Право выхода на пенсию госслужащих
Подборка наиболее важных документов по запросу Право выхода на пенсию госслужащих (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Выплаты при увольнении госслужащего
(КонсультантПлюс, 2025)...сумма компенсационной выплаты, превышает трехкратный размер среднего месячного заработка... оспариваемое [решение - ред.]... соответствует законодательству Российской Федерации о страховых взносах, не нарушает прав и законных интересов заявителя..."
(КонсультантПлюс, 2025)...сумма компенсационной выплаты, превышает трехкратный размер среднего месячного заработка... оспариваемое [решение - ред.]... соответствует законодательству Российской Федерации о страховых взносах, не нарушает прав и законных интересов заявителя..."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 8 "Условия назначения страховой пенсии по старости" Федерального закона "О страховых пенсиях""Таким образом, для приобретения истцом как государственным гражданским служащим права на досрочное назначение страховой пенсии по старости по ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ необходимо как достижение определенного возраста на дату обращения за пенсией (55 лет + 36 мес. согласно Приложению N к закону) - 24 мес. = 56 лет, так и наличие страхового стажа более 37 лет."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: В каком случае государственный гражданский служащий может оформить пенсию по старости
(КонсультантПлюс, 2025)1. С какого возраста государственные гражданские служащие имеют право на пенсию по старости
(КонсультантПлюс, 2025)1. С какого возраста государственные гражданские служащие имеют право на пенсию по старости
Статья: Роль Суда ЕС в развитии стандартов защиты от дискриминации по признаку возраста
(Сорокина Е.А.)
("Международное правосудие", 2022, N 3)В деле Fuchs and <71> оспаривалось положение немецкого законодательства, предусматривающее, что государственные служащие по достижении определенного возраста обязаны выйти на пенсию. При этом федеральным землям Германии предоставлялось право определять конкретный возраст выхода на пенсию. Земля Гессен установила планку в 65 лет, однако существовала возможность продолжать трудовую деятельность до 68 лет, если это соответствует интересам государственной службы. Г-н Фукс и г-н Келер работали государственными обвинителями в Министерстве юстиции, и по достижении 65 лет оба ходатайствовали об отсрочке выхода на пенсию. Однако Министерство юстиции отклонило их заявления <72>.
(Сорокина Е.А.)
("Международное правосудие", 2022, N 3)В деле Fuchs and <71> оспаривалось положение немецкого законодательства, предусматривающее, что государственные служащие по достижении определенного возраста обязаны выйти на пенсию. При этом федеральным землям Германии предоставлялось право определять конкретный возраст выхода на пенсию. Земля Гессен установила планку в 65 лет, однако существовала возможность продолжать трудовую деятельность до 68 лет, если это соответствует интересам государственной службы. Г-н Фукс и г-н Келер работали государственными обвинителями в Министерстве юстиции, и по достижении 65 лет оба ходатайствовали об отсрочке выхода на пенсию. Однако Министерство юстиции отклонило их заявления <72>.
Нормативные акты
Справочная информация: "Расчет размера страховой пенсии по старости"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)1.1. Данные для лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости по достижении соответствующего возраста
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)1.1. Данные для лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости по достижении соответствующего возраста
Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ
(ред. от 28.02.2025)
"О страховых пенсиях"1. Федеральные государственные гражданские служащие, которым назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", имеющие не менее 15 лет страхового стажа, в который включаются периоды, указанные в части 2 настоящей статьи, имеют право (вместо перерасчета размера страховой пенсии по старости, предусмотренного пунктом 3 части 2 статьи 18 настоящего Федерального закона) по достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе назначаемую досрочно), на получение доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет, исходя из суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов за период не менее чем 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности после назначения пенсии за выслугу лет. Доля страховой пенсии по старости устанавливается к пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим без истребования от них заявления со дня, следующего за днем, в котором истекают 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности после назначения пенсии за выслугу лет. При установлении доли страховой пенсии по старости указанные индивидуальные пенсионные коэффициенты не могут быть использованы в целях перерасчета размера страховой пенсии по старости, предусмотренного пунктом 3 части 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, а также в целях перерасчета размера доли страховой пенсии по старости, предусмотренного частью 4 настоящей статьи. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение трех рабочих дней со дня вынесения решения о назначении лицу доли страховой пенсии по старости извещает его о назначении ему доли страховой пенсии по старости.
(ред. от 28.02.2025)
"О страховых пенсиях"1. Федеральные государственные гражданские служащие, которым назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", имеющие не менее 15 лет страхового стажа, в который включаются периоды, указанные в части 2 настоящей статьи, имеют право (вместо перерасчета размера страховой пенсии по старости, предусмотренного пунктом 3 части 2 статьи 18 настоящего Федерального закона) по достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе назначаемую досрочно), на получение доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет, исходя из суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов за период не менее чем 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности после назначения пенсии за выслугу лет. Доля страховой пенсии по старости устанавливается к пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим без истребования от них заявления со дня, следующего за днем, в котором истекают 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности после назначения пенсии за выслугу лет. При установлении доли страховой пенсии по старости указанные индивидуальные пенсионные коэффициенты не могут быть использованы в целях перерасчета размера страховой пенсии по старости, предусмотренного пунктом 3 части 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, а также в целях перерасчета размера доли страховой пенсии по старости, предусмотренного частью 4 настоящей статьи. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение трех рабочих дней со дня вынесения решения о назначении лицу доли страховой пенсии по старости извещает его о назначении ему доли страховой пенсии по старости.
