Правила землепользования и застройки противоречат генеральному плану
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила землепользования и застройки противоречат генеральному плану (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 34 "Порядок установления территориальных зон" Градостроительного кодекса РФ"Следовательно, Правила землепользования и застройки не должны противоречит Генплану. Данная правовая позиция также нашла свое отражение в пункте 57 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018), пункте 6 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018)."
Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 02.10.2024 N 88а-19977/2024 (УИД 47OS0000-01-2023-000430-02)
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: Об оспаривании нормативных правовых актов по вопросам утверждения правил землепользования и застройки, распоряжения земельными участками.
Обстоятельства: Административный истец указал, что в настоящее время земельные участки находятся в функциональной зоне, и потому оспариваемые Правила землепользования и застройки противоречат нормативному правовому акту большей юридической силы (генеральному плану), а также не отвечают общеправовому критерию формальной определенности.
Решение: Удовлетворено.Вместе с тем то обстоятельство, что в настоящее время функциональная зона в отношении земельных участков административного истца не установлена (Генеральный план в указанной части признан недействующим), вопреки выводам суда апелляционной инстанции не свидетельствует о том, что установленная в отношении указанных земельных участков территориальная зона ТР2 - зона размещения зеленых насаждений общего пользования (парки, скверы, бульвары) может после признания недействующим Генерального плана продолжить определять аналогичным образом назначение территории земельных участков, исходя из того, что Правила землепользования и застройки не противоречат Генеральному плану (ввиду его отсутствия в связи с признанием в указанной части недействующим.
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: Об оспаривании нормативных правовых актов по вопросам утверждения правил землепользования и застройки, распоряжения земельными участками.
Обстоятельства: Административный истец указал, что в настоящее время земельные участки находятся в функциональной зоне, и потому оспариваемые Правила землепользования и застройки противоречат нормативному правовому акту большей юридической силы (генеральному плану), а также не отвечают общеправовому критерию формальной определенности.
Решение: Удовлетворено.Вместе с тем то обстоятельство, что в настоящее время функциональная зона в отношении земельных участков административного истца не установлена (Генеральный план в указанной части признан недействующим), вопреки выводам суда апелляционной инстанции не свидетельствует о том, что установленная в отношении указанных земельных участков территориальная зона ТР2 - зона размещения зеленых насаждений общего пользования (парки, скверы, бульвары) может после признания недействующим Генерального плана продолжить определять аналогичным образом назначение территории земельных участков, исходя из того, что Правила землепользования и застройки не противоречат Генеральному плану (ввиду его отсутствия в связи с признанием в указанной части недействующим.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)К сожалению, практика знает ситуации, когда ПЗЗ противоречат Генплану, ППТиПМ противоречит ПЗЗ, градплан вообще не соответствует каким-либо из вышеперечисленных документов. Более того, подлежит проверке процедура принятия каждого из вышеназванных документов, а также полномочия принявших органов, так как судебная практика возлагает эти риски также на девелопера, т.е. при отмене любого из этих актов понесенные затраты девелоперу никто не компенсирует.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)К сожалению, практика знает ситуации, когда ПЗЗ противоречат Генплану, ППТиПМ противоречит ПЗЗ, градплан вообще не соответствует каким-либо из вышеперечисленных документов. Более того, подлежит проверке процедура принятия каждого из вышеназванных документов, а также полномочия принявших органов, так как судебная практика возлагает эти риски также на девелопера, т.е. при отмене любого из этих актов понесенные затраты девелоперу никто не компенсирует.
Статья: Об ограничении свободы усмотрения публичной власти при принятии (изменении) генеральных планов. Комментарий к Апелляционному определению Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 06.03.2019 N 78-АПА19-5
(Башарин А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2020, N 9)<3> В российском праве действует принцип соответствия, предполагающий, что документ градостроительного зонирования (правила землепользования и застройки (далее - ПЗЗ)) не может противоречить генплану как документу, определяющему ориентиры развития территории, см.: п. 6 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утв. Президиумом ВС РФ 14.11.2018.
(Башарин А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2020, N 9)<3> В российском праве действует принцип соответствия, предполагающий, что документ градостроительного зонирования (правила землепользования и застройки (далее - ПЗЗ)) не может противоречить генплану как документу, определяющему ориентиры развития территории, см.: п. 6 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утв. Президиумом ВС РФ 14.11.2018.
Нормативные акты
Федеральный закон от 22.12.2020 N 437-ФЗ
(ред. от 15.05.2024)
"О федеральной территории "Сириус"9. После утверждения генерального плана федеральной территории "Сириус", правил землепользования и застройки федеральной территории "Сириус", документации по планировке территории федеральной территории "Сириус" документы территориального планирования Краснодарского края, муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, документация по планировке территории, ранее утвержденная уполномоченными органами исполнительной власти Краснодарского края, органами местного самоуправления муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 7 июня 2013 года N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", применяются в части, не противоречащей генеральному плану федеральной территории "Сириус", правилам землепользования и застройки федеральной территории "Сириус", документации по планировке территории федеральной территории "Сириус".
(ред. от 15.05.2024)
"О федеральной территории "Сириус"9. После утверждения генерального плана федеральной территории "Сириус", правил землепользования и застройки федеральной территории "Сириус", документации по планировке территории федеральной территории "Сириус" документы территориального планирования Краснодарского края, муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, документация по планировке территории, ранее утвержденная уполномоченными органами исполнительной власти Краснодарского края, органами местного самоуправления муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 7 июня 2013 года N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", применяются в части, не противоречащей генеральному плану федеральной территории "Сириус", правилам землепользования и застройки федеральной территории "Сириус", документации по планировке территории федеральной территории "Сириус".