Правило 5 процентов по выручке
Подборка наиболее важных документов по запросу Правило 5 процентов по выручке (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Вправе ли ООО (транспортная компания), применяющее УСН и пониженную ставку НДС 5%, выставлять за январь счет-фактуру с НДС 5% и 20%?
(Консультация эксперта, 2025)Налогоплательщики на УСН, которые в 2025 г. не вправе применять освобождение от НДС, осуществляют выбор между применением пониженных ставок НДС (5%, 7%) или общих ставок НДС (20%, 10%). При реализации товаров (работ, услуг) организации и индивидуальные предприниматели на УСН, которые не вправе применять освобождение от НДС, по общему правилу могут применять налогообложение операций по ставке НДС 5%, если доходы от реализации за прошедший налоговый период не превысили 250 млн руб., или по ставке НДС 7%, если доходы от реализации за прошлый налоговый период не превысили 450 млн руб. Данные ставки применяются без права принять к вычету "входной" НДС (п. 8 ст. 164, пп. 8 п. 2 ст. 170, пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).
(Консультация эксперта, 2025)Налогоплательщики на УСН, которые в 2025 г. не вправе применять освобождение от НДС, осуществляют выбор между применением пониженных ставок НДС (5%, 7%) или общих ставок НДС (20%, 10%). При реализации товаров (работ, услуг) организации и индивидуальные предприниматели на УСН, которые не вправе применять освобождение от НДС, по общему правилу могут применять налогообложение операций по ставке НДС 5%, если доходы от реализации за прошедший налоговый период не превысили 250 млн руб., или по ставке НДС 7%, если доходы от реализации за прошлый налоговый период не превысили 450 млн руб. Данные ставки применяются без права принять к вычету "входной" НДС (п. 8 ст. 164, пп. 8 п. 2 ст. 170, пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).
Вопрос: Нужно ли ИП при переходе в 2025 г. на УСН уплачивать НДС, если в 2024 г. ИП применял ОСН и получил доход 58 млн руб., а также ПСН - доход 3 млн руб.?
(Консультация эксперта, 2024)Налогоплательщики на УСН, которые в 2025 г. не вправе применять освобождение от НДС, осуществляют выбор между применением пониженных ставок НДС (5, 7 процентов) или общих ставок НДС (20, 10 процентов). При реализации товаров (работ, услуг) организации и индивидуальные предприниматели на УСН, которые не вправе применять освобождение от НДС, по общему правилу могут применять налогообложение операций по ставке НДС 5 процентов, если доходы от реализации за прошедший налоговый период не превысили 250 млн руб., или по ставке НДС 7 процентов, если доходы от реализации за прошлый налоговый период не превысили 450 млн руб. Указанные ставки применяются без права принять к вычету "входной" НДС (п. 8 ст. 164, пп. 8 п. 2 ст. 170, пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).
(Консультация эксперта, 2024)Налогоплательщики на УСН, которые в 2025 г. не вправе применять освобождение от НДС, осуществляют выбор между применением пониженных ставок НДС (5, 7 процентов) или общих ставок НДС (20, 10 процентов). При реализации товаров (работ, услуг) организации и индивидуальные предприниматели на УСН, которые не вправе применять освобождение от НДС, по общему правилу могут применять налогообложение операций по ставке НДС 5 процентов, если доходы от реализации за прошедший налоговый период не превысили 250 млн руб., или по ставке НДС 7 процентов, если доходы от реализации за прошлый налоговый период не превысили 450 млн руб. Указанные ставки применяются без права принять к вычету "входной" НДС (п. 8 ст. 164, пп. 8 п. 2 ст. 170, пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 30.01.2002 N 68
(ред. от 04.09.2015)
"Об утверждении Правил отчисления предприятиями и организациями, эксплуатирующими особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты (атомные станции), средств для формирования резервов, предназначенных для обеспечения безопасности атомных станций на всех стадиях их жизненного цикла и развития"по резерву, предусмотренному подпунктом "д" пункта 1 настоящих Правил, - на основании оценки расходов на захоронение радиоактивных отходов, рассчитываемых исходя из прогноза объемов радиоактивных отходов, передаваемых эксплуатирующей организацией национальному оператору по обращению с радиоактивными отходами для захоронения, утвержденного Корпорацией, а также исходя из тарифов на захоронение радиоактивных отходов, установленных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на установление тарифов на захоронение радиоактивных отходов, в размере не выше 1,5 процента выручки, полученной эксплуатирующей организацией от реализации товаров (работ, услуг), связанных с использованием атомной энергии.