Статья: Выплата госслужащему премии при выходе на пенсию: правомерно ли отказать?
(Сергеева И.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 2)Согласно п. 4 ч. 1 ст. 55 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ) за безупречную работу и эффективную гражданскую службу к государственным гражданским служащим применяются различные поощрения и награждения. Одним из них является выплата единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет. Вправе ли наниматель отказать в такой выплате госслужащему, увольняющемуся в связи с выходом на пенсию? Правомерность такого отказа рассматривал суд (Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 07.05.2025 N 88-8095/2025 (УИД 53RS0022-01-2024-001930-94)). Подробнее - в статье.
(Сергеева И.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 2)Согласно п. 4 ч. 1 ст. 55 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ) за безупречную работу и эффективную гражданскую службу к государственным гражданским служащим применяются различные поощрения и награждения. Одним из них является выплата единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет. Вправе ли наниматель отказать в такой выплате госслужащему, увольняющемуся в связи с выходом на пенсию? Правомерность такого отказа рассматривал суд (Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 07.05.2025 N 88-8095/2025 (УИД 53RS0022-01-2024-001930-94)). Подробнее - в статье.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Среднемесячный заработок, из которого исчисляется размер пенсии федеральных государственных гражданских служащих, определяется на основании ст. 21 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ. Размер пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим исчисляется из их среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев федеральной государственной гражданской службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения ими возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 ст. 8 и ст. ст. 30 - 33 Федерального закона "О страховых пенсиях" (дававшего право на трудовую пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Среднемесячный заработок, из которого исчисляется размер пенсии федеральных государственных гражданских служащих, определяется на основании ст. 21 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ. Размер пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим исчисляется из их среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев федеральной государственной гражданской службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения ими возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 ст. 8 и ст. ст. 30 - 33 Федерального закона "О страховых пенсиях" (дававшего право на трудовую пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- заявления федерального государственного гражданского служащего об установлении доли страховой пенсии по старости;
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- заявления федерального государственного гражданского служащего об установлении доли страховой пенсии по старости;
Статья: Право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения как дополнительная государственная гарантия государственных гражданских служащих Российской Федерации: проблемы реализации
(Башуров В.Б.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 1)Это позволило субъектам Российской Федерации (в отличие от правил, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 63) сохранить право на предоставление единовременной субсидии за гражданскими служащими, принятыми на учет для предоставления субсидии, после выхода их на пенсию, а также за членами семей гражданских служащих, состоявших на учете для предоставления единовременной субсидии и погибших (умерших) в период нахождения на гражданской службе до использования ими этой субсидии <22>.
(Башуров В.Б.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 1)Это позволило субъектам Российской Федерации (в отличие от правил, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 63) сохранить право на предоставление единовременной субсидии за гражданскими служащими, принятыми на учет для предоставления субсидии, после выхода их на пенсию, а также за членами семей гражданских служащих, состоявших на учете для предоставления единовременной субсидии и погибших (умерших) в период нахождения на гражданской службе до использования ими этой субсидии <22>.
Ситуация: Как оформить страховую пенсию по старости?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, за гражданами, достигшими пенсионного возраста до 01.01.2019, но не обратившимися за назначением пенсии либо не реализовавшими право на ее назначение в связи с несоблюдением двух других условий, сохраняется право на ее назначение без учета повышения пенсионного возраста. В таком случае продолжительность страхового стажа и величина ИПК определяются на день достижения установленного до 01.01.2019 пенсионного возраста (ст. 8, ч. 2, 3 ст. 35 Закона N 400-ФЗ; Приложения 3, 5 к Закону N 400-ФЗ; ч. 2 ст. 10 Закона N 350-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, за гражданами, достигшими пенсионного возраста до 01.01.2019, но не обратившимися за назначением пенсии либо не реализовавшими право на ее назначение в связи с несоблюдением двух других условий, сохраняется право на ее назначение без учета повышения пенсионного возраста. В таком случае продолжительность страхового стажа и величина ИПК определяются на день достижения установленного до 01.01.2019 пенсионного возраста (ст. 8, ч. 2, 3 ст. 35 Закона N 400-ФЗ; Приложения 3, 5 к Закону N 400-ФЗ; ч. 2 ст. 10 Закона N 350-ФЗ).
