Постановление коронавирус самоизоляция
Подборка наиболее важных документов по запросу Постановление коронавирус самоизоляция (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 30.11.2023 N 33-23482/2023 (УИД 78RS0019-01-2021-008046-50)
Категория: 1) Дарение; 2) Право собственности; 3) Наследственные споры.
Требования наследников: 1) О восстановлении срока для принятия наследства; 2) О признании права собственности в порядке наследования; 3) Об установлении факта принятия наследства; 4) О признании недействительным свидетельства о праве на наследство; 5) О признании договора дарения недействительным; 6) О признании недействительной записи о государственной регистрации права собственности на квартиру.
Обстоятельства: Истцы, являющиеся наследникам первой очереди, полагают уважительными причины пропуска срока принятия наследства.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано; 5) Отказано; 6) Отказано.Повторное указание К.О. на введенные государством ограничительные меры в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции не свидетельствуют о наличии оснований для восстановления истцу срока для принятия наследства после смерти ФИО поскольку указанные меры, введенные Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 N 121 "О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", относительно соблюдения режима самоизоляции носили рекомендательный характер. Кроме того, как следует из информации Федеральной нотариальной палаты от 19.03.2020 "О порядке работы нотариальных контор в период ограничительных мер" с учетом значимости функций нотариата нотариальные конторы продолжали работу с учетом профилактических мер и рекомендаций, была организована работа дежурных нотариальных контор.
Категория: 1) Дарение; 2) Право собственности; 3) Наследственные споры.
Требования наследников: 1) О восстановлении срока для принятия наследства; 2) О признании права собственности в порядке наследования; 3) Об установлении факта принятия наследства; 4) О признании недействительным свидетельства о праве на наследство; 5) О признании договора дарения недействительным; 6) О признании недействительной записи о государственной регистрации права собственности на квартиру.
Обстоятельства: Истцы, являющиеся наследникам первой очереди, полагают уважительными причины пропуска срока принятия наследства.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано; 5) Отказано; 6) Отказано.Повторное указание К.О. на введенные государством ограничительные меры в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции не свидетельствуют о наличии оснований для восстановления истцу срока для принятия наследства после смерти ФИО поскольку указанные меры, введенные Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 N 121 "О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", относительно соблюдения режима самоизоляции носили рекомендательный характер. Кроме того, как следует из информации Федеральной нотариальной палаты от 19.03.2020 "О порядке работы нотариальных контор в период ограничительных мер" с учетом значимости функций нотариата нотариальные конторы продолжали работу с учетом профилактических мер и рекомендаций, была организована работа дежурных нотариальных контор.
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 16.02.2023 N 33-6713/2023 по делу N 2-3196/2022
Категория: Наследственные споры.
Требования наследников: 1) О восстановлении срока для принятия наследства; 2) О признании права собственности в порядке наследования; 3) О признании недействительным свидетельства о праве на наследство; 4) О признании наследника принявшим наследство.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что в установленный срок не обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства в связи с несвоевременным получением сведений о смерти наследодателя и введением мер по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано.Кроме того, ссылки истца на введенные государством ограничительные меры в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции не свидетельствуют о наличии оснований для восстановления истцу срока для принятия наследства после смерти Г.Н.В., поскольку указанные меры, введенные Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 N 121 "О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", относительно соблюдения режима самоизоляции носили рекомендательный характер. Кроме того, как следует из информации Федеральной нотариальной палаты от 19.03.2020 "О порядке работы нотариальных контор в период ограничительных мер" с учетом значимости функций нотариата нотариальные конторы продолжали работу с учетом профилактических мер и рекомендаций, была организована работа дежурных нотариальных контор.
Категория: Наследственные споры.