(ред. от 04.09.2015)
"Об утверждении Правил отчисления предприятиями и организациями, эксплуатирующими особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты (атомные станции), средств для формирования резервов, предназначенных для обеспечения безопасности атомных станций на всех стадиях их жизненного цикла и развития"по резерву, предусмотренному подпунктом "д" пункта 1 настоящих Правил, - на основании оценки расходов на захоронение радиоактивных отходов, рассчитываемых исходя из прогноза объемов радиоактивных отходов, передаваемых эксплуатирующей организацией национальному оператору по обращению с радиоактивными отходами для захоронения, утвержденного Корпорацией, а также исходя из тарифов на захоронение радиоактивных отходов, установленных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на установление тарифов на захоронение радиоактивных отходов, в размере не выше 1,5 процента выручки, полученной эксплуатирующей организацией от реализации товаров (работ, услуг), связанных с использованием атомной энергии.
Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2459
(ред. от 19.06.2023)
"Об утверждении Правил финансирования проектов с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации"при предоставлении займа в соответствии с подпунктом "а" пункта 30 настоящих Правил - превышение прогнозного объема доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и прогнозной выручки организации, связанных с реализацией проекта развития инфраструктуры, над объемом обеспеченных государственной гарантией, предоставляемой в соответствии с подпунктом "б" пункта 5 настоящих Правил, обязательств организации по договору займа со специализированным обществом, включающим объем обязательств по погашению суммы основного долга и уплате процентов за пользование займом по соответствующему договору займа со специализированным обществом, накопленным итогом за период, не превышающий 30 лет со дня ввода в эксплуатацию объектов инфраструктуры, созданных и (или) реконструированных в рамках проекта развития инфраструктуры;
(ред. от 19.06.2023)
"Об утверждении Правил финансирования проектов с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации"при предоставлении займа в соответствии с подпунктом "а" пункта 30 настоящих Правил - превышение прогнозного объема доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и прогнозной выручки организации, связанных с реализацией проекта развития инфраструктуры, над объемом обеспеченных государственной гарантией, предоставляемой в соответствии с подпунктом "б" пункта 5 настоящих Правил, обязательств организации по договору займа со специализированным обществом, включающим объем обязательств по погашению суммы основного долга и уплате процентов за пользование займом по соответствующему договору займа со специализированным обществом, накопленным итогом за период, не превышающий 30 лет со дня ввода в эксплуатацию объектов инфраструктуры, созданных и (или) реконструированных в рамках проекта развития инфраструктуры;
Типовая ситуация: Раздельный учет НДС: правило 5%, методика, примеры
(Издательство "Главная книга", 2025)полностью принимает к вычету в кварталах, когда расходы на не облагаемые НДС операции не превышают 5 процентов общей величины расходов на производство и реализацию (правило 5 процентов). Часть общехозяйственных расходов, относящуюся к необлагаемым операциям, организация рассчитывает пропорционально доле прямых расходов на не облагаемые НДС операции в общей величине прямых расходов.
(Издательство "Главная книга", 2025)полностью принимает к вычету в кварталах, когда расходы на не облагаемые НДС операции не превышают 5 процентов общей величины расходов на производство и реализацию (правило 5 процентов). Часть общехозяйственных расходов, относящуюся к необлагаемым операциям, организация рассчитывает пропорционально доле прямых расходов на не облагаемые НДС операции в общей величине прямых расходов.
Вопрос: Включается ли доход от реализации организацией взрослых деревьев хвойных пород в состав дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции в целях применения ЕСХН, если указанная организация закупает саженцы деревьев хвойных пород, выращивает их в течение пяти лет, а затем реализует взрослые деревья?
