Последствия нецелевого использования земель сельскохозяйственного назначения
Подборка наиболее важных документов по запросу Последствия нецелевого использования земель сельскохозяйственного назначения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2018 год: Статья 78 "Использование земель сельскохозяйственного назначения" ЗК РФ
(ООО юридическая фирма "ЮРИНФОРМ ВМ")Удовлетворяя требование о признании недействительным договора аренды земельных участков, заключенного ответчиками, применении последствий недействительности сделки, суд в порядке статьи 39.2, статьи 42, части 1 статьи 78 ЗК РФ пришел к выводу о том, что предоставленные ответчику в аренду земли сельскохозяйственного назначения используются не по целевому назначению (для добычи полезных ископаемых), при этом перевод земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию земель не производился, доказательств, свидетельствующих о том, что спорные земли используются не только для добычи полезных ископаемых, но и как сельскохозяйственные, не представлено, учитывая, что данное обстоятельство не подтверждает действительность договора аренды земельных участков, поскольку допускается заключение договора аренды земельного участка без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации согласно ФЗ от 24.07.2002 N 101-ФЗ.
(ООО юридическая фирма "ЮРИНФОРМ ВМ")Удовлетворяя требование о признании недействительным договора аренды земельных участков, заключенного ответчиками, применении последствий недействительности сделки, суд в порядке статьи 39.2, статьи 42, части 1 статьи 78 ЗК РФ пришел к выводу о том, что предоставленные ответчику в аренду земли сельскохозяйственного назначения используются не по целевому назначению (для добычи полезных ископаемых), при этом перевод земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию земель не производился, доказательств, свидетельствующих о том, что спорные земли используются не только для добычи полезных ископаемых, но и как сельскохозяйственные, не представлено, учитывая, что данное обстоятельство не подтверждает действительность договора аренды земельных участков, поскольку допускается заключение договора аренды земельного участка без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации согласно ФЗ от 24.07.2002 N 101-ФЗ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Тенденции в изменении подходов законодателя к установлению и обеспечению правового режима земельных участков
(Липски С.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2019, N 2)1) принадлежностью к категории земель; при этом земельным законодательством в достаточной мере урегулированы состав таких категорий, порядок перевода из одной в другую, последствия нарушения такого режима - нецелевого использования участков;
(Липски С.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2019, N 2)1) принадлежностью к категории земель; при этом земельным законодательством в достаточной мере урегулированы состав таких категорий, порядок перевода из одной в другую, последствия нарушения такого режима - нецелевого использования участков;
Статья: Рациональное использование природных ресурсов: понятие, принцип, полномочие, направление государственной экологической политики
(Петрова Т.В.)
("Экологическое право", 2016, N 3)Закон Российской Федерации "О недрах" <11> не только широко оперирует этим понятием, но и устанавливает систему основных требований по рациональному использованию недр (ст. 23 и др.). Непоследовательной представляется позиция Земельного кодекса Российской Федерации <12> (далее - Земельный кодекс), не дающего представления о критериях рационального использования земель и рассматривающего его в качестве одной из целей их охраны (ст. 12). Земельный кодекс (п. 6 ст. 11.9) также связывает понятие "рациональное использование" с конфигурациями земельных участков, усматривая в перечисленных в этой норме недостатках (вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, невозможности размещения объектов недвижимости) препятствия для рационального использования земель. Другие положения Земельного кодекса (пп. 1 п. 2 ст. 45) предусматривают возможность прекращения права (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок в случае его использования с грубым нарушением правил рационального использования. Под грубым нарушением Земельный кодекс подразумевает нецелевое использование земельного участка, существенное снижение плодородия сельскохозяйственных земель, значительное ухудшение экологической обстановки. Остается открытым вопрос о допустимости, критериях и правовых последствиях негрубого нарушения (несоблюдения) правил рационального использования земли. Вероятно, целесообразно просто перечислить в Земельном кодексе эти общие правила рационального использования либо для земель разного целевого назначения, либо как систему общих правил (требований) для земель любых категорий.
(Петрова Т.В.)
