Правила проведения камеральной проверки
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила проведения камеральной проверки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 88 "Камеральная налоговая проверка" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе составления в установленный законом срок акта камеральной налоговой проверки по итогам проверки уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2016 год, обязании инспекцию составить акт камеральной налоговой проверки по правилам ст. 100 НК РФ. Суд установил, что налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка общества за 2014 - 2015 годы, после окончания которой налогоплательщик подал уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль за 2014, 2015 годы, увеличив в них сумму расходов. Подача уточненной декларации за 2016 год была следствием отражения в ней перенесенного убытка 2015 года, отраженного в уточненной налоговой декларации за 2015 год. Оценка законности бездействия должностных лиц инспекции по неотражению в карточке расчетов с бюджетом данных корректирующих налоговых деклараций по налогу на прибыль за 2014 - 2015 годы была предметом рассмотрения арбитражных судов по другому делу. Суды пришли к выводу, что подача налогоплательщиком уточненных налоговых деклараций не была обусловлена выявлением каких-либо ошибок при исчислении налоговой базы, а направлена на изменение уже установленных, исследованных и оцененных налоговым органом обстоятельств в ходе выездной налоговой проверки налогоплательщика, корректирующие налоговые декларации по налогу на прибыль за 2014 - 2015 годы, послужившие основанием для возникновения убытка в 2016 году, законно не были приняты инспекцией к отражению в карточке расчетов налогоплательщика. Суд указал, что действия налогоплательщика по подаче уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2016 год основаны на корректировке показателей налогового учета за проверенный налоговым органом период и изменении результатов выездной налоговой проверки. Суд отказал в удовлетворении требований налогоплательщика, отметив, что акт камеральной налоговой проверки составляется только при выявлении нарушений законодательства о налогах и сборах, несоставление инспекцией акта проверки прав налогоплательщика не нарушает.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе составления в установленный законом срок акта камеральной налоговой проверки по итогам проверки уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2016 год, обязании инспекцию составить акт камеральной налоговой проверки по правилам ст. 100 НК РФ. Суд установил, что налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка общества за 2014 - 2015 годы, после окончания которой налогоплательщик подал уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль за 2014, 2015 годы, увеличив в них сумму расходов. Подача уточненной декларации за 2016 год была следствием отражения в ней перенесенного убытка 2015 года, отраженного в уточненной налоговой декларации за 2015 год. Оценка законности бездействия должностных лиц инспекции по неотражению в карточке расчетов с бюджетом данных корректирующих налоговых деклараций по налогу на прибыль за 2014 - 2015 годы была предметом рассмотрения арбитражных судов по другому делу. Суды пришли к выводу, что подача налогоплательщиком уточненных налоговых деклараций не была обусловлена выявлением каких-либо ошибок при исчислении налоговой базы, а направлена на изменение уже установленных, исследованных и оцененных налоговым органом обстоятельств в ходе выездной налоговой проверки налогоплательщика, корректирующие налоговые декларации по налогу на прибыль за 2014 - 2015 годы, послужившие основанием для возникновения убытка в 2016 году, законно не были приняты инспекцией к отражению в карточке расчетов налогоплательщика. Суд указал, что действия налогоплательщика по подаче уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2016 год основаны на корректировке показателей налогового учета за проверенный налоговым органом период и изменении результатов выездной налоговой проверки. Суд отказал в удовлетворении требований налогоплательщика, отметив, что акт камеральной налоговой проверки составляется только при выявлении нарушений законодательства о налогах и сборах, несоставление инспекцией акта проверки прав налогоплательщика не нарушает.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкам7.4. ПРАВО НА СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ
Готовое решение: Как проводится камеральная налоговая проверка по налогу на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу основанием для проведения камеральной проверки является представленная вами отчетность по налогу на прибыль. Налоговый орган проведет камеральную проверку, если вы подали первичную или уточненную декларацию по налогу на прибыль или налоговый расчет (п. п. 1, 2 ст. 88 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу основанием для проведения камеральной проверки является представленная вами отчетность по налогу на прибыль. Налоговый орган проведет камеральную проверку, если вы подали первичную или уточненную декларацию по налогу на прибыль или налоговый расчет (п. п. 1, 2 ст. 88 НК РФ).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
(ред. от 01.06.2022)В рассматриваемой ситуации налоговый орган действовал непоследовательно, приняв решение о доначислении налога и применении к обществу мер налоговой ответственности по результатам камеральной проверки представленной обществом уточненной налоговой декларации, но без соблюдения тех правил проведения камеральной налоговой проверки и рассмотрения ее результатов, которые установлены ст. 88 и 101 НК РФ, что не может быть признано правомерным.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
(ред. от 01.06.2022)В рассматриваемой ситуации налоговый орган действовал непоследовательно, приняв решение о доначислении налога и применении к обществу мер налоговой ответственности по результатам камеральной проверки представленной обществом уточненной налоговой декларации, но без соблюдения тех правил проведения камеральной налоговой проверки и рассмотрения ее результатов, которые установлены ст. 88 и 101 НК РФ, что не может быть признано правомерным.
Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57
"О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации"49. В соответствии с положениями статьи 176 НК РФ на налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость (НДС), в которой заявлено право на возмещение указанного налога, распространяются общие правила проведения камеральных налоговых проверок и рассмотрения материалов этих проверок, предусмотренные статьями 88, 100, 101 Кодекса.
"О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации"49. В соответствии с положениями статьи 176 НК РФ на налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость (НДС), в которой заявлено право на возмещение указанного налога, распространяются общие правила проведения камеральных налоговых проверок и рассмотрения материалов этих проверок, предусмотренные статьями 88, 100, 101 Кодекса.
Последние изменения: Камеральная налоговая проверка
(КонсультантПлюс, 2025)Перечень лиц, на которых распространяются правила проведения камеральных проверок, предусмотренные ст. 88 НК РФ, дополнен плательщиками страховых взносов (п. 10 ст. 88 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Перечень лиц, на которых распространяются правила проведения камеральных проверок, предусмотренные ст. 88 НК РФ, дополнен плательщиками страховых взносов (п. 10 ст. 88 НК РФ).
Статья: При проведении камеральной проверки налоговая вправе запрашивать у организации дополнительные документы
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 22)Суды трех инстанций отклонили доводы организации и признали наложенный штраф законным и обоснованным. Судьи указали, что по общему правилу при проведении камеральной проверки налоговый орган действительно не вправе запрашивать у налогоплательщика дополнительные документы, если их представление не предусмотрено законом (п. 7 ст. 88 НК РФ). Однако это не означает, что камеральная проверка полностью исключает возможность запроса документов у налогоплательщиков. Налоговая инспекция, которая проводит камеральную проверку декларации по НДС, вправе запрашивать документы, подтверждающие правомерность заявленных в декларации налоговых вычетов. Это следует из абз. 2 п. 8 ст. 88 НК РФ.
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 22)Суды трех инстанций отклонили доводы организации и признали наложенный штраф законным и обоснованным. Судьи указали, что по общему правилу при проведении камеральной проверки налоговый орган действительно не вправе запрашивать у налогоплательщика дополнительные документы, если их представление не предусмотрено законом (п. 7 ст. 88 НК РФ). Однако это не означает, что камеральная проверка полностью исключает возможность запроса документов у налогоплательщиков. Налоговая инспекция, которая проводит камеральную проверку декларации по НДС, вправе запрашивать документы, подтверждающие правомерность заявленных в декларации налоговых вычетов. Это следует из абз. 2 п. 8 ст. 88 НК РФ.
Готовое решение: Налоговый мониторинг
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу камеральная проверка не проводится по представленной в течение срока проведения мониторинга отчетности за налоговый или отчетный период года, проверяемого (проверенного) в рамках мониторинга. Это касается в том числе уточненных деклараций и расчетов (п. 1.1 ст. 88 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу камеральная проверка не проводится по представленной в течение срока проведения мониторинга отчетности за налоговый или отчетный период года, проверяемого (проверенного) в рамках мониторинга. Это касается в том числе уточненных деклараций и расчетов (п. 1.1 ст. 88 НК РФ).