Требования наследников: 1) О восстановлении срока для принятия наследства; 2) О признании права собственности в порядке наследования; 3) О признании недействительным свидетельства о праве на наследство; 4) О признании наследника принявшим наследство.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что в установленный срок не обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства в связи с несвоевременным получением сведений о смерти наследодателя и введением мер по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано.Кроме того, ссылки истца на введенные государством ограничительные меры в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции не свидетельствуют о наличии оснований для восстановления истцу срока для принятия наследства после смерти Г.Н.В., поскольку указанные меры, введенные Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 N 121 "О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", относительно соблюдения режима самоизоляции носили рекомендательный характер. Кроме того, как следует из информации Федеральной нотариальной палаты от 19.03.2020 "О порядке работы нотариальных контор в период ограничительных мер" с учетом значимости функций нотариата нотариальные конторы продолжали работу с учетом профилактических мер и рекомендаций, была организована работа дежурных нотариальных контор.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: "Угроза массового заболевания людей" как признак преступления: новелла уголовного закона в период пандемии COVID-19
(Поспелова С.И.)
("Медицинское право", 2021, N 3)В действиях О. имелась угроза массового заболевания людей коронавирусной инфекцией COVID-19 в Усть-Янском районе Республики Саха (Якутия), так как он нарушил самоизоляцию, предусмотренную постановлением N 291/5 Главного государственного санитарного врача. Таким образом, О. совершил преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 236 УК РФ, - нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности заболевание Г., и создание угрозы наступления массового заболевания коронавирусной инфекцией (COVID-19).
(Поспелова С.И.)
("Медицинское право", 2021, N 3)В действиях О. имелась угроза массового заболевания людей коронавирусной инфекцией COVID-19 в Усть-Янском районе Республики Саха (Якутия), так как он нарушил самоизоляцию, предусмотренную постановлением N 291/5 Главного государственного санитарного врача. Таким образом, О. совершил преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 236 УК РФ, - нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности заболевание Г., и создание угрозы наступления массового заболевания коронавирусной инфекцией (COVID-19).
Статья: Электронное правосудие в арбитражном процессе: новые вызовы и адаптация судопроизводства
(Канцер Ю.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 2)Онлайн-заседание является квинтэссенцией развития электронного правосудия в России. Появился такой механизм в связи с необходимостью участия представителей сторон спора в условиях самоизоляции (из дома, из офиса).
(Канцер Ю.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 2)Онлайн-заседание является квинтэссенцией развития электронного правосудия в России. Появился такой механизм в связи с необходимостью участия представителей сторон спора в условиях самоизоляции (из дома, из офиса).
Нормативные акты
"Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020)В связи с изложенным, а также учитывая, что постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66 новая коронавирусная инфекция внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, в условиях действия ограничительных мер, связанных с противодействием ее распространению, в целях обеспечения, в том числе, санитарно-эпидемиологической безопасности участников уголовного судопроизводства, суд по каждому уголовному делу или материалу, требующему безотлагательного рассмотрения, вправе с учетом проведения карантинных мероприятий в следственных изоляторах и установленного для всех граждан режима самоизоляции, в целях недопущения распространения инфекции принять решение о проведении всего судебного разбирательства с использованием систем видео-конференц-связи, что позволит обеспечить личное участие и соблюдение процессуальных прав подозреваемого, обвиняемого, подсудимого и других лиц в судебном заседании.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020)В связи с изложенным, а также учитывая, что постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66 новая коронавирусная инфекция внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, в условиях действия ограничительных мер, связанных с противодействием ее распространению, в целях обеспечения, в том числе, санитарно-эпидемиологической безопасности участников уголовного судопроизводства, суд по каждому уголовному делу или материалу, требующему безотлагательного рассмотрения, вправе с учетом проведения карантинных мероприятий в следственных изоляторах и установленного для всех граждан режима самоизоляции, в целях недопущения распространения инфекции принять решение о проведении всего судебного разбирательства с использованием систем видео-конференц-связи, что позволит обеспечить личное участие и соблюдение процессуальных прав подозреваемого, обвиняемого, подсудимого и других лиц в судебном заседании.