("Экологическое право", 2016, N 3)Закон Российской Федерации "О недрах" <11> не только широко оперирует этим понятием, но и устанавливает систему основных требований по рациональному использованию недр (ст. 23 и др.). Непоследовательной представляется позиция Земельного кодекса Российской Федерации <12> (далее - Земельный кодекс), не дающего представления о критериях рационального использования земель и рассматривающего его в качестве одной из целей их охраны (ст. 12). Земельный кодекс (п. 6 ст. 11.9) также связывает понятие "рациональное использование" с конфигурациями земельных участков, усматривая в перечисленных в этой норме недостатках (вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, невозможности размещения объектов недвижимости) препятствия для рационального использования земель. Другие положения Земельного кодекса (пп. 1 п. 2 ст. 45) предусматривают возможность прекращения права (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок в случае его использования с грубым нарушением правил рационального использования. Под грубым нарушением Земельный кодекс подразумевает нецелевое использование земельного участка, существенное снижение плодородия сельскохозяйственных земель, значительное ухудшение экологической обстановки. Остается открытым вопрос о допустимости, критериях и правовых последствиях негрубого нарушения (несоблюдения) правил рационального использования земли. Вероятно, целесообразно просто перечислить в Земельном кодексе эти общие правила рационального использования либо для земель разного целевого назначения, либо как систему общих правил (требований) для земель любых категорий.
Нормативные акты
Постановление N 25 Совета Министров Союзного государства
"Об итогах выполнения программы Союзного государства "Разработка космических и наземных средств обеспечения потребителей России и Беларуси информацией дистанционного зондирования Земли" ("Мониторинг-СГ")"
(Вместе с "Итоговым отчетом...", "Дополнением...", "Перечнем имущества и объектов интеллектуальной собственности, созданных и (или) приобретенных за счет средств бюджета Союзного государства...", "Комплексом мероприятий по обеспечению использования результатов реализации программы...")
(Принято в г. Бресте 13.12.2018)Земли сельскохозяйственного назначения в России и Беларуси являются стратегическим ресурсом, обеспечивающим продовольственную безопасность населения. Нерациональное и нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения ведет к их деградации, которая заключается в утрате плодородия, зарастания, засорения, нецелевого использования и иных негативных последствий, отрицательно влияющих на возможность получения сельскохозяйственной продукции. Для обеспечения рационального использования необходимо осуществление мониторинга земельного фонда.
"Об итогах выполнения программы Союзного государства "Разработка космических и наземных средств обеспечения потребителей России и Беларуси информацией дистанционного зондирования Земли" ("Мониторинг-СГ")"
(Вместе с "Итоговым отчетом...", "Дополнением...", "Перечнем имущества и объектов интеллектуальной собственности, созданных и (или) приобретенных за счет средств бюджета Союзного государства...", "Комплексом мероприятий по обеспечению использования результатов реализации программы...")
(Принято в г. Бресте 13.12.2018)Земли сельскохозяйственного назначения в России и Беларуси являются стратегическим ресурсом, обеспечивающим продовольственную безопасность населения. Нерациональное и нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения ведет к их деградации, которая заключается в утрате плодородия, зарастания, засорения, нецелевого использования и иных негативных последствий, отрицательно влияющих на возможность получения сельскохозяйственной продукции. Для обеспечения рационального использования необходимо осуществление мониторинга земельного фонда.
Заключение ПУ Аппарата ГД ФС РФ
"По проекту федерального закона N 738382-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(первое чтение)Обращаем внимание на характер административных правонарушений, предусмотренных статьей 8.8 Кодекса. В частности, такие административные правонарушения как использование земельного участка не по целевому назначению или неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства, по нашему мнению, носят длящийся характер. Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" негативные последствия за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения наступают, если земельный участок не используется в течение трех и более лет подряд. С учетом изложенного полагаем, что возможность применения для фиксации подобных административных правонарушений работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, нуждается в дополнительном обосновании.
"По проекту федерального закона N 738382-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(первое чтение)Обращаем внимание на характер административных правонарушений, предусмотренных статьей 8.8 Кодекса. В частности, такие административные правонарушения как использование земельного участка не по целевому назначению или неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства, по нашему мнению, носят длящийся характер. Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" негативные последствия за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения наступают, если земельный участок не используется в течение трех и более лет подряд. С учетом изложенного полагаем, что возможность применения для фиксации подобных административных правонарушений работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, нуждается в дополнительном обосновании.