Пояснения вне рамок налоговой проверки
Подборка наиболее важных документов по запросу Пояснения вне рамок налоговой проверки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие контрольные мероприятия инспекторы могут проводить вне рамок налоговых проверок
(КонсультантПлюс, 2025)Вне рамок налоговых проверок (в том числе контроля цен, который проводит ФНС России) инспекторы могут вызывать налогоплательщика для пояснений, допрашивать свидетелей, истребовать документы по контрагенту или по конкретной сделке, проводить экспертизу.
(КонсультантПлюс, 2025)Вне рамок налоговых проверок (в том числе контроля цен, который проводит ФНС России) инспекторы могут вызывать налогоплательщика для пояснений, допрашивать свидетелей, истребовать документы по контрагенту или по конкретной сделке, проводить экспертизу.
Вопрос: В июне 2025 г. налогоплательщик получил уведомление о вызове в налоговый орган в связи с обнаруженными расхождениями в декларации по НДС за 2021 г. В уведомлении содержится предложение самостоятельно исправить ошибку. Должен ли представитель налогоплательщика исполнить уведомление и явиться на вызов в налоговый орган?
(Консультация эксперта, УФНС России по Республике Мордовия, 2025)В то же время в целях налогового контроля налоговый орган вправе вне рамок налоговой проверки вызвать налогоплательщика для дачи пояснений и требовать устранения нарушений налогового законодательства.
(Консультация эксперта, УФНС России по Республике Мордовия, 2025)В то же время в целях налогового контроля налоговый орган вправе вне рамок налоговой проверки вызвать налогоплательщика для дачи пояснений и требовать устранения нарушений налогового законодательства.
Нормативные акты
<Письмо> ФНС России от 24.10.2022 N 7-8-04/0005@
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2022 года по вопросам налогообложения>Обращая внимание территориальных налоговых органов на то, что предусмотренное пунктом 2 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации истребование вне рамок проведения налоговых проверок документов (информации) относительно конкретной сделки у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке, допускается в случае, если у налоговых органов возникает обоснованная необходимость их получения, Федеральная налоговая служба отмечает, что при решении вопроса о правомерности привлечения к ответственности по статье 129.1 указанного Кодекса за непредставление документов (информации) о деятельности налогоплательщика суды, в частности, принимают во внимание реальную необходимость истребования налоговым органом конкретных документов (информации) исходя из существа конкретной ситуации (разумность и обоснованность требований) и реальной возможности налогового органа (проверяющих должностных лиц) изучить (проанализировать) большой объем представленных документов. Соответственно, налоговый орган, требующий представить на основании оспариваемого законоположения значительное количество документов (большой объем информации), должен быть готов аргументированно пояснить вышестоящему налоговому органу или в суде все вопросы, возникающие в связи с названными обстоятельствами. При этом Федеральная налоговая служба полагает, что при решении вопроса об истребовании документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок необходимо исходить из принципов целесообразности, разумности и обоснованности; не допускать произвольного истребования документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок, не обусловленных целями и задачами проводимого налоговыми органами налогового контроля. Федеральная налоговая служба также отмечает, что истребование документов (информации) в излишнем объеме может привести к жалобам налогоплательщиков на действия налоговых органов, снижению репутации Федеральной налоговой службы и не приводит к повышению эффективности осуществления налогового контроля (письмо Федеральной налоговой службы от 27 июня 2017 года N ЕД-4-2/12216@).