Статья: О некоторых современных тенденциях развития института административной ответственности (на примере экстраординарных (особых) правовых режимов)
(Лифанов Д.М., Хазанов С.Д.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 4)В этом контексте особое внимание следует обратить на законодательство об административных правонарушениях г. Москвы. Так, рассматривая норму ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы, можно выделить следующие конструктивные элементы его состава. Объектом административного правонарушения выступают отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, предметом - требования нормативных правовых актов г. Москвы, направленные на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории г. Москвы. Соответственно, предмет административного правонарушения более конкретизирован применительно к региональному законодательству. Объективная сторона правонарушения характеризуется деянием в форме действия либо бездействия и выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 КоАП г. Москвы. Указанная норма сформулирована таким образом, что лицо подлежит административной ответственности по ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы, если его действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния и не влекут административной ответственности в соответствии с КоАП РФ. Как отмечают А.В. Куракин и Д.В. Карпухин, "репрессивный потенциал" содержащихся в указанной норме предписаний заключается в том, что "позволяет привлечь граждан к административной ответственности за нарушение любых ограничений, которые установлены указами мэра Москвы в рамках режима повышенной готовности и "самоизоляции" [18, с. 87]. Другого мнения придерживается О.В. Панкова, которая полагает, что нарушение гражданами предписаний, установленных Указом мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ, полностью охватывается п. 2.3 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18 марта 2020 г. N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019" и в силу этого подпадает под действие ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, а потому дополнительной квалификации по ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП Москвы не требует [19; 20]. Полагаем, что наличие "сетевой системы", обусловленной вертикальными и горизонтальными связями отраслевых норм [21, с. 121 - 122], означает, что фактическое основание административной ответственности применительно к сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в каждом конкретном случае зависит от того, на каком уровне происходит реализация положений Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" - посредством предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей, решений Правительства РФ, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления или уполномоченных должностных лиц иных государственных органов. Субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы, являются граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица <28>. Субъективная сторона характеризуется умыслом либо неосторожностью.
(Лифанов Д.М., Хазанов С.Д.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 4)В этом контексте особое внимание следует обратить на законодательство об административных правонарушениях г. Москвы. Так, рассматривая норму ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы, можно выделить следующие конструктивные элементы его состава. Объектом административного правонарушения выступают отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, предметом - требования нормативных правовых актов г. Москвы, направленные на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории г. Москвы. Соответственно, предмет административного правонарушения более конкретизирован применительно к региональному законодательству. Объективная сторона правонарушения характеризуется деянием в форме действия либо бездействия и выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 КоАП г. Москвы. Указанная норма сформулирована таким образом, что лицо подлежит административной ответственности по ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы, если его действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния и не влекут административной ответственности в соответствии с КоАП РФ. Как отмечают А.В. Куракин и Д.В. Карпухин, "репрессивный потенциал" содержащихся в указанной норме предписаний заключается в том, что "позволяет привлечь граждан к административной ответственности за нарушение любых ограничений, которые установлены указами мэра Москвы в рамках режима повышенной готовности и "самоизоляции" [18, с. 87]. Другого мнения придерживается О.В. Панкова, которая полагает, что нарушение гражданами предписаний, установленных Указом мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ, полностью охватывается п. 2.3 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18 марта 2020 г. N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019" и в силу этого подпадает под действие ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, а потому дополнительной квалификации по ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП Москвы не требует [19; 20]. Полагаем, что наличие "сетевой системы", обусловленной вертикальными и горизонтальными связями отраслевых норм [21, с. 121 - 122], означает, что фактическое основание административной ответственности применительно к сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в каждом конкретном случае зависит от того, на каком уровне происходит реализация положений Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" - посредством предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей, решений Правительства РФ, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления или уполномоченных должностных лиц иных государственных органов. Субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы, являются граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица <28>. Субъективная сторона характеризуется умыслом либо неосторожностью.
Вопрос: Отказ в возврате провозной платы авиакомпанией в связи с вынужденным отказом от перевозки и принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 06.07.2020 N 991.
