Потребительская корзина
Подборка наиболее важных документов по запросу Потребительская корзина (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 1 "Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе" Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации""Исходя из статьи 1 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы. В состав потребительской корзины включаются необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Критерии достойного социального обеспечения: теория, законодательство, правоприменительная практика
(Федорова М.Ю.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)Динамика свойственна также и прожиточному минимуму как социальному стандарту. Если до 1 января 2021 г. он определялся ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Федеральной службы государственной статистики о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам, то начиная с указанной даты предполагалось его установление Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на очередной год до 1 июля текущего года с исчислением в определенной пропорции с величиной медианного среднедушевого дохода за предыдущий год <14>. До 1 января 2024 г. действие новых правил было приостановлено, и в течение этого периода величина прожиточного минимума определялась федеральным законом о федеральном бюджете. На 2025 г. она была установлена Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2024 г. N 789 <15> в более высоких, по сравнению с показателями 2024 г., размерах. Так, если в 2024 г. величина прожиточного минимума составляла в целом по РФ на душу населения 15 453 руб., для трудоспособного населения - 16 844 руб., пенсионеров - 13 290 руб., детей - 14 989 руб., то в 2025 г. ее размеры увеличились до 17 733 руб., 19 329 руб., 15 250 руб. и 17 201 руб. соответственно.
(Федорова М.Ю.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)Динамика свойственна также и прожиточному минимуму как социальному стандарту. Если до 1 января 2021 г. он определялся ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Федеральной службы государственной статистики о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам, то начиная с указанной даты предполагалось его установление Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на очередной год до 1 июля текущего года с исчислением в определенной пропорции с величиной медианного среднедушевого дохода за предыдущий год <14>. До 1 января 2024 г. действие новых правил было приостановлено, и в течение этого периода величина прожиточного минимума определялась федеральным законом о федеральном бюджете. На 2025 г. она была установлена Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2024 г. N 789 <15> в более высоких, по сравнению с показателями 2024 г., размерах. Так, если в 2024 г. величина прожиточного минимума составляла в целом по РФ на душу населения 15 453 руб., для трудоспособного населения - 16 844 руб., пенсионеров - 13 290 руб., детей - 14 989 руб., то в 2025 г. ее размеры увеличились до 17 733 руб., 19 329 руб., 15 250 руб. и 17 201 руб. соответственно.
Информация: Комментарий к среднесрочному прогнозу Банка России
("Официальный сайт Банка России", 2024)Инфляция во II квартале 2024 года сложилась на уровне 8,6% с сезонной корректировкой в годовом выражении (с. к. г.) после 5,8% с. к. г. в I квартале. Текущий рост цен существенно выше целевого уровня 4%. Если в апреле снижение инфляционного давления, происходившее с декабря 2023 года, приостановилось, то в мае - июне в среднем темпы роста потребительских цен ускорились. Ускорение инфляции наблюдалось как в базовых, так и в небазовых компонентах потребительской корзины. Базовая инфляция во II квартале 2024 года составила 9,2% с. к. г. после 6,8% с. к. г. в I квартале, в том числе за счет разовых факторов: индексации цен на автомобили отечественного производства, а также возросшей волатильности цен на туристические услуги. Тем не менее широкий круг показателей устойчивой инфляции указывает на усиление инфляционного давления.
("Официальный сайт Банка России", 2024)Инфляция во II квартале 2024 года сложилась на уровне 8,6% с сезонной корректировкой в годовом выражении (с. к. г.) после 5,8% с. к. г. в I квартале. Текущий рост цен существенно выше целевого уровня 4%. Если в апреле снижение инфляционного давления, происходившее с декабря 2023 года, приостановилось, то в мае - июне в среднем темпы роста потребительских цен ускорились. Ускорение инфляции наблюдалось как в базовых, так и в небазовых компонентах потребительской корзины. Базовая инфляция во II квартале 2024 года составила 9,2% с. к. г. после 6,8% с. к. г. в I квартале, в том числе за счет разовых факторов: индексации цен на автомобили отечественного производства, а также возросшей волатильности цен на туристические услуги. Тем не менее широкий круг показателей устойчивой инфляции указывает на усиление инфляционного давления.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ
(ред. от 29.12.2020, с изм. от 29.10.2024)
"О прожиточном минимуме в Российской Федерации"Статья 3. Утратила силу с 1 января 2021 года. - Федеральный закон от 29.12.2020 N 473-ФЗ.
(ред. от 29.12.2020, с изм. от 29.10.2024)
"О прожиточном минимуме в Российской Федерации"Статья 3. Утратила силу с 1 января 2021 года. - Федеральный закон от 29.12.2020 N 473-ФЗ.
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 7)Устойчивое повышение общего уровня цен на товары и услуги в экономике. Когда говорят об инфляции, обычно имеют в виду изменение во времени стоимости потребительской корзины: набора продовольственных, непродовольственных товаров и услуг, потребляемых средним домохозяйством (см. также "Индекс потребительских цен (ИПЦ)")".
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 7)Устойчивое повышение общего уровня цен на товары и услуги в экономике. Когда говорят об инфляции, обычно имеют в виду изменение во времени стоимости потребительской корзины: набора продовольственных, непродовольственных товаров и услуг, потребляемых средним домохозяйством (см. также "Индекс потребительских цен (ИПЦ)")".
Статья: Устанавливать минимальную стоимость онлайн-закупки в аптеке незаконно
(Палько Е.А.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Несколько позднее потребитель вновь попытался через сайт агрегатора сделать заказ - товар 2 по цене 135 руб. в отделении аптеки, но снова не смог его оформить и оплатить. Потребителю пришлось положить в корзину еще один товар - товар 3 по цене 210 руб. Общая сумма заказа составила 345 руб. После этого потребитель смог оформить заказ и получить его, оплатив.
