Права на музыкальное произведение
Подборка наиболее важных документов по запросу Права на музыкальное произведение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушение авторских и патентных прав
(КонсультантПлюс, 2025)"...РАО обратилась в... суд... с иском... о взыскании... компенсации за нарушение исключительных прав на музыкальные произведения.
(КонсультантПлюс, 2025)"...РАО обратилась в... суд... с иском... о взыскании... компенсации за нарушение исключительных прав на музыкальные произведения.
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Процессуальные споры в гражданском судопроизводстве: Заявитель просит принять обеспечительные меры
(КонсультантПлюс, 2025)по заявлению о принятии предварительных обеспечительных мер, направленных на обеспечение защиты исключительных прав на музыкальное произведение, размещенное в сети Интернет без разрешения правообладателя
(КонсультантПлюс, 2025)по заявлению о принятии предварительных обеспечительных мер, направленных на обеспечение защиты исключительных прав на музыкальное произведение, размещенное в сети Интернет без разрешения правообладателя
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об НДС при передаче прав на музыкальные произведения, иные охраняемые объекты авторских и смежных прав, использованные для производства фильма, получившего удостоверение национального фильма.
(Письмо Минфина России от 09.06.2025 N 03-07-07/56379)Вопрос: Об НДС при передаче прав на музыкальные произведения, иные охраняемые объекты авторских и смежных прав, использованные для производства фильма, получившего удостоверение национального фильма.
(Письмо Минфина России от 09.06.2025 N 03-07-07/56379)Вопрос: Об НДС при передаче прав на музыкальные произведения, иные охраняемые объекты авторских и смежных прав, использованные для производства фильма, получившего удостоверение национального фильма.
Вопрос: ИП заключает лицензионные договоры с физлицами о покупке у них авторских и смежных прав на музыкальные произведения. Затем он продает неисключительные права организациям по сублицензионным договорам. Вправе ли ИП применять ПСН по виду деятельности в области звукозаписи и издания музыкальных произведений? Будет ли являться указанная деятельность посреднической?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: ИП заключает лицензионные договоры с физлицами о покупке у них авторских и смежных прав на музыкальные произведения. Затем он продает неисключительные права организациям по сублицензионным договорам. Вправе ли ИП применять ПСН по виду деятельности в области звукозаписи и издания музыкальных произведений?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: ИП заключает лицензионные договоры с физлицами о покупке у них авторских и смежных прав на музыкальные произведения. Затем он продает неисключительные права организациям по сублицензионным договорам. Вправе ли ИП применять ПСН по виду деятельности в области звукозаписи и издания музыкальных произведений?
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)2) осуществление прав авторов музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение либо сообщение в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции, такого аудиовизуального произведения (пункт 3 статьи 1263);
(ред. от 23.07.2025)2) осуществление прав авторов музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение либо сообщение в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции, такого аудиовизуального произведения (пункт 3 статьи 1263);
Статья: Защита прав композиторов при публичном исполнении музыкального произведения
(Куропацкая Е.Г.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 7)"Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 7
(Куропацкая Е.Г.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 7)"Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 7
Статья: Бег на месте за счет правообладателей
(Лисаченко А.В.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 1)В статье анализируются последствия технологического переворота в области управления правами на музыкальные произведения (и иной контент) в России. Прослеживается эволюция взаимоотношений организаций по коллективному управлению авторскими и смежными правами и новых отечественных интернет-сервисов по лицензированию музыкальных произведений. Изучается судебная практика по спорам между организациями по коллективному управлению авторскими и смежными правами и конечными пользователями с участием альтернативных интернет-сервисов. Делается вывод об ошибочности данных ранее прогнозов относительно замены договоров с аккредитованными организациями договорной моделью лицензирования "каждый с каждым" через интернет-сервисы.
(Лисаченко А.В.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 1)В статье анализируются последствия технологического переворота в области управления правами на музыкальные произведения (и иной контент) в России. Прослеживается эволюция взаимоотношений организаций по коллективному управлению авторскими и смежными правами и новых отечественных интернет-сервисов по лицензированию музыкальных произведений. Изучается судебная практика по спорам между организациями по коллективному управлению авторскими и смежными правами и конечными пользователями с участием альтернативных интернет-сервисов. Делается вывод об ошибочности данных ранее прогнозов относительно замены договоров с аккредитованными организациями договорной моделью лицензирования "каждый с каждым" через интернет-сервисы.