Статья: Исторические истоки становления пенсионной системы в дореволюционной России
(Столяров Д.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 4)Таким образом, столь важная и востребованная реформа носила ограниченный характер. Это объясняется тем, что она явилась результатом длительного "торга" пролетариата и правящего капитала, вынужденного сопротивляться, но все-таки идти на некоторые уступки. В итоге следует констатировать, что в России до 1917 г. наиболее оптимальным было пенсионное обеспечение лишь государственных служащих. Оно регламентировалось Общим уставом о пенсиях и единовременных пособиях для гражданских ведомств, которым предусматривалась выплата пенсии за выслугу в 35 лет при условии безупречной службы. При этом государственный служащий имел право на получение пенсии в размере 50% в случае 25-летней выслуги <11>.
(Столяров Д.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 4)Таким образом, столь важная и востребованная реформа носила ограниченный характер. Это объясняется тем, что она явилась результатом длительного "торга" пролетариата и правящего капитала, вынужденного сопротивляться, но все-таки идти на некоторые уступки. В итоге следует констатировать, что в России до 1917 г. наиболее оптимальным было пенсионное обеспечение лишь государственных служащих. Оно регламентировалось Общим уставом о пенсиях и единовременных пособиях для гражданских ведомств, которым предусматривалась выплата пенсии за выслугу в 35 лет при условии безупречной службы. При этом государственный служащий имел право на получение пенсии в размере 50% в случае 25-летней выслуги <11>.
Ситуация: Полагается ли военным пенсионерам страховая пенсия по старости в дополнение к военной?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, за гражданами, достигшими пенсионного возраста до 01.01.2019, но не обратившимися за назначением пенсии либо не реализовавшими право на ее назначение в связи с несоблюдением двух других условий, сохраняется право на ее назначение без учета повышения пенсионного возраста. В таком случае продолжительность страхового стажа и величина ИПК определяются на день достижения установленного до 01.01.2019 пенсионного возраста (ст. 8, ч. 2, 3 ст. 35 Закона N 400-ФЗ; Приложения 3, 5 к Закону N 400-ФЗ; ч. 2 ст. 10 Закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, за гражданами, достигшими пенсионного возраста до 01.01.2019, но не обратившимися за назначением пенсии либо не реализовавшими право на ее назначение в связи с несоблюдением двух других условий, сохраняется право на ее назначение без учета повышения пенсионного возраста. В таком случае продолжительность страхового стажа и величина ИПК определяются на день достижения установленного до 01.01.2019 пенсионного возраста (ст. 8, ч. 2, 3 ст. 35 Закона N 400-ФЗ; Приложения 3, 5 к Закону N 400-ФЗ; ч. 2 ст. 10 Закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ).
Ситуация: Каков порядок назначения надбавки к пенсии за выслугу лет госслужащим?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Федеральные государственные гражданские служащие имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет и доли страховой пенсии по старости, если они достигли возраста, дающего право на получение страховой пенсии по старости (в том числе досрочной), и имеют страховой стаж не менее 15 лет. При этом в страховой стаж включаются в том числе периоды службы (работы), учтенные при исчислении стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет (п. 5 ст. 3, ст. 19 Закона N 166-ФЗ; ч. 1, 2 ст. 19 Закона N 400-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Федеральные государственные гражданские служащие имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет и доли страховой пенсии по старости, если они достигли возраста, дающего право на получение страховой пенсии по старости (в том числе досрочной), и имеют страховой стаж не менее 15 лет. При этом в страховой стаж включаются в том числе периоды службы (работы), учтенные при исчислении стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет (п. 5 ст. 3, ст. 19 Закона N 166-ФЗ; ч. 1, 2 ст. 19 Закона N 400-ФЗ).
Статья: Юридическая природа и значение мотивационной функции права социального обеспечения
(Маматказин И.Р.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2022, N 1)Наряду с общими чертами мотивации государственная и страховая пенсионные системы имеют и отличия в формировании мотивов, которые тесно связаны с различиями в возникновении пенсионных прав. Расчет государственных пенсий не представляет больших сложностей: их размер определяется от суммы дохода в процентах и зависит от величины стажа государственной службы. Соответственно, в интересах государственных служащих необходимо сформировать как можно больший размер стажа и выйти на пенсию с более высоким доходом.
(Маматказин И.Р.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2022, N 1)Наряду с общими чертами мотивации государственная и страховая пенсионные системы имеют и отличия в формировании мотивов, которые тесно связаны с различиями в возникновении пенсионных прав. Расчет государственных пенсий не представляет больших сложностей: их размер определяется от суммы дохода в процентах и зависит от величины стажа государственной службы. Соответственно, в интересах государственных служащих необходимо сформировать как можно больший размер стажа и выйти на пенсию с более высоким доходом.
Статья: Основные этапы развития законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции
(Цирин А.М., Севальнев В.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 7)<11> Закон устанавливал в отношении государственных служащих ряд ограничений антикоррупционного характера, а также обязывал ежегодно представлять в органы государственной налоговой службы сведения о являющихся объектами налогообложения полученных доходах и имуществе, принадлежащем им на праве собственности.
(Цирин А.М., Севальнев В.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 7)<11> Закон устанавливал в отношении государственных служащих ряд ограничений антикоррупционного характера, а также обязывал ежегодно представлять в органы государственной налоговой службы сведения о являющихся объектами налогообложения полученных доходах и имуществе, принадлежащем им на праве собственности.