Пояснения по акту камеральной проверки
Подборка наиболее важных документов по запросу Пояснения по акту камеральной проверки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 31 "Права налоговых органов" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Инспекцией был проведен анализ данных финансово-хозяйственной деятельности общества, в том числе на основании форм 6-НДФЛ, РСВ, в ходе которого установлены расхождения в части полноты начисления, удержания и перечисления НДФЛ, начисления и перечисления страховых взносов с дохода, выплаченного в пользу физических лиц. Инспекция в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ направила обществу уведомление о вызове в налоговый орган в связи с обращением гражданина о выплатах заработной платы "в конвертах", которое инспектор отказался представлять для ознакомления, указав лишь на необходимость направить информацию по полноте начисления, удержания и перечисления НДФЛ, начисления и перечисления страховых взносов. Общество направило в инспекцию заявление об ознакомлении с материалами налоговой проверки, о выдаче копии материалов проверки на основании подп. 5 - 9 п. 1 ст. 21, абз. 2 п. 2 ст. 101 НК РФ. Поскольку в предоставлении материалов проверки обществу было отказано, оно оспорило действия налогового органа. Суд отказал в удовлетворении требований общества, указав, что по результатам камеральных налоговых проверок представленных обществом форм 6-НДФЛ и РСВ нарушений не установлено, акты налоговых проверок не составлялись. Суд отметил, что пояснения на основании подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговым органом могут быть истребованы не только в связи с налоговой проверкой, но и в связи с уплатой (удержанием и перечислением) налогов и сборов, у налогового органа отсутствовали основания для ознакомления налогоплательщика с материалами, послужившими поводом для оформления уведомления.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Инспекцией был проведен анализ данных финансово-хозяйственной деятельности общества, в том числе на основании форм 6-НДФЛ, РСВ, в ходе которого установлены расхождения в части полноты начисления, удержания и перечисления НДФЛ, начисления и перечисления страховых взносов с дохода, выплаченного в пользу физических лиц. Инспекция в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ направила обществу уведомление о вызове в налоговый орган в связи с обращением гражданина о выплатах заработной платы "в конвертах", которое инспектор отказался представлять для ознакомления, указав лишь на необходимость направить информацию по полноте начисления, удержания и перечисления НДФЛ, начисления и перечисления страховых взносов. Общество направило в инспекцию заявление об ознакомлении с материалами налоговой проверки, о выдаче копии материалов проверки на основании подп. 5 - 9 п. 1 ст. 21, абз. 2 п. 2 ст. 101 НК РФ. Поскольку в предоставлении материалов проверки обществу было отказано, оно оспорило действия налогового органа. Суд отказал в удовлетворении требований общества, указав, что по результатам камеральных налоговых проверок представленных обществом форм 6-НДФЛ и РСВ нарушений не установлено, акты налоговых проверок не составлялись. Суд отметил, что пояснения на основании подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговым органом могут быть истребованы не только в связи с налоговой проверкой, но и в связи с уплатой (удержанием и перечислением) налогов и сборов, у налогового органа отсутствовали основания для ознакомления налогоплательщика с материалами, послужившими поводом для оформления уведомления.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 346.12 "Налогоплательщики" главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Предприниматель подал налоговую декларацию по УСН и с момента регистрации уплачивал авансовые платежи по единому налогу в связи с применением УСН с объектом обложения "доходы". Инспекция направила в адрес предпринимателя требование о предоставлении пояснений по факту подачи декларации по УСН, а затем приостановила операции по счетам налогоплательщика, так как он не представил деклараций по НДС, уведомления о переходе на УСН не подавал. Предприниматель оспорил решение о приостановлении операций. Суд указал, что применение субъектами предпринимательства УСН носит уведомительный, а не разрешительный характер. В случае, когда хозяйствующий субъект выразил свое волеизъявление использовать УСН, фактически применяя этот специальный налоговый режим (сдавал налоговую отчетность, уплачивал авансовые и налоговые платежи), налоговый орган утрачивает право ссылаться на неполучение уведомления (получение уведомления с нарушением срока) и применять положения подп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ в качестве основания изменения статуса налогоплательщика, если ранее налоговым органом действия налогоплательщика, по сути, были одобрены. В данном случае предприниматель с момента регистрации фактически применял УСН (уплачивал данный налог, подавал налоговую декларацию по УСН, не исчислял и не уплачивал налоги по общей системе налогообложения, в том числе не предъявлял НДС контрагентам) без возражений со стороны налогового органа в течение всего первого налогового периода своей деятельности, а также продолжает применять УСН. При этом налоговый орган провел камеральную налоговую проверку декларации предпринимателя по УСН, по результатам которой акт налоговой проверки не составлялся, нарушений не выявлено. Налоговый орган направил предпринимателю требование о предоставлении пояснений по факту предоставленной декларации по УСН, в ответ на которое предприниматель сообщил, что применяет УСН с момента регистрации и направлял в налоговый орган уведомление