Правильность применения цен
Подборка наиболее важных документов по запросу Правильность применения цен (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 40 "Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения" НК РФ"Следовательно, применение нормы пункта 2 статьи 40 НК РФ с учетом главы 14.3 НК РФ производится только ФНС России, территориальные органы не могут оценивать правильность применения рыночных цен в сделках между взаимозависимыми лицами. При этом в силу прямого запрета, установленного в абзаце третьем пункта 1 статьи 105.17 НК РФ, контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, не может быть предметом выездных и камеральных проверок."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 40 "Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения" НК РФ"Действительно, данной статьей установлено лишь условие, при наличии которого у налогового органа возникает право проверять правильность применения цен по сделкам, и, следовательно, статьей 40 НК РФ регулируются правоотношения, возникающие в сфере публичных, а не частноправовых отношений."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Формирование рыночной цены при конкурентных способах выбора поставщика товара
(Бодренков В.А.)
("Конкурентное право", 2025, N 2)Налоговым кодексом РФ установлено понятие рыночной цены в целях применения налогового законодательства: для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. При этом налоговый орган вправе проверять правильность применения цен по сделкам в случае отклонения более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени. При определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках <10>.
(Бодренков В.А.)
("Конкурентное право", 2025, N 2)Налоговым кодексом РФ установлено понятие рыночной цены в целях применения налогового законодательства: для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. При этом налоговый орган вправе проверять правильность применения цен по сделкам в случае отклонения более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени. При определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках <10>.
"Налоговое планирование: более 60 законных схем"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)- стоимости сделок (налоговые органы стараются проверять правильность применения цен для целей налогообложения и, если необходимо, доначисляют налоги, исходя из рыночных цен);
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)- стоимости сделок (налоговые органы стараются проверять правильность применения цен для целей налогообложения и, если необходимо, доначисляют налоги, исходя из рыночных цен);
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ
(ред. от 25.10.2024)
"Об электроэнергетике"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)осуществляют региональный государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике в части обоснованности величины цен (тарифов) и правильности применения цен (тарифов), регулируемых исполнительными органами субъектов Российской Федерации, использования инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые указанными органами цены (тарифы), применения территориальными сетевыми организациями платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, а также соблюдения стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков;
(ред. от 25.10.2024)
"Об электроэнергетике"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)осуществляют региональный государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике в части обоснованности величины цен (тарифов) и правильности применения цен (тарифов), регулируемых исполнительными органами субъектов Российской Федерации, использования инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые указанными органами цены (тарифы), применения территориальными сетевыми организациями платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, а также соблюдения стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков;
Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О теплоснабжении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)2) для регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения - соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в процессе осуществления регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения обязательных требований, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, к установлению и (или) применению цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, регулируемых на уровне исполнительных органов субъектов Российской Федерации, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, к раздельному учету доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, правильности применения регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов), соблюдения стандартов раскрытия информации.
(ред. от 08.08.2024)
"О теплоснабжении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)2) для регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения - соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в процессе осуществления регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения обязательных требований, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, к установлению и (или) применению цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, регулируемых на уровне исполнительных органов субъектов Российской Федерации, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, к раздельному учету доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, правильности применения регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов), соблюдения стандартов раскрытия информации.
Статья: Некоторые проблемы оспаривания сделок с неравноценным встречным исполнением в процедуре банкротства
(Федотов Д.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 11)Такая неопределенность понятия неравноценности встречного исполнения порождает обоснованную критику в научной литературе как представляющая судам излишнюю свободу усмотрения. Д.А. Рыков предлагает в качестве критерия равноценности считать "обычный рыночный дисконт", равный 20% <1>. Подобный подход соответствует действующему налоговому законодательству, которое наделяет налоговые органы полномочиями при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов проверять правильность применения цен по сделкам при их отклонении от рыночных более чем на 20% (подп. 4 п. 2 ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации).
(Федотов Д.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 11)Такая неопределенность понятия неравноценности встречного исполнения порождает обоснованную критику в научной литературе как представляющая судам излишнюю свободу усмотрения. Д.А. Рыков предлагает в качестве критерия равноценности считать "обычный рыночный дисконт", равный 20% <1>. Подобный подход соответствует действующему налоговому законодательству, которое наделяет налоговые органы полномочиями при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов проверять правильность применения цен по сделкам при их отклонении от рыночных более чем на 20% (подп. 4 п. 2 ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации).
Статья: К вопросу о понятии внешнеэкономической деятельности для целей налогообложения
(Лютова О.И.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 2)Наиболее ярким, на наш взгляд, и исторически первым примером подобной неэффективности по праву можно считать возникновение в начале 2000-х гг. категории судебных споров, связанных с отнесением тех или иных совершаемых налогоплательщикам сделок к категории внешнеторговых. Так, как известно, для налоговых органов устанавливается право осуществления контроля за полнотой исчисления налогов при проверке правильности применения цен при внешнеторговых сделках (подп. 3 п. 2 ст. 40 НК РФ). Основной практической сложностью применения указанной нормы в указанный период стали случаи ее расширительного толкования: налоговые органы пытаются проверить цены сделок, формально не являющихся внешнеторговыми, но совершаемых теми же налогоплательщиками и так или иначе связанных с внешнеторговыми <8>. Судебной практике удалось сдержать этот процесс за счет принятия ряда решений, ограничивающих действия налоговых органов по расширительному толкованию понятия внешнеторговой сделки для целей налогообложения.