("Официальный сайт Ространснадзора", 2021)Вопрос: Отказ в возврате провозной платы авиакомпанией в связи с вынужденным отказом от перевозки и принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 06.07.2020 N 991 "Об утверждении Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновения отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо ее части" (далее - Постановление) (многодетным семьям, инвалидам I и II групп инвалидности, невозврат денежных средств по причине вынужденного отказа, связанного с затягиванием сроков возврата до нескольких месяцев и предложение ваучера после принятия Постановления, невозврат денежных средств в связи с вынужденным отказом по причине заболевания COVID-19 и самоизоляции на 14 дней, отказ в предоставлении перевозки в счет ваучеров).
("Официальный сайт Ространснадзора", 2021)Вопрос: Отказ в возврате провозной платы авиакомпанией в связи с вынужденным отказом от перевозки и принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 06.07.2020 N 991 "Об утверждении Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновения отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо ее части" (далее - Постановление) (многодетным семьям, инвалидам I и II групп инвалидности, невозврат денежных средств по причине вынужденного отказа, связанного с затягиванием сроков возврата до нескольких месяцев и предложение ваучера после принятия Постановления, невозврат денежных средств в связи с вынужденным отказом по причине заболевания COVID-19 и самоизоляции на 14 дней, отказ в предоставлении перевозки в счет ваучеров).
Статья: Отсрочка исполнения решения суда
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случае если ответчик относится к организациям, в наибольшей степени пострадавшим в результате ухудшения ситуации в связи с распространением коронавирусной инфекции (согласно Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434), введенные меры действительно создают для него определенные ограничения в осуществлении предпринимательской деятельности, приводящие к снижению его доходов и затруднению исполнения судебного акта, то эти обстоятельства могут служить основанием для предоставления отсрочки.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случае если ответчик относится к организациям, в наибольшей степени пострадавшим в результате ухудшения ситуации в связи с распространением коронавирусной инфекции (согласно Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434), введенные меры действительно создают для него определенные ограничения в осуществлении предпринимательской деятельности, приводящие к снижению его доходов и затруднению исполнения судебного акта, то эти обстоятельства могут служить основанием для предоставления отсрочки.
Статья: Социальная политика в отношении лиц пенсионного возраста в условиях пандемии: исследование отечественного и зарубежного опыта
(Заборовская Ю.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 1)Россия как социальное государство ввело ограничительные меры (соблюдение масочного режима, социальной дистанции, карантинных мер в виде удаленной работы, посещение мест общего пользования в рекомендованное время) в период распространения коронавирусной инфекции с целью снижения заболеваемости и смертности среди граждан, в том числе лиц пенсионного возраста, с марта 2020 г. Ограничительные меры были введены согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" <1>. Как верно отмечает И.В. Малышева, России удалось отсрочить начало эпидемии, что позволило учесть опыт государств, которые оказались в самом сложном положении (Италия, США, Испания, Франция), а также по мере возможности продумать предупредительные меры и принять их своевременно <2>. Гражданам рекомендовалось отказаться от посещения стран, где зарегистрированы случаи коронавирусной инфекции, а лицам старше 60 лет принять меры по самоизоляции на дому. Также в обязанность граждан вошла необходимость сообщать о посещении территорий, где зарегистрированы случаи коронавируса, о контактах с заболевшими, обращаться за медицинской помощью на дому без посещения медицинских организаций и соблюдать (в случае отсутствия госпитализации) постановления санитарных врачей о нахождении в режиме изоляции на дому. Некоторые ученые отмечают, что в обязанности государства входит организация оказания гуманитарной помощи населению <3>. Согласно опросу, проведенному в России, три основные меры, которые население ждет от государства в период пандемии: 1) финансовая поддержка граждан, потерявших ежемесячный доход; 2) контроль за ростом цен на товары первой необходимости, в том числе продукты и лекарства; 3) помощь пожилым и инвалидам <4>.
