Повышение социальной пенсии в 2020

Подборка наиболее важных документов по запросу Повышение социальной пенсии в 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2022 N 19АП-4968/2022 по делу N А35-1804/2022
Требование: О взыскании убытков в виде излишней выплаты сумм страховой пенсии.
Решение: Судом первой инстанции требование удовлетворено в части. Судом апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменено частично.
Ссылки на Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н (действовавшие в спорный период, далее - Правила), не свидетельствуют о наличии вины МУП "Горводоканал" в осуществлении выплаты в повышенном размере страховой пенсии за период с декабря 2020 года по март 2021 года при условии исполнения предприятием обязанности по своевременному представлению отчетности за указанный период.
Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 18.01.2024 N 88-288/2024 (УИД 65RS0001-01-2023-003730-50)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: Об обязании произвести перерасчет пенсии.
Обстоятельства: Установлено, что перерасчет размера пенсии должен быть произведен с даты вступления в законную силу судебного акта об установлении обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение у истца права на получение названной выплаты.
Решение: Удовлетворено в части.
Проверяя законность решения районного суда, суд апелляционной инстанции руководствовался статьями 21, 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пунктом 7 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N 958н, и согласился с выводом районного суда о том, что оснований для возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет и установить повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии именно с 5 ноября 2020 года не имеется, поскольку днем назначения пенсии, равно как и ее перерасчета, является день подачи всех необходимых для этого документов, что не имело место быть в настоящей ситуации, поскольку документа, подтверждающего факт нахождения сына на иждивении истца на момент ее обращения в пенсионный орган 5 ноября 2020 года, не имелось.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Спорные вопросы наследования жилых помещений, приобретенных за счет средств материнского (семейного) капитала
(Ходырева Е.А.)
("Закон", 2023, N 12)
Предоставление материнского (семейного) капитала (далее - МСК), являясь одним из средств государственной поддержки для семей с детьми, оценивается в Концепции государственной семейной политики <1> как существенная мера, повлиявшая на стимулирование рождения вторых и последующих детей (с 1 января 2020 года - и на стимулирование рождения первого ребенка). Помимо выполнения функций в рамках демографической политики получение МСК призвано улучшить жилищные условия граждан с детьми, содействовать получению образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, повышению уровня жизни и пенсионного обеспечения. С момента вступления в силу Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Закон N 256-ФЗ) <2>, определившего порядок и условия реализации права на получение МСК, прошло более 16 лет, что уже позволяет сформулировать некоторые проблемные моменты, возникающие как на практике, так и в теории.
Статья: Конституционный нормоконтроль в сфере социальной защиты
(Федорова М.Ю.)
("Закон", 2020, N 12)
Интерес научного сообщества к феномену социальных прав повысился в связи с появлением в Конституции РФ (в редакции, вступившей в силу 4 июля 2020 г.) положений, конкретизирующих отдельные параметры системы социальной защиты. Так, теперь предусматривается формирование в Российской Федерации системы пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддержка ее эффективного функционирования, осуществление индексации пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом; гарантируется в соответствии с федеральным законом обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат (ч. 6 и 7 ст. 75).

Нормативные акты

Приказ Минтруда России от 04.08.2021 N 538н
(ред. от 22.03.2024)
"Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 19.10.2021 N 65471)
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. N 974н "О внесении изменений в перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 февраля 2021 г., регистрационный N 62413).
Постановление Конституционного Суда РФ от 17.03.2022 N 11-П
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 10 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" в связи с жалобой гражданки И.И. Котловой"
3.2. Вступившим в силу с 1 января 2019 года Федеральным законом от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ, предусмотревшим поэтапное повышение пенсионного возраста и - в целях предоставления гражданам возможности в течение переходного периода адаптироваться к вносимым в пенсионное законодательство изменениям - установившим льготные условия реализации права на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) для граждан, которые в соответствии с прежним правовым регулированием должны были выйти на пенсию в 2019 и 2020 годах, были внесены изменения и в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", обусловленные реформированием пенсионного законодательства. Изменения затронули как критерии отнесения граждан к лицам предпенсионного возраста, так и дополнительные гарантии их социальной поддержки, с тем чтобы максимально смягчить для них неблагоприятные социальные последствия повышения пенсионного возраста (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2019 года N 854-О).