(Лютова О.И.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 2)Наиболее ярким, на наш взгляд, и исторически первым примером подобной неэффективности по праву можно считать возникновение в начале 2000-х гг. категории судебных споров, связанных с отнесением тех или иных совершаемых налогоплательщикам сделок к категории внешнеторговых. Так, как известно, для налоговых органов устанавливается право осуществления контроля за полнотой исчисления налогов при проверке правильности применения цен при внешнеторговых сделках (подп. 3 п. 2 ст. 40 НК РФ). Основной практической сложностью применения указанной нормы в указанный период стали случаи ее расширительного толкования: налоговые органы пытаются проверить цены сделок, формально не являющихся внешнеторговыми, но совершаемых теми же налогоплательщиками и так или иначе связанных с внешнеторговыми <8>. Судебной практике удалось сдержать этот процесс за счет принятия ряда решений, ограничивающих действия налоговых органов по расширительному толкованию понятия внешнеторговой сделки для целей налогообложения.
Статья: Актуальные вопросы применения механизма индексации в арбитражных судах
(Бовыкина О.И.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 5)Из Определений Верховного Суда Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. N 80-Г09-9, от 25 декабря 2008 г. N 35-О08-48, от 18 марта 2008 г. N 74-Г08-11 <11> усматривалось, что индексы роста потребительских цен должны объективно отражать уровень инфляции по месту проживания взыскателя. Судом была подтверждена правильность применения индексов роста цен по соответствующему субъекту Российской Федерации, исчисленных территориальным органом Росстата.
(Бовыкина О.И.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 5)Из Определений Верховного Суда Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. N 80-Г09-9, от 25 декабря 2008 г. N 35-О08-48, от 18 марта 2008 г. N 74-Г08-11 <11> усматривалось, что индексы роста потребительских цен должны объективно отражать уровень инфляции по месту проживания взыскателя. Судом была подтверждена правильность применения индексов роста цен по соответствующему субъекту Российской Федерации, исчисленных территориальным органом Росстата.
Путеводитель по сделкам. Мена. Сторона сделкиВнимание! ФНС России проводит контроль соответствия цен, применяемых взаимозависимыми лицами, рыночным ценам в отношении контролируемых сделок, совершаемых указанными лицами (п. 2 ст. 105.3, ст. 105.14 НК РФ). При этом товарообменные (бартерные) операции не относятся к контролируемым сделкам. Соответственно, ФНС России не контролирует правильность применения цен между взаимозависимыми лицами по таким сделкам.
Тематический выпуск: Договоры с иностранными организациями: налогообложение
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 6)Кроме того, суд отметил, что у налогового органа имелись правовые основания для проверки правильности применения налогоплательщиком цены в сделках аренды недвижимого имущества у взаимозависимых лиц, в том числе посредством проведения экспертизы (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15.03.2022 по делу N А55-4010/2021).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 6)Кроме того, суд отметил, что у налогового органа имелись правовые основания для проверки правильности применения налогоплательщиком цены в сделках аренды недвижимого имущества у взаимозависимых лиц, в том числе посредством проведения экспертизы (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15.03.2022 по делу N А55-4010/2021).
"Адвокат-налогоплательщик"
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)- в отсутствие указанных в ст. 40 НК РФ оснований инспекция не вправе проверять правильность применения цен по заключенным договорам на оказание юридических услуг и ставить эти цены под сомнение;
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)- в отсутствие указанных в ст. 40 НК РФ оснований инспекция не вправе проверять правильность применения цен по заключенным договорам на оказание юридических услуг и ставить эти цены под сомнение;
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Компетенция органов исполнительной власти в сфере ценообразования. Как мы видим, наиболее широкой компетенцией в области ценообразования обладает Правительство РФ. За исключением электрической и тепловой энергии и коммунальных услуг, тарифы на которые регулируются на основе соответствующих федеральных законов, ценообразование в других отраслях экономики, подвергающееся государственному регулированию, осуществляется на основе постановлений Правительства РФ. Непосредственная работа по ценообразованию: подготовка экономического обоснования, разработка расчетных методик, определение размеров поправочных коэффициентов (индексация) к действующим ценам и тарифам, а также контроль за применением цен и тарифов - ведется Федеральной антимонопольной службой. Для органов ФАС контроль за правильным применением цен - одно из основных направлений их деятельности. Органы ФАС выявляют и жестко пресекают такие нарушения ценообразования, как произвольное манипулирование ценами, заключение коммерческими организациями соглашений о поддержании цен на определенном уровне (так называемые картельные сговоры), соглашения о демпинге, т.е. одновременном понижении цен на продаваемые или однородные объекты. В судебной практике признаются недействительными сделки купли-продажи объектов по существенно заниженной цене, совершенные, в частности, продавцом в течение одного года до принятия судом заявления о признании его банкротом <1>.
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Компетенция органов исполнительной власти в сфере ценообразования. Как мы видим, наиболее широкой компетенцией в области ценообразования обладает Правительство РФ. За исключением электрической и тепловой энергии и коммунальных услуг, тарифы на которые регулируются на основе соответствующих федеральных законов, ценообразование в других отраслях экономики, подвергающееся государственному регулированию, осуществляется на основе постановлений Правительства РФ. Непосредственная работа по ценообразованию: подготовка экономического обоснования, разработка расчетных методик, определение размеров поправочных коэффициентов (индексация) к действующим ценам и тарифам, а также контроль за применением цен и тарифов - ведется Федеральной антимонопольной службой. Для органов ФАС контроль за правильным применением цен - одно из основных направлений их деятельности. Органы ФАС выявляют и жестко пресекают такие нарушения ценообразования, как произвольное манипулирование ценами, заключение коммерческими организациями соглашений о поддержании цен на определенном уровне (так называемые картельные сговоры), соглашения о демпинге, т.е. одновременном понижении цен на продаваемые или однородные объекты. В судебной практике признаются недействительными сделки купли-продажи объектов по существенно заниженной цене, совершенные, в частности, продавцом в течение одного года до принятия судом заявления о признании его банкротом <1>.