(Консультация эксперта, 2024)Обоснование: ЕСХН может применять организация, которая является сельскохозяйственным товаропроизводителем, если соответствует хотя бы одному из условий, предусмотренных в п. п. 1 - 2.1 ст. 346.2 Налогового кодекса РФ, в частности если производит сельскохозяйственную продукцию, ведет ее первичную и последующую переработку и реализует ее. При этом доход от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, в том числе продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства, и от оказания услуг согласно пп. 2 п. 2 ст. 346.2 НК РФ должен составлять не менее 70% от всего дохода (пп. 1 п. 2 ст. 346.2 НК РФ). Доходы и расходы налогоплательщики ЕСХН определяют по правилам ст. 346.5 НК РФ. При определении объекта налогообложения учитываются доходы от реализации товаров, услуг и внереализационные доходы (п. п. 1, 2 ст. 248, п. 1 ст. 346.5 НК РФ).
(Консультация эксперта, 2024)Обоснование: ЕСХН может применять организация, которая является сельскохозяйственным товаропроизводителем, если соответствует хотя бы одному из условий, предусмотренных в п. п. 1 - 2.1 ст. 346.2 Налогового кодекса РФ, в частности если производит сельскохозяйственную продукцию, ведет ее первичную и последующую переработку и реализует ее. При этом доход от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, в том числе продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства, и от оказания услуг согласно пп. 2 п. 2 ст. 346.2 НК РФ должен составлять не менее 70% от всего дохода (пп. 1 п. 2 ст. 346.2 НК РФ). Доходы и расходы налогоплательщики ЕСХН определяют по правилам ст. 346.5 НК РФ. При определении объекта налогообложения учитываются доходы от реализации товаров, услуг и внереализационные доходы (п. п. 1, 2 ст. 248, п. 1 ст. 346.5 НК РФ).
"Упрощенка: доходы минус расходы"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Пример 5.16. Организация, применяющая УСН (комитент), реализует свою продукцию через комиссионера. В соответствии с условиями договора сумма комиссионного вознаграждения составляет 10% выручки. При этом комиссионер удерживает сумму причитающегося ему вознаграждения из средств, подлежащих перечислению комитенту.
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Пример 5.16. Организация, применяющая УСН (комитент), реализует свою продукцию через комиссионера. В соответствии с условиями договора сумма комиссионного вознаграждения составляет 10% выручки. При этом комиссионер удерживает сумму причитающегося ему вознаграждения из средств, подлежащих перечислению комитенту.
Статья: Заложники единственного жилья
(Плешанова О.П.)
("Закон", 2024, N 9)В этом деле ВС РФ создал прецедент, когда деньги, вырученные от реализации единственного заложенного жилья и оставшиеся после расчетов с залоговым кредитором (и только с ним), передаются гражданину-должнику. Чуть позже ВС РФ дополнил <7> этот прецедент правилом о направлении 10% выручки на погашение судебных расходов и расходов, связанных с реализацией предмета залога, на выплаты финансовому управляющему и привлеченным им лицам. Тем самым ВС РФ приблизил правовой режим единственного заложенного жилья гражданина в процессе банкротства к общим правилам о залоге, включая ст. 337 ГК РФ в части погашения издержек, однако применил правило п. 5 ст. 213.27 Закона о банкротстве и специфически его истолковал: залоговому кредитору причитается 90% выручки от реализации предмета залога, а не 80%, поскольку незалоговые кредиторы даже первой и второй очереди на эти деньги претендовать не могут.
(Плешанова О.П.)
("Закон", 2024, N 9)В этом деле ВС РФ создал прецедент, когда деньги, вырученные от реализации единственного заложенного жилья и оставшиеся после расчетов с залоговым кредитором (и только с ним), передаются гражданину-должнику. Чуть позже ВС РФ дополнил <7> этот прецедент правилом о направлении 10% выручки на погашение судебных расходов и расходов, связанных с реализацией предмета залога, на выплаты финансовому управляющему и привлеченным им лицам. Тем самым ВС РФ приблизил правовой режим единственного заложенного жилья гражданина в процессе банкротства к общим правилам о залоге, включая ст. 337 ГК РФ в части погашения издержек, однако применил правило п. 5 ст. 213.27 Закона о банкротстве и специфически его истолковал: залоговому кредитору причитается 90% выручки от реализации предмета залога, а не 80%, поскольку незалоговые кредиторы даже первой и второй очереди на эти деньги претендовать не могут.