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2022 года по вопросам налогообложения>Обращая внимание территориальных налоговых органов на то, что предусмотренное пунктом 2 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации истребование вне рамок проведения налоговых проверок документов (информации) относительно конкретной сделки у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке, допускается в случае, если у налоговых органов возникает обоснованная необходимость их получения, Федеральная налоговая служба отмечает, что при решении вопроса о правомерности привлечения к ответственности по статье 129.1 указанного Кодекса за непредставление документов (информации) о деятельности налогоплательщика суды, в частности, принимают во внимание реальную необходимость истребования налоговым органом конкретных документов (информации) исходя из существа конкретной ситуации (разумность и обоснованность требований) и реальной возможности налогового органа (проверяющих должностных лиц) изучить (проанализировать) большой объем представленных документов. Соответственно, налоговый орган, требующий представить на основании оспариваемого законоположения значительное количество документов (большой объем информации), должен быть готов аргументированно пояснить вышестоящему налоговому органу или в суде все вопросы, возникающие в связи с названными обстоятельствами. При этом Федеральная налоговая служба полагает, что при решении вопроса об истребовании документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок необходимо исходить из принципов целесообразности, разумности и обоснованности; не допускать произвольного истребования документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок, не обусловленных целями и задачами проводимого налоговыми органами налогового контроля. Федеральная налоговая служба также отмечает, что истребование документов (информации) в излишнем объеме может привести к жалобам налогоплательщиков на действия налоговых органов, снижению репутации Федеральной налоговой службы и не приводит к повышению эффективности осуществления налогового контроля (письмо Федеральной налоговой службы от 27 июня 2017 года N ЕД-4-2/12216@).
Приказ Минтруда России от 12.10.2021 N 722н
"Об утверждении профессионального стандарта "Консультант по налогам и сборам"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.11.2021 N 65840)Разработка и предоставление рекомендаций по формированию позиции налогоплательщика/налогового агента при получении им от налоговых органов уведомлений, вызовов на налоговые комиссии, для представления объяснений (пояснений), в целях проведения мероприятий вне рамок налоговых проверок
"Об утверждении профессионального стандарта "Консультант по налогам и сборам"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.11.2021 N 65840)Разработка и предоставление рекомендаций по формированию позиции налогоплательщика/налогового агента при получении им от налоговых органов уведомлений, вызовов на налоговые комиссии, для представления объяснений (пояснений), в целях проведения мероприятий вне рамок налоговых проверок
Статья: В поисках пределов налогового контроля
(Плеханов Д.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 5)<17> Письмо ФНС России от 27.06.2017 N ЕД-4-2/12216@ "Об истребовании документов (информации) вне рамок налоговых проверок" // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 08.06.2021).
(Плеханов Д.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 5)<17> Письмо ФНС России от 27.06.2017 N ЕД-4-2/12216@ "Об истребовании документов (информации) вне рамок налоговых проверок" // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 08.06.2021).
Статья: Как своевременно выявить и снизить риски доначисления налогов: практические рекомендации
(Головина О.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)6) по виду запрашиваемой информации (пояснения либо документы).
(Головина О.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)6) по виду запрашиваемой информации (пояснения либо документы).
Статья: Предпроверочный анализ по трансфертному ценообразованию: что важно знать
(Кулаков Д., Зыков А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 19)Если ФНС видит у компании потенциальные признаки применения нерыночных цен, то, как правило, компания получает требование о представлении документов в отношении конкретных сделок. Такое требование направляется налогоплательщику в рамках ст. 93.1 НК РФ, которая позволяет налоговым органам запрашивать информацию о конкретных сделках вне рамок проведения налоговых проверок.
(Кулаков Д., Зыков А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 19)Если ФНС видит у компании потенциальные признаки применения нерыночных цен, то, как правило, компания получает требование о представлении документов в отношении конкретных сделок. Такое требование направляется налогоплательщику в рамках ст. 93.1 НК РФ, которая позволяет налоговым органам запрашивать информацию о конкретных сделках вне рамок проведения налоговых проверок.
"Актуальная судебно-арбитражная практика по налогам за 2024 год"
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)3.2. Споры, связанные с проведением налоговой проверки
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)3.2. Споры, связанные с проведением налоговой проверки
Вопрос: ИП на УСН ("доходы") в рамках встречной проверки контрагента получил требование представить документы, касающиеся проверяемого налогоплательщика и подтверждающие расходы ИП. Обязан ли ИП представить документы и могут ли его привлечь к ответственности за непредставление в связи с их отсутствием?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2023)Ответ: Индивидуальный предприниматель, получивший требование в рамках встречной проверки, обязан представить те документы, на основании которых исчисляются и уплачиваются налоги, сборы, а также которые подтверждают правильность исчисления и своевременность уплаты и которые он обязан вести. В случае отсутствия таких документов необходимо направить пояснения.
(Консультация эксперта, ФНС России, 2023)Ответ: Индивидуальный предприниматель, получивший требование в рамках встречной проверки, обязан представить те документы, на основании которых исчисляются и уплачиваются налоги, сборы, а также которые подтверждают правильность исчисления и своевременность уплаты и которые он обязан вести. В случае отсутствия таких документов необходимо направить пояснения.