о выборе УСН. Суд признал недействительным решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Предприниматель подал налоговую декларацию по УСН и с момента регистрации уплачивал авансовые платежи по единому налогу в связи с применением УСН с объектом обложения "доходы". Инспекция направила в адрес предпринимателя требование о предоставлении пояснений по факту подачи декларации по УСН, а затем приостановила операции по счетам налогоплательщика, так как он не представил деклараций по НДС, уведомления о переходе на УСН не подавал. Предприниматель оспорил решение о приостановлении операций. Суд указал, что применение субъектами предпринимательства УСН носит уведомительный, а не разрешительный характер. В случае, когда хозяйствующий субъект выразил свое волеизъявление использовать УСН, фактически применяя этот специальный налоговый режим (сдавал налоговую отчетность, уплачивал авансовые и налоговые платежи), налоговый орган утрачивает право ссылаться на неполучение уведомления (получение уведомления с нарушением срока) и применять положения подп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ в качестве основания изменения статуса налогоплательщика, если ранее налоговым органом действия налогоплательщика, по сути, были одобрены. В данном случае предприниматель с момента регистрации фактически применял УСН (уплачивал данный налог, подавал налоговую декларацию по УСН, не исчислял и не уплачивал налоги по общей системе налогообложения, в том числе не предъявлял НДС контрагентам) без возражений со стороны налогового органа в течение всего первого налогового периода своей деятельности, а также продолжает применять УСН. При этом налоговый орган провел камеральную налоговую проверку декларации предпринимателя по УСН, по результатам которой акт налоговой проверки не составлялся, нарушений не выявлено. Налоговый орган направил предпринимателю требование о предоставлении пояснений по факту предоставленной декларации по УСН, в ответ на которое предприниматель сообщил, что применяет УСН с момента регистрации и направлял в налоговый орган уведомление о выборе УСН. Суд признал недействительным решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Комментарий к Письму ФНС России от 21.09.2023 N БВ-4-9/12150 <О порядке отмены решений, вынесенных по результатам камеральных налоговых проверок на основе имеющихся у налоговых органов документов>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 21)И еще один важный момент. Проанализировав ряд положений главного фискального нормативного акта, налоговики вывели: непредставление пояснений, запрошенных в рамках вышеупомянутой "камералки", грозит наказанием по п. 1 ст. 129.1 НК РФ. Напомним, что согласно этой норме неправомерное несообщение сведений инспекторам влечет взыскание 5-тысячного штрафа.
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 21)И еще один важный момент. Проанализировав ряд положений главного фискального нормативного акта, налоговики вывели: непредставление пояснений, запрошенных в рамках вышеупомянутой "камералки", грозит наказанием по п. 1 ст. 129.1 НК РФ. Напомним, что согласно этой норме неправомерное несообщение сведений инспекторам влечет взыскание 5-тысячного штрафа.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"5. Лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные страхователем пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений страхователя территориальный орган страховщика установит факт совершения правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, или иного нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, должностные лица территориального органа страховщика обязаны составить акт проверки в порядке, установленном статьей 26.20 настоящего Федерального закона.
(ред. от 28.12.2024)
"Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"5. Лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные страхователем пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений страхователя территориальный орган страховщика установит факт совершения правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, или иного нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, должностные лица территориального органа страховщика обязаны составить акт проверки в порядке, установленном статьей 26.20 настоящего Федерального закона.
Федеральный закон от 03.07.2016 N 250-ФЗ
(ред. от 28.12.2022)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование"5. Лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные страхователем пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений страхователя территориальный орган страховщика установит факт совершения правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, или иного нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, должностные лица территориального органа страховщика обязаны составить акт проверки в порядке, установленном статьей 26.20 настоящего Федерального закона.
(ред. от 28.12.2022)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование"5. Лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные страхователем пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений страхователя территориальный орган страховщика установит факт совершения правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, или иного нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, должностные лица территориального органа страховщика обязаны составить акт проверки в порядке, установленном статьей 26.20 настоящего Федерального закона.
Вопрос: Может ли налоговый орган запросить документы и пояснения о причинах расхождений между данными по банковской выписке и представленной декларации по УСН у ИП, который прекратил деятельность и снялся с учета?
