеральных планов и установлении границ территориальных зон. Поскольку к настоящему времени во многих поселениях данные документы уже утверждены, то в таких случаях речь должна идти о порядке внесения изменений в генпланы и правила землепользования и застройки (далее - ПЗЗ) на основании выявленных объектов накопленного вреда. При этом механизм выявления объектов накопленного вреда никоим образом не связан с деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления по подготовке, утверждению и изменению генпланов и ПЗЗ.
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)28. Генеральный план поселения, генеральный план муниципального округа, генеральный план городского округа после внесения в них изменений, связанных с устранением выявленного пересечения границ населенных пунктов с границами земельных участков, подлежат опубликованию органом государственной власти или органом местного самоуправления, утвердившими документ территориального планирования муниципального образования, которым установлены границы населенного пункта, в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте, в информационной системе территориального планирования и на региональном портале государственных и муниципальных услуг в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня утверждения указанных изменений.
(ред. от 08.08.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)28. Генеральный план поселения, генеральный план муниципального округа, генеральный план городского округа после внесения в них изменений, связанных с устранением выявленного пересечения границ населенных пунктов с границами земельных участков, подлежат опубликованию органом государственной власти или органом местного самоуправления, утвердившими документ территориального планирования муниципального образования, которым установлены границы населенного пункта, в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте, в информационной системе территориального планирования и на региональном портале государственных и муниципальных услуг в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня утверждения указанных изменений.
Федеральный закон от 24.07.2008 N 161-ФЗ
(ред. от 14.02.2024)
"О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий"18.2) осуществляет в установленном порядке выполнение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
(ред. от 14.02.2024)
"О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий"18.2) осуществляет в установленном порядке выполнение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну;