Право ношения военной формы

Подборка наиболее важных документов по запросу Право ношения военной формы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 23.11.2023 N 88а-23798/2023
Категория: Споры в области обороны, воинской обязанности и военной службы.
Требования: О признании незаконным отказа в предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, предоставлении отсрочки от прохождения военной службы до окончания обучения.
Обстоятельства: Право на представление отсрочки от призыва на военную службу по пп. "а" п. 2 ст. 24 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призывником реализовано.
Решение: Отказано.
Суд апелляционной инстанции указал, что подпункт "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" подразумевает, что предоставление отсрочки от призыва на военную службу, в связи с обучением по очной форме является не правом, а обязанностью призывной комиссии и не носит заявительный характер, принимает во внимание, что в течение длительного периода времени К.К., находясь в призывном возрасте, должен был осознавать, что такая возможность имеется лишь при предоставлении отсрочки от призыва на военную службу в связи с обучением, для выяснения того, почему он не призывается на военную службу, в военный комиссариат не обращался, то есть фактически пользовался указанной отсрочкой, в связи с чем право на представление отсрочки от призыва на военную службу по пп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" административным истцом реализовано.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Вопрос: Допускается ли ношение гражданами холодного оружия?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)
В соответствии со ст. 19 Закона об оружии руководители государственных военизированных организаций и уполномоченные ими другие должностные лица этих организаций по заявлениям граждан РФ, уволенных или увольняемых с военной службы в указанных организациях с правом ношения военной формы одежды и не имеющих заболеваний, при наличии которых противопоказано владение оружием, передают этим гражданам для пожизненного хранения и ношения с военной формой одежды боевое холодное клинковое оружие (кортики), выданное им в период прохождения военной службы. Хранение боевого холодного клинкового оружия (кортиков) и его ношение с военной формой одежды осуществляются на основании записи о наличии такого права, сделанной государственной военизированной организацией, передавшей данное оружие, в документе, выдаваемом гражданину РФ при увольнении.
"Основные положения гражданского права: постатейный комментарий к статьям 1 - 16.1 Гражданского кодекса Российской Федерации"
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2020)
Конституционность ограничения принципа невмешательства в контексте иных личных прав может допускаться чаще. Чем менее значимо личное право, тем чаще балансирование конституционных ценностей может приводить к выводу о допустимости его ограничения, и наоборот. Вернувшись к примеру с одеждой, следует признать, что имеются еще такие места, где человек не вправе носить ту одежду, которую он хочет носить, например армия, определенные виды (отделения) лечебных учреждений, места лишения свободы. При этом несогласие с этим ограничением частного дела (а ношение определенной одежды есть, безусловно, дело частное) может не только привести к некоторым стеснениям личной свободы (ограничение присутствия в определенном месте, например в больнице), но и к применению насилия к человеку (например, в вооруженных силах для определенного личного состава или в местах лишения свободы), которое, конечно, квалифицируется как вмешательство в частное дело, но не является в силу законно установленного нормативного регулирования произвольным вмешательством. Политико-правовое обоснование для такого правомерного вмешательства в частное дело - это опять же публичный порядок или общественный интерес, общая польза (не обязательно имущественная). Ясно, что требование к ношению военной формы соответствующего образца в определенных случаях связано с боеготовностью армии, а от последней зависит безопасность всего общества. Поэтому ограничение права свободно носить любую одежду, например в боевом подразделении, оправданно.

Нормативные акты

Указ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495
(ред. от 01.03.2024)
"Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации"
(вместе с "Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации", "Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации", "Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации")
73. Для военнослужащих устанавливаются военная форма одежды и знаки различия. Право ношения военной формы одежды имеют все военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы с правом ношения военной формы одежды. Военная форма одежды носится строго в соответствии с правилами ношения военной формы одежды и знаков различия, определенными Министром обороны Российской Федерации.
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1
(ред. от 29.05.2024)
"О прокуратуре Российской Федерации"
3. Лица, уволенные из органов и организаций прокуратуры, имеющие стаж работы в органах и организациях прокуратуры не менее 20 лет, за исключением лиц, уволенных за совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, или лишенных классного чина по приговору суда, имеют право носить форменное обмундирование или военную форму одежды.