(Заборовская Ю.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 1)Россия как социальное государство ввело ограничительные меры (соблюдение масочного режима, социальной дистанции, карантинных мер в виде удаленной работы, посещение мест общего пользования в рекомендованное время) в период распространения коронавирусной инфекции с целью снижения заболеваемости и смертности среди граждан, в том числе лиц пенсионного возраста, с марта 2020 г. Ограничительные меры были введены согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" <1>. Как верно отмечает И.В. Малышева, России удалось отсрочить начало эпидемии, что позволило учесть опыт государств, которые оказались в самом сложном положении (Италия, США, Испания, Франция), а также по мере возможности продумать предупредительные меры и принять их своевременно <2>. Гражданам рекомендовалось отказаться от посещения стран, где зарегистрированы случаи коронавирусной инфекции, а лицам старше 60 лет принять меры по самоизоляции на дому. Также в обязанность граждан вошла необходимость сообщать о посещении территорий, где зарегистрированы случаи коронавируса, о контактах с заболевшими, обращаться за медицинской помощью на дому без посещения медицинских организаций и соблюдать (в случае отсутствия госпитализации) постановления санитарных врачей о нахождении в режиме изоляции на дому. Некоторые ученые отмечают, что в обязанности государства входит организация оказания гуманитарной помощи населению <3>. Согласно опросу, проведенному в России, три основные меры, которые население ждет от государства в период пандемии: 1) финансовая поддержка граждан, потерявших ежемесячный доход; 2) контроль за ростом цен на товары первой необходимости, в том числе продукты и лекарства; 3) помощь пожилым и инвалидам <4>.
Статья: Правовое регулирование: дискретный или системодеятельностный подход?
(Осинцев Д.В.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача по Тюменской области от 18 октября 2021 г. N 8 с 16 ноября 2020 г. по 31 декабря 2021 г. установлена обязанность граждан старше 65 лет, а также граждан, имеющих определенные заболевания, соблюдать режим самоизоляции, за исключением граждан, прошедших вакцинацию против COVID-19. С 28 марта 2020 г. по 31 декабря 2021 г. в Тюменской области приостановлены бронирование мест, прием и размещение граждан в пансионатах, домах отдыха, профилакториях, за исключением лиц, находящихся в служебных командировках или служебных поездках. С 15 ноября 2021 г. посещение гражданами, достигшими возраста 18 лет, театров, кинотеатров (кинозалов), концертных залов, цирков, спортивных объектов допускается при наличии у таких граждан QR-кода, оформленного с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), или медицинского документа, подтверждающих наличие у гражданина вакцинации против COVID-19 в течение последних 12 месяцев либо перенесенное заболевание COVID-19 в течение последних 6 месяцев, а также документа, удостоверяющего личность гражданина. Работодателям рекомендовано предоставлять работникам, проходящим вакцинацию против COVID-19, дополнительный день отдыха с сохранением заработной платы в день прохождения вакцинации и в день, следующий за днем вакцинации, или дополнительный день отпуска. За невыполнение гражданами нормативных правовых актов Тюменской области по защите населения от чрезвычайных ситуаций установлен административный штраф в размере от 1 000 до 2 000 руб.
(Осинцев Д.В.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача по Тюменской области от 18 октября 2021 г. N 8 с 16 ноября 2020 г. по 31 декабря 2021 г. установлена обязанность граждан старше 65 лет, а также граждан, имеющих определенные заболевания, соблюдать режим самоизоляции, за исключением граждан, прошедших вакцинацию против COVID-19. С 28 марта 2020 г. по 31 декабря 2021 г. в Тюменской области приостановлены бронирование мест, прием и размещение граждан в пансионатах, домах отдыха, профилакториях, за исключением лиц, находящихся в служебных командировках или служебных поездках. С 15 ноября 2021 г. посещение гражданами, достигшими возраста 18 лет, театров, кинотеатров (кинозалов), концертных залов, цирков, спортивных объектов допускается при наличии у таких граждан QR-кода, оформленного с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), или медицинского документа, подтверждающих наличие у гражданина вакцинации против COVID-19 в течение последних 12 месяцев либо перенесенное заболевание COVID-19 в течение последних 6 месяцев, а также документа, удостоверяющего личность гражданина. Работодателям рекомендовано предоставлять работникам, проходящим вакцинацию против COVID-19, дополнительный день отдыха с сохранением заработной платы в день прохождения вакцинации и в день, следующий за днем вакцинации, или дополнительный день отпуска. За невыполнение гражданами нормативных правовых актов Тюменской области по защите населения от чрезвычайных ситуаций установлен административный штраф в размере от 1 000 до 2 000 руб.