Статья: Правовой механизм использования "сиротского" произведения по законодательству России
(Васильева Е.Н.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 2)<2> Согласно п. 3 ст. 2 Закона N 190-ФЗ в течение года со дня его вступления в силу, то есть с 21 октября 2024 г. по 21 октября 2025 г. деятельность в сфере коллективного управления исключительными правами на произведения, фонограммы и исполнения, авторы или иные, правообладатели которых предполагаются неизвестными, осуществляют организации, аккредитованные в сфере осуществления прав авторов музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение либо сообщение в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции, такого аудиовизуального произведения. По истечении этого переходного периода организация уже должна иметь аккредитацию, предусмотренную пп. 7 п. 1 ст. 1244 ГК РФ.
(Васильева Е.Н.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 2)<2> Согласно п. 3 ст. 2 Закона N 190-ФЗ в течение года со дня его вступления в силу, то есть с 21 октября 2024 г. по 21 октября 2025 г. деятельность в сфере коллективного управления исключительными правами на произведения, фонограммы и исполнения, авторы или иные, правообладатели которых предполагаются неизвестными, осуществляют организации, аккредитованные в сфере осуществления прав авторов музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение либо сообщение в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции, такого аудиовизуального произведения. По истечении этого переходного периода организация уже должна иметь аккредитацию, предусмотренную пп. 7 п. 1 ст. 1244 ГК РФ.
Статья: Использование музыкальных произведений в общественных местах
(Андреев М.П.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 3)<10> Власова Д.В., Зубова А.С. Особенности защиты авторских прав на музыкальные произведения, распространенные в сети Интернет // Материалы IX международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации. ФГАОУ ВО "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина". Редакционная коллегия: Шульгин Д.Б., Метелев Д.А., Баглаева Е.М. 2017. Изд-во: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (Екатеринбург). С. 57 - 64.
(Андреев М.П.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 3)<10> Власова Д.В., Зубова А.С. Особенности защиты авторских прав на музыкальные произведения, распространенные в сети Интернет // Материалы IX международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации. ФГАОУ ВО "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина". Редакционная коллегия: Шульгин Д.Б., Метелев Д.А., Баглаева Е.М. 2017. Изд-во: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (Екатеринбург). С. 57 - 64.
Статья: Свободное использование музыкальных произведений в праве России и Германии
(Волкова А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 2)"Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 2
(Волкова А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 2)"Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 2
Статья: О правовой природе понятия "песня"
(Близнец И.А., Витко В.С.)
("Юрист", 2022, N 2)Аналогичную позицию заняли суды в споре о взыскании компенсации за нарушение исключительных прав на музыкальное и литературное произведение "Странные танцы". Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истцу были переданы права не на отдельно стихи и музыку к этим стихам, а на единое музыкальное произведение <6>. Тот же подход занял апелляционный суд, указав в качестве довода на то, что из смысла ст. 1259 ГК РФ, которой выделены 2 вида музыкальных произведений в качестве самостоятельных объектов авторских прав: музыкальные произведения с текстом или без текста, следует, что музыкальное произведение с текстом является отдельным объектом и не дробится на музыку и стихи как самостоятельные объекты авторского права <7>. Такую же позицию занял суд кассационной инстанции: музыкальное произведение с текстом, которое закон относит к объектам авторского права (п. 1 ст. 1259 ГК РФ), т.е. песня - это единое произведение, одна часть которого - это музыкальное произведение, другая - литературное (текст) <8>.
(Близнец И.А., Витко В.С.)
("Юрист", 2022, N 2)Аналогичную позицию заняли суды в споре о взыскании компенсации за нарушение исключительных прав на музыкальное и литературное произведение "Странные танцы". Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истцу были переданы права не на отдельно стихи и музыку к этим стихам, а на единое музыкальное произведение <6>. Тот же подход занял апелляционный суд, указав в качестве довода на то, что из смысла ст. 1259 ГК РФ, которой выделены 2 вида музыкальных произведений в качестве самостоятельных объектов авторских прав: музыкальные произведения с текстом или без текста, следует, что музыкальное произведение с текстом является отдельным объектом и не дробится на музыку и стихи как самостоятельные объекты авторского права <7>. Такую же позицию занял суд кассационной инстанции: музыкальное произведение с текстом, которое закон относит к объектам авторского права (п. 1 ст. 1259 ГК РФ), т.е. песня - это единое произведение, одна часть которого - это музыкальное произведение, другая - литературное (текст) <8>.
