Правила обеспечения чистоты и порядка
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила обеспечения чистоты и порядка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушения в области охраны окружающей среды при обращении с отходами, в том числе строительными
(КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 1 статьи 5.1 Закона N 7-2161 установлена административная ответственность за нарушение правил благоустройства, озеленения и содержания территорий и строений, а равно правил по обеспечению чистоты и порядка в городах и других населенных пунктах.
(КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 1 статьи 5.1 Закона N 7-2161 установлена административная ответственность за нарушение правил благоустройства, озеленения и содержания территорий и строений, а равно правил по обеспечению чистоты и порядка в городах и других населенных пунктах.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Субъекты гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный падением снега и льда с козырьков балконов и лоджий
(Моисеева О.В.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 5)<5> Решение Совета народных депутатов муниципального образования город Суздаль от 18 сентября 2018 г. N 57 "Об утверждении Правил по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территории муниципального образования город Суздаль". URL: http://gorodsuzdal.ru/files/Sovet/2018/18.09.2018%2057.pdf (дата обращения: 23.01.2023).
(Моисеева О.В.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 5)<5> Решение Совета народных депутатов муниципального образования город Суздаль от 18 сентября 2018 г. N 57 "Об утверждении Правил по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территории муниципального образования город Суздаль". URL: http://gorodsuzdal.ru/files/Sovet/2018/18.09.2018%2057.pdf (дата обращения: 23.01.2023).
Статья: Самовольные "памятники": вопросы права и влияния на развитие туристических территорий
(Аверин А.В., Смирнова Е.О.)
("Туризм: право и экономика", 2023, N 2)<13> Решение Совета народных депутатов города Петушки Владимирской области от 21 сентября 2022 г. N 40/9 "Об утверждении Правил по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территории муниципального образования "Город Петушки", надлежащему содержанию расположенных на них объектов" // СПС "КонсультантПлюс".
(Аверин А.В., Смирнова Е.О.)
("Туризм: право и экономика", 2023, N 2)<13> Решение Совета народных депутатов города Петушки Владимирской области от 21 сентября 2022 г. N 40/9 "Об утверждении Правил по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территории муниципального образования "Город Петушки", надлежащему содержанию расположенных на них объектов" // СПС "КонсультантПлюс".
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
(ред. от 01.06.2022)Разрешая спор по существу и определяя лицо, ответственное за ненадлежащее содержание территории, суд с учетом положений ст. 1064, 1083, 1085 ГК РФ и правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования (далее - правила благоустройства) исходил из отсутствия заключенного Л. договора на уборку территории, в связи с чем пришел к выводу о том, что обязанность по надлежащему содержанию территории, обеспечивающей безопасное передвижение пешеходов на прилегающей к объекту недвижимости территории, должна быть возложена на Л. как собственника нежилого помещения.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
(ред. от 01.06.2022)Разрешая спор по существу и определяя лицо, ответственное за ненадлежащее содержание территории, суд с учетом положений ст. 1064, 1083, 1085 ГК РФ и правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования (далее - правила благоустройства) исходил из отсутствия заключенного Л. договора на уборку территории, в связи с чем пришел к выводу о том, что обязанность по надлежащему содержанию территории, обеспечивающей безопасное передвижение пешеходов на прилегающей к объекту недвижимости территории, должна быть возложена на Л. как собственника нежилого помещения.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В практике судов общей и арбитражной юрисдикции немало дел, связанных с муниципальным контролем. Например, по заявлению Прокуратуры Свердловской области Арбитражный суд Свердловской области признал незаконным бездействие администрации Березовского городского округа, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства. Администрация полагала достаточным наличие Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка, утвержденных решением Думы городского округа. Суд, опираясь на п. 17 ч. 2 ст. 45.1 Закона N 131-ФЗ, указал, что правилами благоустройства могут быть урегулированы вопросы осуществления контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования. Однако прокуратурой установлено, что вопросы осуществления контроля за исполнением Правил благоустройства территории Березовского городского округа в соответствующем муниципальном нормативном акте не урегулированы <1>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В практике судов общей и арбитражной юрисдикции немало дел, связанных с муниципальным контролем. Например, по заявлению Прокуратуры Свердловской области Арбитражный суд Свердловской области признал незаконным бездействие администрации Березовского городского округа, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства. Администрация полагала достаточным наличие Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка, утвержденных решением Думы городского округа. Суд, опираясь на п. 17 ч. 2 ст. 45.1 Закона N 131-ФЗ, указал, что правилами благоустройства могут быть урегулированы вопросы осуществления контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования. Однако прокуратурой установлено, что вопросы осуществления контроля за исполнением Правил благоустройства территории Березовского городского округа в соответствующем муниципальном нормативном акте не урегулированы <1>.
Статья: Обстоятельства, влияющие на определение соразмерности приватизируемого земельного участка площади расположенных на нем объектов недвижимости
(Чистяков Д.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)При этом суды учли, что выводы специалиста обоснованы нормами Закона Санкт-Петербурга от 16.02.2009 N 29-10 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" (в редакции, действовавшей на дату принятия комитетом оспариваемого решения), Правилами производства земляных, строительных и ремонтных работ, утвержденными распоряжением Государственной административно-технической инспекции Санкт-Петербурга от 22.01.2008 N 4, Постановлением правительства Санкт-Петербурга от 16.10.2007 N 1334 "Об утверждении Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга", которые предусматривают необходимость наличия вышеперечисленных вспомогательных объектов для эксплуатации зданий производственного назначения.
(Чистяков Д.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)При этом суды учли, что выводы специалиста обоснованы нормами Закона Санкт-Петербурга от 16.02.2009 N 29-10 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" (в редакции, действовавшей на дату принятия комитетом оспариваемого решения), Правилами производства земляных, строительных и ремонтных работ, утвержденными распоряжением Государственной административно-технической инспекции Санкт-Петербурга от 22.01.2008 N 4, Постановлением правительства Санкт-Петербурга от 16.10.2007 N 1334 "Об утверждении Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга", которые предусматривают необходимость наличия вышеперечисленных вспомогательных объектов для эксплуатации зданий производственного назначения.
Статья: О возможности учета затрат, понесенных на компенсационное озеленение, в счет восстановительной стоимости
(Башарин А.В.)
("Закон", 2021, N 7)<12> Освобождаются от такой обязанности, например, лица, осуществляющие вырубку аварийных деревьев, в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций. См., напр.: Постановление правительства Севастополя от 03.11.2017 N 844-ПП "Об утверждении Правил благоустройства территории города Севастополя"; решение Совета депутатов муниципального образования - Заокское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области от 29.05.2017 N 9/1 "О принятии Правил по благоустройству, обеспечению чистоты и порядка на территории муниципального образования - Заокское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области".
(Башарин А.В.)
("Закон", 2021, N 7)<12> Освобождаются от такой обязанности, например, лица, осуществляющие вырубку аварийных деревьев, в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций. См., напр.: Постановление правительства Севастополя от 03.11.2017 N 844-ПП "Об утверждении Правил благоустройства территории города Севастополя"; решение Совета депутатов муниципального образования - Заокское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области от 29.05.2017 N 9/1 "О принятии Правил по благоустройству, обеспечению чистоты и порядка на территории муниципального образования - Заокское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области".