Статья: Об особенностях нормативного регулирования и практики функционирования системы публичной власти в экстраординарных ситуациях (на примере преодоления последствий коронавирусной инфекции)
(Кожевников О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 1)Начнем, несомненно, с положительных оценок. Сложившаяся экстраординарная ситуация во многих отраслях экономики, общественной жизни, вызванная пандемией коронавируса страны, существенным образом видоизменила механизм публичного управления, и прежде всего характер взаимодействия органов власти и населения. Именно в названный период произошла резкая интенсификация и расширение объемов применения цифровых технологий в реализации социальной и экономической поддержки нуждающихся граждан и наиболее пострадавших от пандемии представителей малого и среднего бизнеса. Произошедшие поистине революционные изменения в информатизации публичного управления, и прежде всего принятии управленческих решений, существенным образом изменили и представления граждан об "инертности государства и его аппарата", позволили продемонстрировать, что система государственной и муниципальной власти способна, при наличии воли и желания, к быстрым решениям и, что важно, эффективным действиям. В качестве отдельных примеров можно отметить Постановление Правительства РФ от 18 марта 2020 г. N 294 "Об утверждении Временных правил оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина". Указанным документом определено, что гражданину РФ или иностранному гражданину (проживающему и официально трудоустроенному на территории России), прибывшему из другого государства, в котором зафиксированы случаи заражения коронавирусом, требуется исполнить обязанность по самоизоляции на две недели и на это время оформить лист нетрудоспособности по карантину. Для этого названным лицам было достаточно оформить на сайте Фонда социального страхования заявку на оформление электронного листа нетрудоспособности с приложением необходимого исчерпывающего перечня документов и реквизитов банковской карты для получения пособия. При получении названной электронной заявки на больничный лист по коронавирусу Фонд социального страхования самостоятельно связывался с медицинским учреждением, чтобы передать документы и заявку. В свою очередь медицинское учреждение на основании полученной информации оформляло листок нетрудоспособности и направляло его работодателю. Таким образом, граждане, соблюдая режим самоизоляции, могли с помощью цифровых технологий получить необходимую социальную выплату от государства в связи с временной нетрудоспособностью <6>. Другой пример - Указ Президента РФ от 7 апреля 2020 г. N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" <7>, в соответствии с которым было предписано произвести в апреле - июне 2020 г. ежемесячные выплаты в размере 5 000 руб. лицам, проживающим на территории Российской Федерации и имеющим (имевшим) право на меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Для реализации указанного права граждане РФ могли через сайт Пенсионного фонда России по соответствующей ссылке заполнить анкетные данные с указанием необходимых реквизитов и сведений о банковском счете, куда будут перечисляться выплаты. В дальнейшем, после обработки поданного заявления, денежные средства в качестве дополнительной социальной поддержки со стороны государства перечислялись на указанный счет уполномоченными лицами территориальных подразделений Пенсионного фонда России.
