Правила плавания по северному морскому пути

Подборка наиболее важных документов по запросу Правила плавания по северному морскому пути (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Правовая охрана морской среды при транспортировке нефти и нефтепродуктов: международно-правовые аспекты
(Свецкий А.В.)
("Международное право и международные организации", 2022, N 4)
До вступления в силу Полярного кодекса международными документами в сфере судоходства в целом, а также транспортировки углеводородов конкретно в высоких широтах являлись правовые акты, разработанные Международной морской организации (ИМО), а именно МАРПОЛ и СОЛАС. Новый документ в данной сфере должен был отразить все детали, связанные с транспортировкой категории опасных грузов в полярных водах. Международный кодекс для судов, эксплуатируемых в полярных водах (Полярный кодекс) (Резолюция N MSC.385(94) Международной морской организации "Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс)", вступил в силу, в том числе для России, 1 января 2017 г. // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 26.12.2017) - международный документ, который регулирует не саму перевозку, а конкретные особенности географии перевозок углеводородного сырья в высоких широтах. Полярный кодекс (ПК) содержит новую классификацию судов, допускаемых в полярные воды в зависимости от условий, в которых возможна их эксплуатация. Во введении Полярного кодекса перечислены возможные риски, приводящие к повышенной вероятности возникновения аварии с утечкой СПГ или разливом нефти и нефтепродуктов. Риски эти могут быть связаны в первую очередь со льдами, которые влияют на конструкцию судна, его механизмы, устойчивость судна, а также возможность выполнения других поставленных задач. К другим возможным источникам опасности возникновения аварии отнесено следующее: обледенение верхних конструкций, длительные периоды темного или светлого времени суток, а также критически низкие температуры. Также к ним относится малый опыт работы экипажа судна в полярных условиях, удаленность и недостаток полных гидрографических данных, недостаток оборудования. В п. 3 данного документа отмечается повышенная чувствительность окружающей среды к вредным веществам, а также различие уровней риска, которые варьируются в зависимости от таких факторов, как: географическое положение, время года и др. Несмотря на создание специальных судов для перевозки наливных грузов в полярных водах, а также принятие последних актуальных международно-правовых документов, вопрос обеспечения экологической безопасности арктических вод до сих пор в должной степени не решен. На настоящий момент все еще нет документов, в которых бы в полной мере были урегулированы все проблемные вопросы, возникающие в процессе перевозки углеводородного сырья через полярные воды. Хотя с принятием Полярного кодекса был сделан большой шаг в вопросах обеспечения безопасности окружающей среды Арктики, но по сей день остаются нерешенные вопросы. Так, до сих пор имеется несоответствие между классификацией судов ледовых классов в Полярном кодексе и классификацией российских судов в Правилах плавания в акватории Северным морским путем. Требования Полярного кодекса оказывают влияние на различные стадии жизненного цикла судна: проектирование, постройку и эксплуатацию. Каждое судно, эксплуатируемое в полярных водах, должно иметь свидетельство судна полярного плавания и прилагаемый к нему перечень оборудования и снабжения, а также наставление по эксплуатации в полярных водах. Закрепленные в Полярном кодексе правила на момент вступления его в силу были изложены более подробно, а также содержали более жесткие требования к судам по сравнению с аналогичными нормами, содержащимися в законодательстве РФ. Отметим, что требования, предъявляемые к судам Полярным кодексом, различны для судов, построенных до и после вступления его в силу.

Нормативные акты

"Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" от 30.04.1999 N 81-ФЗ
(ред. от 22.06.2024)
2. Правила плавания в акватории Северного морского пути утверждаются Правительством Российской Федерации, применяются в целях обеспечения безопасности мореплавания, а также предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды с судов и содержат:
Приказ Росстата от 17.03.2017 N 176
(ред. от 28.03.2018)
"Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральным агентством морского и речного транспорта федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере морского транспорта"
7. Форма составляется на основании административных данных ФГКУ "Администрация Севморпути" в соответствии с Правилами плавания в акватории Северного морского пути, утвержденными приказом Минтранса России от 17.01.2013 N 7.