Статья: Вызов в инспекцию для дачи пояснений и допрос - не одно и то же
(Жоголев А.А.)
("Главная книга", 2025, N 14)ИФНС имеет право вызвать к себе налогоплательщиков или налоговых агентов для дачи пояснений. Пояснения могут быть нужны инспекторам как в рамках налоговых проверок, так и вне проверок. Для вызова ИФНС должна оформить письменное уведомление <1>.
(Жоголев А.А.)
("Главная книга", 2025, N 14)ИФНС имеет право вызвать к себе налогоплательщиков или налоговых агентов для дачи пояснений. Пояснения могут быть нужны инспекторам как в рамках налоговых проверок, так и вне проверок. Для вызова ИФНС должна оформить письменное уведомление <1>.
Последние изменения: Истребование документов и информации налоговыми органами
(КонсультантПлюс, 2025)Конституционный Суд РФ пояснил некоторые аспекты истребования документов вне рамок налоговых проверок.
(КонсультантПлюс, 2025)Конституционный Суд РФ пояснил некоторые аспекты истребования документов вне рамок налоговых проверок.
Путеводитель. Пояснения в налоговый орган
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы получили требование проинформировать о конкретной сделке вне рамок налоговой проверки, то в пояснении отразите данные по договору, его предмет, работы, которые были выполнены, оплачены, и ответьте, продолжаете ли вы сотрудничать с данным контрагентом.
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы получили требование проинформировать о конкретной сделке вне рамок налоговой проверки, то в пояснении отразите данные по договору, его предмет, работы, которые были выполнены, оплачены, и ответьте, продолжаете ли вы сотрудничать с данным контрагентом.
Статья: Внепроверочные мероприятия налогового контроля: проблемы и практика правоприменения
(Сулейманов Р.М. оглы)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)В то же время необходимо отметить, что НК РФ содержит открытый перечень мероприятий налогового контроля. Более того, действующее налоговое законодательство предоставляют налоговому органу широкие правомочия на проведение контрольных мероприятий вне рамок проведения налоговых проверок. Например, в случае обоснованной необходимости налоговый орган вправе направить требования о представлении документов (информации) по конкретной сделке. Также для целей проверки соблюдения налогового законодательства предусмотрена возможность вызова налогоплательщика на заседание рабочей комиссии для дачи пояснений. Более того, в правоприменительной практике налогоплательщики могут самостоятельно обратиться в налоговый орган для проведения рабочего совещания по вопросу правильности исчисления и уплаты налога по определенной операции.
(Сулейманов Р.М. оглы)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)В то же время необходимо отметить, что НК РФ содержит открытый перечень мероприятий налогового контроля. Более того, действующее налоговое законодательство предоставляют налоговому органу широкие правомочия на проведение контрольных мероприятий вне рамок проведения налоговых проверок. Например, в случае обоснованной необходимости налоговый орган вправе направить требования о представлении документов (информации) по конкретной сделке. Также для целей проверки соблюдения налогового законодательства предусмотрена возможность вызова налогоплательщика на заседание рабочей комиссии для дачи пояснений. Более того, в правоприменительной практике налогоплательщики могут самостоятельно обратиться в налоговый орган для проведения рабочего совещания по вопросу правильности исчисления и уплаты налога по определенной операции.
Статья: Предпроверочный анализ в налоговом контроле: проблемы правового регулирования
(Челноков Д.М.)
("Финансовое право", 2024, N 3)Важно, что отнесение контрагента к той или иной категории спорных налогоплательщиков осуществляется самой системой АИС "Налог-3" в автоматическом режиме или на основании комментариев, вносимых сотрудниками налогового органа в ходе проведения камеральных и выездных налоговых проверок, а также вне рамок налоговых проверок.
(Челноков Д.М.)
("Финансовое право", 2024, N 3)Важно, что отнесение контрагента к той или иной категории спорных налогоплательщиков осуществляется самой системой АИС "Налог-3" в автоматическом режиме или на основании комментариев, вносимых сотрудниками налогового органа в ходе проведения камеральных и выездных налоговых проверок, а также вне рамок налоговых проверок.