(Кожевников О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 1)Начнем, несомненно, с положительных оценок. Сложившаяся экстраординарная ситуация во многих отраслях экономики, общественной жизни, вызванная пандемией коронавируса страны, существенным образом видоизменила механизм публичного управления, и прежде всего характер взаимодействия органов власти и населения. Именно в названный период произошла резкая интенсификация и расширение объемов применения цифровых технологий в реализации социальной и экономической поддержки нуждающихся граждан и наиболее пострадавших от пандемии представителей малого и среднего бизнеса. Произошедшие поистине революционные изменения в информатизации публичного управления, и прежде всего принятии управленческих решений, существенным образом изменили и представления граждан об "инертности государства и его аппарата", позволили продемонстрировать, что система государственной и муниципальной власти способна, при наличии воли и желания, к быстрым решениям и, что важно, эффективным действиям. В качестве отдельных примеров можно отметить Постановление Правительства РФ от 18 марта 2020 г. N 294 "Об утверждении Временных правил оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина". Указанным документом определено, что гражданину РФ или иностранному гражданину (проживающему и официально трудоустроенному на территории России), прибывшему из другого государства, в котором зафиксированы случаи заражения коронавирусом, требуется исполнить обязанность по самоизоляции на две недели и на это время оформить лист нетрудоспособности по карантину. Для этого названным лицам было достаточно оформить на сайте Фонда социального страхования заявку на оформление электронного листа нетрудоспособности с приложением необходимого исчерпывающего перечня документов и реквизитов банковской карты для получения пособия. При получении названной электронной заявки на больничный лист по коронавирусу Фонд социального страхования самостоятельно связывался с медицинским учреждением, чтобы передать документы и заявку. В свою очередь медицинское учреждение на основании полученной информации оформляло листок нетрудоспособности и направляло его работодателю. Таким образом, граждане, соблюдая режим самоизоляции, могли с помощью цифровых технологий получить необходимую социальную выплату от государства в связи с временной нетрудоспособностью <6>. Другой пример - Указ Президента РФ от 7 апреля 2020 г. N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" <7>, в соответствии с которым было предписано произвести в апреле - июне 2020 г. ежемесячные выплаты в размере 5 000 руб. лицам, проживающим на территории Российской Федерации и имеющим (имевшим) право на меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Для реализации указанного права граждане РФ могли через сайт Пенсионного фонда России по соответствующей ссылке заполнить анкетные данные с указанием необходимых реквизитов и сведений о банковском счете, куда будут перечисляться выплаты. В дальнейшем, после обработки поданного заявления, денежные средства в качестве дополнительной социальной поддержки со стороны государства перечислялись на указанный счет уполномоченными лицами территориальных подразделений Пенсионного фонда России.
Статья: Решение Европейского суда по делу "Терхеш против Румынии" от 13 апреля 2021 г., жалоба N 49933/20
(Боднарчук О.)
("Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание", 2021, N 8)Настоящее дело Европейского суда по правам человека (далее - Европейский суд) касается одного из наиболее актуальных вопросов для представителя любого государства - участника Европейской конвенции по правам человека (далее - Европейская конвенция). Вопрос этот - коронавирусная инфекция COVID-19. Так, в последнее время Европейский суд рассмотрел несколько дел, тем или иным образом связанных с настоящими эпидемиологическими реалиями, например дело о вопросах обязательной вакцинации <1> или же дело, затрагивающее среди прочего содержание заявителя с вновь прибывшими просителями убежища, которые проходили карантин в связи с коронавирусной инфекцией COVID-19 <2>. Однако решение "Терхеш против Румынии" касается другого вопроса, связанного с пандемией COVID-19, а именно соответствия мер самоизоляции пункту 1 статьи 5 Европейской конвенции и обоснованности отступления от соблюдения обязательств по смыслу ее статьи 15. Итак, к каким же выводам пришел Европейский суд?
(Боднарчук О.)
("Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание", 2021, N 8)Настоящее дело Европейского суда по правам человека (далее - Европейский суд) касается одного из наиболее актуальных вопросов для представителя любого государства - участника Европейской конвенции по правам человека (далее - Европейская конвенция). Вопрос этот - коронавирусная инфекция COVID-19. Так, в последнее время Европейский суд рассмотрел несколько дел, тем или иным образом связанных с настоящими эпидемиологическими реалиями, например дело о вопросах обязательной вакцинации <1> или же дело, затрагивающее среди прочего содержание заявителя с вновь прибывшими просителями убежища, которые проходили карантин в связи с коронавирусной инфекцией COVID-19 <2>. Однако решение "Терхеш против Румынии" касается другого вопроса, связанного с пандемией COVID-19, а именно соответствия мер самоизоляции пункту 1 статьи 5 Европейской конвенции и обоснованности отступления от соблюдения обязательств по смыслу ее статьи 15. Итак, к каким же выводам пришел Европейский суд?