Статья: Налоговый мониторинг как инструмент налоговой цифровизации
(Коваленко Н.С., Леонов Е.М.)
("Закон", 2021, N 4)Выше мы обращали внимание на то, что одним из преимуществ налогового мониторинга является освобождение (по общему правилу) компании, находящейся на этой форме контроля, от камеральных и выездных налоговых проверок. При этом текущая редакция НК РФ (апрель 2021 г.) предусматривает достаточно большой перечень исключений из этого правила: четыре основания для проведения камеральной проверки (п. 1.1 ст. 88) и четыре основания для выездной проверки компании на мониторинге (п. 5.1 ст. 89, п. 4.1 ст. 89.1).
(Коваленко Н.С., Леонов Е.М.)
("Закон", 2021, N 4)Выше мы обращали внимание на то, что одним из преимуществ налогового мониторинга является освобождение (по общему правилу) компании, находящейся на этой форме контроля, от камеральных и выездных налоговых проверок. При этом текущая редакция НК РФ (апрель 2021 г.) предусматривает достаточно большой перечень исключений из этого правила: четыре основания для проведения камеральной проверки (п. 1.1 ст. 88) и четыре основания для выездной проверки компании на мониторинге (п. 5.1 ст. 89, п. 4.1 ст. 89.1).
Готовое решение: Возмещение НДС при экспорте
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу инспекция проведет камеральную проверку. Если в ходе камеральной проверки налоговый орган не выявит нарушений, налог вам возместят (п. 2 ст. 176 НК РФ). Как правило, камеральная проверка длится два месяца (п. 2 ст. 88 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу инспекция проведет камеральную проверку. Если в ходе камеральной проверки налоговый орган не выявит нарушений, налог вам возместят (п. 2 ст. 176 НК РФ). Как правило, камеральная проверка длится два месяца (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Статья: Роль выемки документов и предметов при проведении камеральных налоговых проверок по НДС в повышении финансовой безопасности государства
(Анофриков С.П., Голубкова Н.А.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 5)В соответствии с п. 7 ст. 88 Налогового кодекса РФ <8> по общему правилу при проведении камеральной налоговой проверки не допускается истребование у налогоплательщика каких-либо дополнительных сведений и документов. Исключения составляют следующие случаи:
(Анофриков С.П., Голубкова Н.А.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 5)В соответствии с п. 7 ст. 88 Налогового кодекса РФ <8> по общему правилу при проведении камеральной налоговой проверки не допускается истребование у налогоплательщика каких-либо дополнительных сведений и документов. Исключения составляют следующие случаи:
Ситуация: Что такое налоговый вычет по НДФЛ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Налоговый орган проводит камеральную проверку по общему правилу в течение 30 календарных дней со дня представления заявления о получении вычета в упрощенном порядке. В ее рамках не допускается истребование пояснений и документов у налогоплательщика. По окончании проверки налоговый орган принимает решение о предоставлении вычета (полностью или частично) либо об отказе в нем (полностью или частично) (п. п. 2, 3 ст. 88, п. п. 4, 5 ст. 221.1 НК РФ; п. 2 Письма ФНС России от 01.07.2022 N БС-4-11/8329@).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Налоговый орган проводит камеральную проверку по общему правилу в течение 30 календарных дней со дня представления заявления о получении вычета в упрощенном порядке. В ее рамках не допускается истребование пояснений и документов у налогоплательщика. По окончании проверки налоговый орган принимает решение о предоставлении вычета (полностью или частично) либо об отказе в нем (полностью или частично) (п. п. 2, 3 ст. 88, п. п. 4, 5 ст. 221.1 НК РФ; п. 2 Письма ФНС России от 01.07.2022 N БС-4-11/8329@).