Вопрос: У семьи с тремя несовершеннолетними детьми имеются зарегистрированные на супруга две квартиры, срок владения которыми - менее пяти лет. Супруг решил продать одну из квартир и приобрести другую квартиру, площадь которой больше продаваемой и больше оставшейся квартиры. Облагается ли НДФЛ доход от продажи квартиры?
(Консультация эксперта, 2024)Обоснование: Доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, признаются доходами, полученными от источников в РФ, и по общему правилу подлежат обложению НДФЛ у физических лиц - налоговых резидентов РФ по ставке 13%, а также декларированию (пп. 5 п. 1 ст. 208, п. 1 ст. 209, п. 6 ст. 210, п. 1.1 ст. 224, пп. 2 п. 1, п. 3 ст. 228 Налогового кодекса РФ).
(Консультация эксперта, 2024)Обоснование: Доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, признаются доходами, полученными от источников в РФ, и по общему правилу подлежат обложению НДФЛ у физических лиц - налоговых резидентов РФ по ставке 13%, а также декларированию (пп. 5 п. 1 ст. 208, п. 1 ст. 209, п. 6 ст. 210, п. 1.1 ст. 224, пп. 2 п. 1, п. 3 ст. 228 Налогового кодекса РФ).
Информация: Выступление Министра финансов Антона Силуанова на заседании Правительства РФ
("Официальный сайт Минфина России", 2024)Налогообложение рентных отраслей. Проведенный нами анализ отдельных отраслей выявил ряд секторов, в основном сырьевых, где достигнутый уровень операционной рентабельности бизнеса существенно превышает среднее значение - в два и более раза. При этом уровень рентной налоговой нагрузки ниже минимально приемлемых 5% от выручки. Данную ситуацию наш анализ выявил в таких отраслях, как производство минеральных удобрений, добыча железной руды. Мы сейчас также продолжаем анализ рентных секторов экономики исходя из внешней конъюнктуры и видим, что здесь есть над чем еще работать.
("Официальный сайт Минфина России", 2024)Налогообложение рентных отраслей. Проведенный нами анализ отдельных отраслей выявил ряд секторов, в основном сырьевых, где достигнутый уровень операционной рентабельности бизнеса существенно превышает среднее значение - в два и более раза. При этом уровень рентной налоговой нагрузки ниже минимально приемлемых 5% от выручки. Данную ситуацию наш анализ выявил в таких отраслях, как производство минеральных удобрений, добыча железной руды. Мы сейчас также продолжаем анализ рентных секторов экономики исходя из внешней конъюнктуры и видим, что здесь есть над чем еще работать.
"Упрощенка. Практическое пособие для организаций и предпринимателей"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Пример 5.15. Организация, применяющая УСН (комитент), реализует свою продукцию через комиссионера. В соответствии с условиями договора сумма комиссионного вознаграждения составляет 10% выручки. При этом комиссионер удерживает сумму причитающегося ему вознаграждения из средств, подлежащих перечислению комитенту.
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Пример 5.15. Организация, применяющая УСН (комитент), реализует свою продукцию через комиссионера. В соответствии с условиями договора сумма комиссионного вознаграждения составляет 10% выручки. При этом комиссионер удерживает сумму причитающегося ему вознаграждения из средств, подлежащих перечислению комитенту.
Статья: Ответы на НДС-вопросы упрощенцев - продавцов товаров на маркетплейсах
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2025, N 6)В этом году реализация наших товаров, которые мы продаем через маркетплейсы, облагается НДС по ставке 5%. В какой сумме и на какую дату мы должны отражать доходы и расходы в КУДиР при продаже товаров с НДС? Какой датой нужно отражать НДС 5% в книге продаж? Должны ли мы вести книгу покупок, если входной НДС к вычету мы не принимаем?
