Потребительская корзина 2019
Подборка наиболее важных документов по запросу Потребительская корзина 2019 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О корреляции социально значимых потребностей и прожиточного минимума
(Иванчина Ю.В., Истомина Е.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 1)В декабре 2019 г. в Государственную Думу РФ был внесен законопроект N 859910-7 "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации". Он содержал более соответствующий реалиям настоящего времени подход к определению потребительской корзины, состав и структура которой могли стать более детализированными, чем в настоящее время. В нем был актуализирован набор продуктов питания, в том числе добавлены витаминно-минеральные комплексы, более подробно установлен набор непродовольственных товаров, включая медицинские товары (физиологический компонент потребительской корзины). Что касается услуг, авторы законопроекта отдельно указали, что при разработке были учтены те позиции зарубежной практики, которые приемлемы для российских условий как с позиции потребительского поведения населения с низким уровнем дохода, так и с позиции содействия развитию человеческого потенциала и здоровому образу жизни (социальный компонент). Впервые в структуре платных услуг исходя из более высокого, качественно иного уровня потребностей людей в таких услугах появились услуги связи, страхования, образовательные, медицинские, юридические, бытовые услуги и т.д. Согласно проведенным расчетам стоимость потребительской корзины должна была составить 31 087 руб., что более чем в три раза превышало бы существующие нормативы, но вместе с тем позволяло бы удовлетворять в полном объеме все социально значимые потребности. Однако законопроект не дошел даже до второго чтения.
(Иванчина Ю.В., Истомина Е.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 1)В декабре 2019 г. в Государственную Думу РФ был внесен законопроект N 859910-7 "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации". Он содержал более соответствующий реалиям настоящего времени подход к определению потребительской корзины, состав и структура которой могли стать более детализированными, чем в настоящее время. В нем был актуализирован набор продуктов питания, в том числе добавлены витаминно-минеральные комплексы, более подробно установлен набор непродовольственных товаров, включая медицинские товары (физиологический компонент потребительской корзины). Что касается услуг, авторы законопроекта отдельно указали, что при разработке были учтены те позиции зарубежной практики, которые приемлемы для российских условий как с позиции потребительского поведения населения с низким уровнем дохода, так и с позиции содействия развитию человеческого потенциала и здоровому образу жизни (социальный компонент). Впервые в структуре платных услуг исходя из более высокого, качественно иного уровня потребностей людей в таких услугах появились услуги связи, страхования, образовательные, медицинские, юридические, бытовые услуги и т.д. Согласно проведенным расчетам стоимость потребительской корзины должна была составить 31 087 руб., что более чем в три раза превышало бы существующие нормативы, но вместе с тем позволяло бы удовлетворять в полном объеме все социально значимые потребности. Однако законопроект не дошел даже до второго чтения.
Статья: О соразмерности ограничений социально-экономических прав и свобод граждан
(Уваров А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 4)Еще один способ оценки соразмерности мер по ограничению социально-экономических прав и свобод заложен в самом текущем законодательстве. Неслучайно Конституционный Суд РФ в своих решениях по вопросу о соответствии нормативного правового акта Конституции РФ исходит в том числе из критерия, связанного с местом рассматриваемого акта в системе правовых актов (ст. 74 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" <26>). Здесь важно выявить системообразующие связи правовых актов и норм. В смысловом, содержательном значении существуют нормы, представляющие собой некий каркас, на который нанизывается множество других норм. Например, одной из таких норм в социально-экономической сфере является норма о прожиточном минимуме. Ее значение в вопросах правового регулирования социально-экономического положения граждан трудно переоценить, поскольку именно она является исходной для расчетов заработных плат, пенсий, пособий, и т.п. Прожиточный минимум - это эмпирический критерий, по которому должна определяться степень справедливости, равенства, соразмерности, пропорциональности и т.п. в вопросах принятия и применения различных социально-экономических мер, связанных с благосостоянием и доходами нашего населения. Вместо пресловутой потребительской корзины сейчас законодатель ввел понятие медианной зарплаты, исходя из которой теперь будет определяться прожиточный минимум. Медианная зарплата рассчитывается с учетом того, что 50% населения получают доход больше этой величины, а 50% - меньше. Данный показатель позволяет оценивать степень социального неравенства в обществе по доходам (по данным Росстата, среднедушевой доход за 2019 г. составил 26 365 руб.). В силу п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ (ред. 29.12.2020) "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" <27> соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ и величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год с 2021 г. устанавливается в размере 44,2% (что составляет 11 653 руб.) Данное соотношение пересматривается не реже одного раза в пять лет исходя из условий социально-экономического развития России. Ясно, что исходные критерии соразмерности ограничений социально-экономических прав обусловлены прежде всего экономическими факторами и закономерностями, вследствие чего в качестве более весомых аргументов здесь выступают экономические расчеты и прогнозы.
(Уваров А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 4)Еще один способ оценки соразмерности мер по ограничению социально-экономических прав и свобод заложен в самом текущем законодательстве. Неслучайно Конституционный Суд РФ в своих решениях по вопросу о соответствии нормативного правового акта Конституции РФ исходит в том числе из критерия, связанного с местом рассматриваемого акта в системе правовых актов (ст. 74 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" <26>). Здесь важно выявить системообразующие связи правовых актов и норм. В смысловом, содержательном значении существуют нормы, представляющие собой некий каркас, на который нанизывается множество других норм. Например, одной из таких норм в социально-экономической сфере является норма о прожиточном минимуме. Ее значение в вопросах правового регулирования социально-экономического положения граждан трудно переоценить, поскольку именно она является исходной для расчетов заработных плат, пенсий, пособий, и т.п. Прожиточный минимум - это эмпирический критерий, по которому должна определяться степень справедливости, равенства, соразмерности, пропорциональности и т.п. в вопросах принятия и применения различных социально-экономических мер, связанных с благосостоянием и доходами нашего населения. Вместо пресловутой потребительской корзины сейчас законодатель ввел понятие медианной зарплаты, исходя из которой теперь будет определяться прожиточный минимум. Медианная зарплата рассчитывается с учетом того, что 50% населения получают доход больше этой величины, а 50% - меньше. Данный показатель позволяет оценивать степень социального неравенства в обществе по доходам (по данным Росстата, среднедушевой доход за 2019 г. составил 26 365 руб.). В силу п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ (ред. 29.12.2020) "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" <27> соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ и величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год с 2021 г. устанавливается в размере 44,2% (что составляет 11 653 руб.) Данное соотношение пересматривается не реже одного раза в пять лет исходя из условий социально-экономического развития России. Ясно, что исходные критерии соразмерности ограничений социально-экономических прав обусловлены прежде всего экономическими факторами и закономерностями, вследствие чего в качестве более весомых аргументов здесь выступают экономические расчеты и прогнозы.
Нормативные акты
"Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года"
(разработан Минэкономразвития России)<*> Прожиточный минимум рассчитан исходя из действующей потребительской корзины.
(разработан Минэкономразвития России)<*> Прожиточный минимум рассчитан исходя из действующей потребительской корзины.
"Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года"
(разработан Минэкономразвития России)Прогноз величины прожиточного минимума рассчитан с учетом Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 227-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации". В 2024 году прожиточный минимум в целом на душу населения составит 12 972 рубля с ростом к 2018 году на 26,1 процента <5>.
(разработан Минэкономразвития России)Прогноз величины прожиточного минимума рассчитан с учетом Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 227-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации". В 2024 году прожиточный минимум в целом на душу населения составит 12 972 рубля с ростом к 2018 году на 26,1 процента <5>.