Последствия признания ненормативного акта незаконным
Подборка наиболее важных документов по запросу Последствия признания ненормативного акта незаконным (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2022 N 13АП-30130/2022 по делу N А56-24660/2022
Категория: Споры в сфере управления и контроля за федеральным имуществом.
Требования заявителя: О признании незаконными ответа и распоряжений, об обязании устранить допущенные нарушения.
Обстоятельства: По мнению истца, распоряжения ответчика о перераспределении земельных участков с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы истца в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Решение: Отказано.Кроме того, последствием признания недействительными оспариваемых ненормативных правовых актов и (или) признания незаконными оспариваемых действий (бездействия) и решений государственного органа, не может являться обязанность такого органа совершить действия, связанные с освобождением земельных участков и сносом имущества иных лиц, в том числе не привлеченных к участию в деле.
Категория: Споры в сфере управления и контроля за федеральным имуществом.
Требования заявителя: О признании незаконными ответа и распоряжений, об обязании устранить допущенные нарушения.
Обстоятельства: По мнению истца, распоряжения ответчика о перераспределении земельных участков с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы истца в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Решение: Отказано.Кроме того, последствием признания недействительными оспариваемых ненормативных правовых актов и (или) признания незаконными оспариваемых действий (бездействия) и решений государственного органа, не может являться обязанность такого органа совершить действия, связанные с освобождением земельных участков и сносом имущества иных лиц, в том числе не привлеченных к участию в деле.
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2022 N 15АП-20942/2022 по делу N А53-18493/2022
Требование: О признании незаконным решения таможенного органа о внесении изменений в сведения, указанные в декларации на товары.
Решение: Требование удовлетворено.Кроме того, вопреки доводам таможни, решение об отмене в порядке ведомственного контроля ранее принятого решения таможни не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований и не свидетельствует об отсутствии предмета спора, поскольку отмена ненормативного акта органом, его издавшим, не тождественна решению суда о признании акта незаконным (недействительным), так как в каждом из указанных случаев имеют место различные правовые последствия.
Требование: О признании незаконным решения таможенного органа о внесении изменений в сведения, указанные в декларации на товары.
Решение: Требование удовлетворено.Кроме того, вопреки доводам таможни, решение об отмене в порядке ведомственного контроля ранее принятого решения таможни не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований и не свидетельствует об отсутствии предмета спора, поскольку отмена ненормативного акта органом, его издавшим, не тождественна решению суда о признании акта незаконным (недействительным), так как в каждом из указанных случаев имеют место различные правовые последствия.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О некоторых аспектах практического применения административного (ведомственного) порядка обжалования и ведомственного контроля решений, действий (бездействия) таможенных органов РФ и (или) их должностных лиц
(Галичина И.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)- отмена ненормативного акта органом, его издавшим, не тождественна решению суда о признании акта незаконным (недействительным), так как в каждом из указанных случаев наступают различные правовые последствия. При отмене самим органом акт считается недействующим с момента его отмены, а при признании ненормативного акта недействительным (незаконным) в судебном порядке устанавливается юридический факт недействительности акта с момента его издания.
(Галичина И.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)- отмена ненормативного акта органом, его издавшим, не тождественна решению суда о признании акта незаконным (недействительным), так как в каждом из указанных случаев наступают различные правовые последствия. При отмене самим органом акт считается недействующим с момента его отмены, а при признании ненормативного акта недействительным (незаконным) в судебном порядке устанавливается юридический факт недействительности акта с момента его издания.
"Предупреждение фактов управления транспортным средством в состоянии опьянения на этапах получения, приостановления, прекращения и возобновления права на управление транспортным средством: монография"
(Баканов К.С., Бурцев А.А.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2021)Мы наблюдаем расхождение подходов, определяющих момент признания ненормативным правового акта или решения недействительным (незаконным), с которого прекращаются юридические последствия, связанные с таким актом или решением.
(Баканов К.С., Бурцев А.А.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2021)Мы наблюдаем расхождение подходов, определяющих момент признания ненормативным правового акта или решения недействительным (незаконным), с которого прекращаются юридические последствия, связанные с таким актом или решением.
Нормативные акты
<Письмо> ФНС России от 09.07.2018 N ГД-4-14/13083
<О направлении "Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 2 (2018)">Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 N 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений, действий (бездействия) государственных органов незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений, и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту.
<О направлении "Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 2 (2018)">Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 N 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений, действий (бездействия) государственных органов незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений, и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту.
Приказ Генпрокуратуры России от 02.11.2018 N 723
(ред. от 16.07.2024)
"Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса"2.4.5. Максимально использовать полномочия по обращению в суды на основании статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статей 39, 208, 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статей 52, 192, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе с исковыми заявлениями о признании недействительными сделок и применении последствий их недействительности, об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения, заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и должностных лиц, а также с исками о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе в порядке статьи 44 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
(ред. от 16.07.2024)
"Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса"2.4.5. Максимально использовать полномочия по обращению в суды на основании статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статей 39, 208, 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статей 52, 192, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе с исковыми заявлениями о признании недействительными сделок и применении последствий их недействительности, об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения, заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и должностных лиц, а также с исками о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе в порядке статьи 44 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.