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2025, N 6)В этом году реализация наших товаров, которые мы продаем через маркетплейсы, облагается НДС по ставке 5%. В какой сумме и на какую дату мы должны отражать доходы и расходы в КУДиР при продаже товаров с НДС? Какой датой нужно отражать НДС 5% в книге продаж? Должны ли мы вести книгу покупок, если входной НДС к вычету мы не принимаем?
"Научно-практический постатейный комментарий к Федеральному закону "О персональных данных"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)Выводы 1 и 2 могут существенным образом осложнить трансграничную передачу персональных данных из Европы в Россию. Это не только осложнит переговоры по договорным условиям, регламентирующим порядок осуществления такой передачи, так как европейские организации будут выставлять более жесткие стандартные условия, "с запасом" дополнительных мер защиты для российских компаний, но и может повлечь сложности вследствие вмешательства европейских уполномоченных органов по защите данных в процессы трансграничной передачи. Примеры активной позиции таких органов уже появляются. Так, берлинский уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных (Berliner Beauftragte den Datenschutz und die Informationsfreiheit) указал экспортерам данных, что они не могут передавать персональные данные в иные юрисдикции при наличии у иностранного государства и иных лиц прав доступа к данным резидентов ЕС в большем объеме, чем это предусмотрено законодательством ЕС. Надзорный орган также попросил всех операторов прекратить использовать "облачные" сервисы обработки данных (в частности, SaaS), провайдеры которых расположены в США. Вместо этого операторы должны отдать предпочтение "облачным" сервисам, провайдеры которых расположены в ЕС или иных странах, обеспечивающих адекватный уровень защиты прав субъектов <1>. На фоне сложной геополитической ситуации нельзя исключать появления подобных рекомендаций и в отношении трансграничной передачи персональных данных в Россию. Особенно на фоне максимально высоких штрафов за нарушение правил трансграничной передачи данных, установленных GDPR: до 20 млн евро или до 4% от выручки организации в мировом масштабе за предыдущий финансовый год, в зависимости от того, что выше (ст. 83(5)(c) GDPR). Не исключено, что ряд практических рекомендаций по соблюдению решения суда по делу Schrems II будут предоставлены в скором времени со стороны EDPB <2>.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)Выводы 1 и 2 могут существенным образом осложнить трансграничную передачу персональных данных из Европы в Россию. Это не только осложнит переговоры по договорным условиям, регламентирующим порядок осуществления такой передачи, так как европейские организации будут выставлять более жесткие стандартные условия, "с запасом" дополнительных мер защиты для российских компаний, но и может повлечь сложности вследствие вмешательства европейских уполномоченных органов по защите данных в процессы трансграничной передачи. Примеры активной позиции таких органов уже появляются. Так, берлинский уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных (Berliner Beauftragte den Datenschutz und die Informationsfreiheit) указал экспортерам данных, что они не могут передавать персональные данные в иные юрисдикции при наличии у иностранного государства и иных лиц прав доступа к данным резидентов ЕС в большем объеме, чем это предусмотрено законодательством ЕС. Надзорный орган также попросил всех операторов прекратить использовать "облачные" сервисы обработки данных (в частности, SaaS), провайдеры которых расположены в США. Вместо этого операторы должны отдать предпочтение "облачным" сервисам, провайдеры которых расположены в ЕС или иных странах, обеспечивающих адекватный уровень защиты прав субъектов <1>. На фоне сложной геополитической ситуации нельзя исключать появления подобных рекомендаций и в отношении трансграничной передачи персональных данных в Россию. Особенно на фоне максимально высоких штрафов за нарушение правил трансграничной передачи данных, установленных GDPR: до 20 млн евро или до 4% от выручки организации в мировом масштабе за предыдущий финансовый год, в зависимости от того, что выше (ст. 83(5)(c) GDPR). Не исключено, что ряд практических рекомендаций по соблюдению решения суда по делу Schrems II будут предоставлены в скором времени со стороны EDPB <2>.
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Проблема возникает в том случае, когда по условиям договора покупатель производит оплату в рублях не по курсу ЦБ, а по иному курсу, например по курсу ЦБ плюс 2%.
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Проблема возникает в том случае, когда по условиям договора покупатель производит оплату в рублях не по курсу ЦБ, а по иному курсу, например по курсу ЦБ плюс 2%.