(Консультация эксперта, 2024)Действия налогового органа, предусмотренные п. 3 ст. 88 НК РФ, являются не только правом налогового органа, но и обязательной для налоговых органов процедурой перед составлением акта камеральной налоговой проверки (п. 1 Письма Минфина России от 23.03.2018 N 03-02-07/1/18400).
(Консультация эксперта, 2024)Действия налогового органа, предусмотренные п. 3 ст. 88 НК РФ, являются не только правом налогового органа, но и обязательной для налоговых органов процедурой перед составлением акта камеральной налоговой проверки (п. 1 Письма Минфина России от 23.03.2018 N 03-02-07/1/18400).
Вопрос: Должен ли налоговый орган представлять налогоплательщику выводы АСК НДС-2? Может ли налогоплательщик в целях проявления должной осмотрительности получить данные АСК НДС-2 по контрагенту?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2025)Выводы АСК НДС-2 направляются налогоплательщику вместе с требованием представить пояснения в ходе камеральной проверки декларации по НДС в случае выявления несоответствия сведений корреспондирующим сведениям из декларации контрагента или могут быть использованы при составлении акта выездной налоговой проверки. Получить данные из АСК НДС-2 без согласия контрагента нельзя.
(Консультация эксперта, ФНС России, 2025)Выводы АСК НДС-2 направляются налогоплательщику вместе с требованием представить пояснения в ходе камеральной проверки декларации по НДС в случае выявления несоответствия сведений корреспондирующим сведениям из декларации контрагента или могут быть использованы при составлении акта выездной налоговой проверки. Получить данные из АСК НДС-2 без согласия контрагента нельзя.
Статья: Знакомьтесь: автоматизированная упрощенная система налогообложения
(Дегтяренко А.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 6)В остальном, как и при обычной камеральной проверке, инспекция сможет запросить пояснения, которые нужно будет представить в течение 5 дней, в том числе о размере убытка, если он возникнет. Также инспекция обязана будет составить акт, если выявит недоимку по налогу.
(Дегтяренко А.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 6)В остальном, как и при обычной камеральной проверке, инспекция сможет запросить пояснения, которые нужно будет представить в течение 5 дней, в том числе о размере убытка, если он возникнет. Также инспекция обязана будет составить акт, если выявит недоимку по налогу.
Статья: 5 ситуаций, когда налоговый агент платит НДФЛ из своего кармана
(Мартынюк Н.А.)
("Главная книга", 2025, N 10)Акта камеральной проверки на этом этапе еще нет - инспекторы лишь предполагают нарушение. И даже если их предположение верно, то до составления акта проверки (либо акта об обнаружении вне рамок проверки по ст. 101.4 НК) нарушение еще не считается обнаруженным инспекцией <17>. Поэтому если самостоятельно перечислить НДФЛ и пени и сдать уточненки, то все равно положено освобождение от штрафов (конечно, при выполнении второго условия - еще не назначена выездная проверка). И чем скорее налоговый агент это сделает, тем меньше будут пени.
(Мартынюк Н.А.)
("Главная книга", 2025, N 10)Акта камеральной проверки на этом этапе еще нет - инспекторы лишь предполагают нарушение. И даже если их предположение верно, то до составления акта проверки (либо акта об обнаружении вне рамок проверки по ст. 101.4 НК) нарушение еще не считается обнаруженным инспекцией <17>. Поэтому если самостоятельно перечислить НДФЛ и пени и сдать уточненки, то все равно положено освобождение от штрафов (конечно, при выполнении второго условия - еще не назначена выездная проверка). И чем скорее налоговый агент это сделает, тем меньше будут пени.
"Ревизии и проверки государственных (муниципальных) учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Действия налогового органа по истребованию пояснений являются не только правом налогового органа, но и обязательной для налоговых органов процедурой перед составлением акта камеральной проверки. На это указал Конституционный суд еще в Определении от 12.07.2006 N 267-О: полномочия налогового органа, предусмотренные статьей 88 Кодекса, носят публично-правовой характер, что не позволяет налоговому органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. При осуществлении возложенной на него функции выявления налоговых правонарушений налоговый орган во всех случаях сомнений и правильности уплаты налогов и тем более обнаружения признаков налогового правонарушения обязан воспользоваться предоставленным ему правомочием истребовать у налогоплательщика необходимую информацию.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Действия налогового органа по истребованию пояснений являются не только правом налогового органа, но и обязательной для налоговых органов процедурой перед составлением акта камеральной проверки. На это указал Конституционный суд еще в Определении от 12.07.2006 N 267-О: полномочия налогового органа, предусмотренные статьей 88 Кодекса, носят публично-правовой характер, что не позволяет налоговому органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. При осуществлении возложенной на него функции выявления налоговых правонарушений налоговый орган во всех случаях сомнений и правильности уплаты налогов и тем более обнаружения признаков налогового правонарушения обязан воспользоваться предоставленным ему правомочием истребовать у налогоплательщика необходимую информацию.