(Палько Е.А.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Несколько позднее потребитель вновь попытался через сайт агрегатора сделать заказ - товар 2 по цене 135 руб. в отделении аптеки, но снова не смог его оформить и оплатить. Потребителю пришлось положить в корзину еще один товар - товар 3 по цене 210 руб. Общая сумма заказа составила 345 руб. После этого потребитель смог оформить заказ и получить его, оплатив.
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Проблемой российского законодателя станет определение того, что будет являться базой для расчета и установления такого минимально справедливого гарантированного дохода на достойную жизнь высвобожденному человеку в результате роботизации его труда: 1) гарантированный законом минимальный размер оплаты труда <1> (см. Федеральный закон от 07.03.2018 N 41-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" <2>); 2) потребительская корзина <3> (см. Федеральный закон от 03.12.2012 N 227-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" <4>); 3) прожиточный минимум (см. Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" <5>); 4) пособие по безработице (см. Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" <6>); 5) пенсия (см. Федеральный закон от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" <7>).
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Проблемой российского законодателя станет определение того, что будет являться базой для расчета и установления такого минимально справедливого гарантированного дохода на достойную жизнь высвобожденному человеку в результате роботизации его труда: 1) гарантированный законом минимальный размер оплаты труда <1> (см. Федеральный закон от 07.03.2018 N 41-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" <2>); 2) потребительская корзина <3> (см. Федеральный закон от 03.12.2012 N 227-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" <4>); 3) прожиточный минимум (см. Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" <5>); 4) пособие по безработице (см. Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" <6>); 5) пенсия (см. Федеральный закон от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" <7>).
Статья: Оценка соизмеримости наказания и дифференциации санкций к субъекту административного правонарушения Правил дорожного движения
(Слепухин Ю.А.)
("Вестник Российской правовой академии", 2024, N 3)Ценность самих денег отличается для разных социальных групп. Если взять первую, вторую группу с доходами в 10 - 14 тыс. руб. и потребительскую корзину их расходов (ЖКХ, одежда, проезд, еда), то можно говорить о том, что они считают каждый рубль и оплата данного штрафа ставит плательщика в очень затруднительную жизненную ситуацию. Оценим саму ценность денежных средств пропорционально доходам первой группы: если взять 1/32 от 10 тыс. руб., т.е. 312,5 руб., то для данных лиц уже эта сумма будет нести существенное бремя; с учетом минимальной платы за ЖКХ в 5 тыс. руб. остается 5 тыс. руб. на все базовые потребности в месяц.
(Слепухин Ю.А.)
("Вестник Российской правовой академии", 2024, N 3)Ценность самих денег отличается для разных социальных групп. Если взять первую, вторую группу с доходами в 10 - 14 тыс. руб. и потребительскую корзину их расходов (ЖКХ, одежда, проезд, еда), то можно говорить о том, что они считают каждый рубль и оплата данного штрафа ставит плательщика в очень затруднительную жизненную ситуацию. Оценим саму ценность денежных средств пропорционально доходам первой группы: если взять 1/32 от 10 тыс. руб., т.е. 312,5 руб., то для данных лиц уже эта сумма будет нести существенное бремя; с учетом минимальной платы за ЖКХ в 5 тыс. руб. остается 5 тыс. руб. на все базовые потребности в месяц.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Российское государство не может отказаться от регулирования цен вообще, поскольку одной из главных своих задач провозглашает повышение жизненного уровня и благосостояния населения. Благодаря государственному регулированию цен учитывается материальное положение малообеспеченных слоев населения. Правительство РФ принимает во внимание такие факторы, как средний прожиточный уровень жизни граждан, минимальный и средний размеры заработной платы, размеры пенсионного обеспечения, стоимость так называемой потребительской корзины, удельный вес необходимых потребительских расходов в соотношении с доходами граждан.
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Российское государство не может отказаться от регулирования цен вообще, поскольку одной из главных своих задач провозглашает повышение жизненного уровня и благосостояния населения. Благодаря государственному регулированию цен учитывается материальное положение малообеспеченных слоев населения. Правительство РФ принимает во внимание такие факторы, как средний прожиточный уровень жизни граждан, минимальный и средний размеры заработной платы, размеры пенсионного обеспечения, стоимость так называемой потребительской корзины, удельный вес необходимых потребительских расходов в соотношении с доходами граждан.
Статья: Алиментное соглашение: теоретический и правоприменительный аспекты (на примере супругов и детей)
(Алейникова В.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 11)<96> Величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы. Прожиточный минимум необходим при установлении гражданам государственных гарантий получения минимальных денежных доходов (ст. 1 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации").
(Алейникова В.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 11)<96> Величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы. Прожиточный минимум необходим при установлении гражданам государственных гарантий получения минимальных денежных доходов (ст. 1 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации").
Статья: Стандарты достойного уровня жизни: современные подходы и судебная практика
(Колотова Н.В.)
("Закон", 2024, N 12)Критерием реализации достойного уровня жизни по делам о социальном обеспечении является совокупное обеспечение всеми средствами социальных выплат прожиточного минимума <27> (или другого аналогичного показателя, связанного с определением границы бедности - величины потребительской корзины, минимального потребительского бюджета и т.д.).
(Колотова Н.В.)
("Закон", 2024, N 12)Критерием реализации достойного уровня жизни по делам о социальном обеспечении является совокупное обеспечение всеми средствами социальных выплат прожиточного минимума <27> (или другого аналогичного показателя, связанного с определением границы бедности - величины потребительской корзины, минимального потребительского бюджета и т.д.).