Правила оказания услуг потребителям
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила оказания услуг потребителям (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 14.4 "Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований" КоАП РФ"Следовательно, для привлечения юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, необходимо установить как факт оказания реальной услуги, так и нарушение при этом конкретных требований нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания услуг потребителю - физическому лицу."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике. Возмездное оказание услуг15. Возможность применения к отношениям между предпринимателями и коммерческими организациями правил оказания услуг, регулирующих их предоставление потребителям
Нормативные акты
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1
(ред. от 07.07.2025)
"О защите прав потребителей"Статья 39.1. Правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям
(ред. от 07.07.2025)
"О защите прав потребителей"Статья 39.1. Правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям
Статья: Техническое обслуживание газового оборудования при предоставлении коммунальных услуг
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно пп. "а" и "б" п. 131 Правил предоставления коммунальных услуг газоснабжение потребителя производится при условии организованных исполнителем и осуществляемых специализированной организацией аварийно-диспетчерского обеспечения, надлежащего технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования, а также при условии технического диагностирования газопроводов, входящих в состав внутридомового газового оборудования и (или) внутриквартирного газового оборудования, которые осуществляются по соответствующим договорам, заключенным:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно пп. "а" и "б" п. 131 Правил предоставления коммунальных услуг газоснабжение потребителя производится при условии организованных исполнителем и осуществляемых специализированной организацией аварийно-диспетчерского обеспечения, надлежащего технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования, а также при условии технического диагностирования газопроводов, входящих в состав внутридомового газового оборудования и (или) внутриквартирного газового оборудования, которые осуществляются по соответствующим договорам, заключенным:
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Согласно п. 73 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель, получивший платежный документ с информацией о возможности внесения платы в рассрочку, вправе действовать одним из следующих способов:
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Согласно п. 73 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель, получивший платежный документ с информацией о возможности внесения платы в рассрочку, вправе действовать одним из следующих способов:
Статья: Замена стояков холодного и горячего водоснабжения в многоквартирном доме
(Михайлова В.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В силу пп. "е" п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое или нежилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в п. 85 указанных Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
(Михайлова В.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В силу пп. "е" п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое или нежилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в п. 85 указанных Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
Статья: Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Если региональный оператор допустил нарушения качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, потребитель вправе обратиться к нему с заявлением о перерасчете платы за непредоставление в течение расчетного периода коммунальной услуги по обращению с ТКО. При этом потребитель вправе требовать с регионального оператора уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (п. 150 Правил предоставления коммунальных услуг). Требования потребителя об уплате неустойки (пеней), предусмотренной законом или договором, подлежат удовлетворению исполнителем в добровольном порядке.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Если региональный оператор допустил нарушения качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, потребитель вправе обратиться к нему с заявлением о перерасчете платы за непредоставление в течение расчетного периода коммунальной услуги по обращению с ТКО. При этом потребитель вправе требовать с регионального оператора уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (п. 150 Правил предоставления коммунальных услуг). Требования потребителя об уплате неустойки (пеней), предусмотренной законом или договором, подлежат удовлетворению исполнителем в добровольном порядке.
Готовое решение: В чем отличия договора поставки от договора возмездного оказания услуг
(КонсультантПлюс, 2025)специальное регулирование отношений с заказчиком-потребителем. К договору возмездного оказания услуг с гражданином-потребителем применяется Закон о защите прав потребителей (преамбула названного Закона). Кроме того, для оказания некоторых услуг потребителям установлены специальные правила, например Правила бытового обслуживания населения. Такое регулирование направлено на защиту слабой стороны - гражданина, не являющегося профессионалом. Как следствие, для исполнителя по таким договорам могут устанавливаться дополнительные требования, ограничения и т.п.
(КонсультантПлюс, 2025)специальное регулирование отношений с заказчиком-потребителем. К договору возмездного оказания услуг с гражданином-потребителем применяется Закон о защите прав потребителей (преамбула названного Закона). Кроме того, для оказания некоторых услуг потребителям установлены специальные правила, например Правила бытового обслуживания населения. Такое регулирование направлено на защиту слабой стороны - гражданина, не являющегося профессионалом. Как следствие, для исполнителя по таким договорам могут устанавливаться дополнительные требования, ограничения и т.п.
Ситуация: Как потребителю взыскать денежные средства за ненадлежащее оказание юридических услуг?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Как правило, юридические услуги оказываются потребителю на основании договора оказания юридических услуг. В зависимости от характера оказываемых услуг договор по своей сути может быть, в частности, договором возмездного оказания услуг, договором поручения либо содержать элементы обоих видов договоров (п. 3 ст. 421, п. 1 ст. 779, п. 1 ст. 971 ГК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Как правило, юридические услуги оказываются потребителю на основании договора оказания юридических услуг. В зависимости от характера оказываемых услуг договор по своей сути может быть, в частности, договором возмездного оказания услуг, договором поручения либо содержать элементы обоих видов договоров (п. 3 ст. 421, п. 1 ст. 779, п. 1 ст. 971 ГК РФ).
Путеводитель по судебной практике. Хранение. Общие положения8. Возможность применения к отношениям по хранению автотранспортных средств поклажедателя - юридического лица или индивидуального предпринимателя правил оказания потребителям услуг по хранению
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам коммерческого оператора оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (ред. от 06.05.2024).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам коммерческого оператора оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (ред. от 06.05.2024).
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей", регулирующий отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах), устанавливает отдельный порядок предъявления требований потребителей, а также сроки удовлетворения отдельных требований потребителя (рассмотрения претензий потребителя). Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов <81>, принятые Правительством Российской Федерации в соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации <82>, устанавливают особый порядок рассмотрения жалоб (заявлений, требований и претензий) потребителя (пользователя) данного вида услуг.
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей", регулирующий отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах), устанавливает отдельный порядок предъявления требований потребителей, а также сроки удовлетворения отдельных требований потребителя (рассмотрения претензий потребителя). Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов <81>, принятые Правительством Российской Федерации в соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации <82>, устанавливают особый порядок рассмотрения жалоб (заявлений, требований и претензий) потребителя (пользователя) данного вида услуг.
Готовое решение: Что делать, если услуги оказаны без договора
(КонсультантПлюс, 2025)Заказчиком является физическое или юридическое лицо, намеревающееся заказать или приобрести платные медицинские услуги либо заказывающее или приобретающее их в соответствии с договором в пользу потребителя (п. 2 Правил предоставления платных медицинских услуг). Согласно п. 22 Правил предоставления платных медицинских услуг предполагается заключение договора потребителем и (или) заказчиком с исполнителем. Полагаем, из этого следует, что если договор заключен, например, с организацией, заказывающей услугу в пользу потребителя, то отдельный договор с последним исполнителю заключать не обязательно.
(КонсультантПлюс, 2025)Заказчиком является физическое или юридическое лицо, намеревающееся заказать или приобрести платные медицинские услуги либо заказывающее или приобретающее их в соответствии с договором в пользу потребителя (п. 2 Правил предоставления платных медицинских услуг). Согласно п. 22 Правил предоставления платных медицинских услуг предполагается заключение договора потребителем и (или) заказчиком с исполнителем. Полагаем, из этого следует, что если договор заключен, например, с организацией, заказывающей услугу в пользу потребителя, то отдельный договор с последним исполнителю заключать не обязательно.