Готовое решение: Как сдать форму 6-НДФЛ
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы правильно заполнили расчет 6-НДФЛ, у вас не вправе потребовать какие-либо дополнительные документы (п. 7 ст. 88 НК РФ). В этом случае налоговый орган проводит проверку на основании тех документов, которыми он располагает, и акт камеральной проверки не составляется (п. 5 ст. 88 НК РФ). Проверка считается оконченной по истечении трех месяцев.
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы правильно заполнили расчет 6-НДФЛ, у вас не вправе потребовать какие-либо дополнительные документы (п. 7 ст. 88 НК РФ). В этом случае налоговый орган проводит проверку на основании тех документов, которыми он располагает, и акт камеральной проверки не составляется (п. 5 ст. 88 НК РФ). Проверка считается оконченной по истечении трех месяцев.
Статья: Комментарий к Постановлению Арбитражного суда Поволжского округа от 11.09.2025 N А55-31036/2024 <ФНС не имеет права необоснованно отклонять декларации>
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 20)МИФНС также нарушила п. 3 ст. 88 Налогового кодекса РФ, который требует при выявлении несоответствий в отчетности потребовать от налогоплательщика представить пояснения в течение пяти рабочих дней или в тот же срок внести исправления в отчетность. Также МИФНС:
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 20)МИФНС также нарушила п. 3 ст. 88 Налогового кодекса РФ, который требует при выявлении несоответствий в отчетности потребовать от налогоплательщика представить пояснения в течение пяти рабочих дней или в тот же срок внести исправления в отчетность. Также МИФНС:
Вопрос: Вправе ли налогоплательщик не отвечать на требование налогового органа о представлении пояснений по камеральной проверке, полученное после составления акта проверки, по результатам которой доначислен налог, начислены пени и штраф?
(Консультация эксперта, 2022)Вопрос: Вправе ли налогоплательщик не отвечать на требование налогового органа о представлении пояснений по камеральной проверке, полученное после составления акта проверки, по результатам которой доначислен налог, начислены пени и штраф?
(Консультация эксперта, 2022)Вопрос: Вправе ли налогоплательщик не отвечать на требование налогового органа о представлении пояснений по камеральной проверке, полученное после составления акта проверки, по результатам которой доначислен налог, начислены пени и штраф?
Вопрос: Как проводится камеральная проверка расчета по страховым взносам?
(Консультация эксперта, 2025)Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в расчете и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных плательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается плательщику с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. Это является не только правом, но и обязательной для налоговых органов процедурой перед составлением акта камеральной налоговой проверки (п. 3 ст. 88 НК РФ, Письмо Минфина России от 15.01.2020 N 03-02-08/1322).
(Консультация эксперта, 2025)Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в расчете и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных плательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается плательщику с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. Это является не только правом, но и обязательной для налоговых органов процедурой перед составлением акта камеральной налоговой проверки (п. 3 ст. 88 НК РФ, Письмо Минфина России от 15.01.2020 N 03-02-08/1322).
Статья: Комментарий к Постановлению Арбитражного суда кассационной инстанции от 13.05.2025 N Ф06-1256/2025 по делу N А65-17542/2024 <Суд не позволил аннулировать декларацию после "камералки">
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 14)В п. 4.1 ст. 80 главного фискального нормативного акта перечислены основания признания налоговой декларации непредставленной. Одно из них - если в ходе контрольных мероприятий вскрыт факт подписания отчета неуполномоченным лицом. Что касается рассматриваемой ситуации, то на момент дачи гражданкой С. пояснений по НДС-декларации за III квартал 2021 года камеральная проверка и все контрольные мероприятия в отношении этого отчета были завершены.
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 14)В п. 4.1 ст. 80 главного фискального нормативного акта перечислены основания признания налоговой декларации непредставленной. Одно из них - если в ходе контрольных мероприятий вскрыт факт подписания отчета неуполномоченным лицом. Что касается рассматриваемой ситуации, то на момент дачи гражданкой С. пояснений по НДС-декларации за III квартал 2021 года камеральная проверка и все контрольные мероприятия в отношении этого отчета были завершены.