"Упрощенка. Практическое пособие для организаций и предпринимателей"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Подобные разъяснения можно найти в письме Минфина России от 24.08.2011 N 03-11-11/218 (см. также письма Минфина России от 27.06.2013 N 03-11-06/2/24426 и ФНС России от 15.09.2011 N ЕД-4-3/15075@) в отношении расходов на приобретение прав на музыкальные и видеопроизведения (аудиовизуальные произведения).
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Подобные разъяснения можно найти в письме Минфина России от 24.08.2011 N 03-11-11/218 (см. также письма Минфина России от 27.06.2013 N 03-11-06/2/24426 и ФНС России от 15.09.2011 N ЕД-4-3/15075@) в отношении расходов на приобретение прав на музыкальные и видеопроизведения (аудиовизуальные произведения).
Статья: Трансформация моделей коллективного управления правами авторов на примере России и Китая
(Кудряшов В.В.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 2)В Законе об авторском праве, принятом в 1990 г., не было положений, касавшихся коллективного управления авторскими правами. Однако в статье 54 Правил реализации Закона об авторском праве 1991 г., сформулированных Государственным советом, упоминалось, что коллективное управление является одним из способов осуществления авторских прав. Первой организацией по управлению коллективными правами (ОКУП), учрежденной на основании данных Правил, стало Музыкальное авторское общество Китая (The Music Copyright Society of China, MCSC), созданное в 1992 году и действующее по сей день. MCSC специализируется на управлении правами на музыкальные произведения, включая сбор и распределение роялти за публичное исполнение и механическое воспроизведение.
(Кудряшов В.В.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 2)В Законе об авторском праве, принятом в 1990 г., не было положений, касавшихся коллективного управления авторскими правами. Однако в статье 54 Правил реализации Закона об авторском праве 1991 г., сформулированных Государственным советом, упоминалось, что коллективное управление является одним из способов осуществления авторских прав. Первой организацией по управлению коллективными правами (ОКУП), учрежденной на основании данных Правил, стало Музыкальное авторское общество Китая (The Music Copyright Society of China, MCSC), созданное в 1992 году и действующее по сей день. MCSC специализируется на управлении правами на музыкальные произведения, включая сбор и распределение роялти за публичное исполнение и механическое воспроизведение.
"Заработная плата"
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)- выплаты, производимые по лицензионным договорам, например о предоставлении права использования музыкальных произведений в пользу их автора, являющегося индивидуальным предпринимателем, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (письмо Минфина России от 18.12.2023 N 03-11-11/122304).
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)- выплаты, производимые по лицензионным договорам, например о предоставлении права использования музыкальных произведений в пользу их автора, являющегося индивидуальным предпринимателем, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (письмо Минфина России от 18.12.2023 N 03-11-11/122304).
Статья: Депонирование как ключ к решению проблемы авторства музыкальных произведений
(Фролов П.П.)
("Право и бизнес", 2021, N 4)Статья характеризует существующее положение дел в сфере авторского права на музыкальные произведения в Интернете и предлагает возможный путь решения существующих проблем начиная с фундаментальной проблемы установления авторства. Анализ судебной практики позволил обнаружить пробелы в законодательстве. Для решения выявленных проблем предлагаются меры, направленные на сближение права и технологий посредством интеграции в правопорядок норм о депонировании произведений. Актуальность статьи обусловлена огромным количеством резонансных споров, связанных с правами на музыкальные произведения.
(Фролов П.П.)
("Право и бизнес", 2021, N 4)Статья характеризует существующее положение дел в сфере авторского права на музыкальные произведения в Интернете и предлагает возможный путь решения существующих проблем начиная с фундаментальной проблемы установления авторства. Анализ судебной практики позволил обнаружить пробелы в законодательстве. Для решения выявленных проблем предлагаются меры, направленные на сближение права и технологий посредством интеграции в правопорядок норм о депонировании произведений. Актуальность статьи обусловлена огромным количеством резонансных споров, связанных с правами на музыкальные произведения.