"Корпоративная конфликтология: монография"
(Осипенко О.В.)
("Статут", 2022)<1> "От подателя жалобы П. посредством системы "Мой арбитр" поступило ходатайство об отложении судебного заседания для возможности личного участия в судебном процессе, со ссылкой на положения статей 68, 69, 158 АПК РФ и то, что через Картотеку арбитражных дел ей стало известно о назначении судебного заседания по рассмотрению жалобы, копии документов, отзыв от Малютиной С.В. и от Курсаниной Н.Г. она не получала, информация о позиции ответчика и третьего лица отсутствует, в связи со сложившейся ситуацией пандемии коронавируса заявитель находится с малолетним ребенком 13.11.2018 на самоизоляции за пределами г. Челябинска согласно распоряжению Губернатора Челябинской области, данный режим продлен до 30.05.2020" (фрагмент Постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2020 г. по делу N А76-29905/2018).
(Осипенко О.В.)
("Статут", 2022)<1> "От подателя жалобы П. посредством системы "Мой арбитр" поступило ходатайство об отложении судебного заседания для возможности личного участия в судебном процессе, со ссылкой на положения статей 68, 69, 158 АПК РФ и то, что через Картотеку арбитражных дел ей стало известно о назначении судебного заседания по рассмотрению жалобы, копии документов, отзыв от Малютиной С.В. и от Курсаниной Н.Г. она не получала, информация о позиции ответчика и третьего лица отсутствует, в связи со сложившейся ситуацией пандемии коронавируса заявитель находится с малолетним ребенком 13.11.2018 на самоизоляции за пределами г. Челябинска согласно распоряжению Губернатора Челябинской области, данный режим продлен до 30.05.2020" (фрагмент Постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2020 г. по делу N А76-29905/2018).
Статья: Исполнение договоров в условиях существенного изменения обстоятельств
(Семенова В.В.)
("Цивилист", 2025, N 1)<23> См.: Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1 от 21 апреля 2020 г. URL: https://www.vsrf.ru/files/28856/; Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 8 сентября 2021 г. N 09АП-44683/2021-ГК, от 21 февраля 2023 г. N 09АП-3345/2023-ГК; Определение Верховного Суда РФ от 28 марта 2022 г. N 305-ЭС22-1897 // СПС "КонсультантПлюс".
(Семенова В.В.)
("Цивилист", 2025, N 1)<23> См.: Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1 от 21 апреля 2020 г. URL: https://www.vsrf.ru/files/28856/; Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 8 сентября 2021 г. N 09АП-44683/2021-ГК, от 21 февраля 2023 г. N 09АП-3345/2023-ГК; Определение Верховного Суда РФ от 28 марта 2022 г. N 305-ЭС22-1897 // СПС "КонсультантПлюс".
Ситуация: Каков порядок принудительной госпитализации?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Ввиду того что коронавирусная инфекция входит в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, больные коронавирусной инфекцией могут подлежать обязательной госпитализации или изоляции (п. 1 ст. 33, пп. 6 п. 1 ст. 51 Закона N 52-ФЗ; п. 16 Перечня заболеваний; п. п. 4.3.1, 4.3.2 Методических рекомендаций МР 3.1.0170-20; п. п. 37, 53 СанПиН 3.3686-21, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4, п. 12 Приложения 11 к СанПиН 3.3686-21; п. 4.3 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 N 7).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Ввиду того что коронавирусная инфекция входит в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, больные коронавирусной инфекцией могут подлежать обязательной госпитализации или изоляции (п. 1 ст. 33, пп. 6 п. 1 ст. 51 Закона N 52-ФЗ; п. 16 Перечня заболеваний; п. п. 4.3.1, 4.3.2 Методических рекомендаций МР 3.1.0170-20; п. п. 37, 53 СанПиН 3.3686-21, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4, п. 12 Приложения 11 к СанПиН 3.3686-21; п. 4.3 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 N 7).