Правопреемство кас
Подборка наиболее важных документов по запросу Правопреемство кас (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 44 "Процессуальное правопреемство" КАС РФСТАТЬЯ 44 "ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВОПРЕЕМСТВО" КАС РФ
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 44 "Процессуальное правопреемство" КАС РФСТАТЬЯ 44 "ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВОПРЕЕМСТВО" КАС РФ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Процессуальное правопреемство
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Правопреемство в административном процессе
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Правопреемство в административном процессе
"Российские процессуалисты о праве, законе и судебной практике: к 20-летию Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: монография"
(отв. ред. В.В. Молчанов)
("Статут", 2023)Системным решением проблемы было бы полноценное, прямое закрепление в ГПК РФ и АПК РФ в качестве субъекта процессуальных правоотношений не органов, а самого публично-правового образования, т.е. того, в чем судебная практика в рассматриваемом и иных случаях, как видно из приведенных решений, испытывает необходимость. Дальнейший механизм установления правопреемника в ситуации неопределенности мог бы включать своеобразный волевой (но, скорее, волюнтаристский) элемент - определяет правопреемника высший орган исполнительной власти публично-правового образования, которому суд сообщает о такой необходимости, устанавливая срок. В ст. 44 КАС РФ закреплен иной вариант правопреемства в случае упразднения органа: сам суд производит замену стороны органами, к компетенции которых относится участие в публичных правоотношениях в той же сфере, что и рассматриваемые судом спорные правоотношения, либо к компетенции которых относится защита нарушенных прав, свобод и законных интересов лица. В целом на фоне отсутствия в ГПК РФ и АПК РФ каких-либо указаний на специфику правопреемства органов положения КАС РФ выглядят весьма прогрессивно, что, наверное, не могло быть иначе, при регулировании порядка рассмотрения и разрешения споров, возникающих из публичных правоотношений и их субъектов. Но данный подход не лишен недостатков, так как суд никак не может влиять на определение структуры и распределение полномочий между органами, поскольку "назначенный" им правопреемник может оказаться ненадлежащим, что приведет к очередному затягиванию процесса.
(отв. ред. В.В. Молчанов)
("Статут", 2023)Системным решением проблемы было бы полноценное, прямое закрепление в ГПК РФ и АПК РФ в качестве субъекта процессуальных правоотношений не органов, а самого публично-правового образования, т.е. того, в чем судебная практика в рассматриваемом и иных случаях, как видно из приведенных решений, испытывает необходимость. Дальнейший механизм установления правопреемника в ситуации неопределенности мог бы включать своеобразный волевой (но, скорее, волюнтаристский) элемент - определяет правопреемника высший орган исполнительной власти публично-правового образования, которому суд сообщает о такой необходимости, устанавливая срок. В ст. 44 КАС РФ закреплен иной вариант правопреемства в случае упразднения органа: сам суд производит замену стороны органами, к компетенции которых относится участие в публичных правоотношениях в той же сфере, что и рассматриваемые судом спорные правоотношения, либо к компетенции которых относится защита нарушенных прав, свобод и законных интересов лица. В целом на фоне отсутствия в ГПК РФ и АПК РФ каких-либо указаний на специфику правопреемства органов положения КАС РФ выглядят весьма прогрессивно, что, наверное, не могло быть иначе, при регулировании порядка рассмотрения и разрешения споров, возникающих из публичных правоотношений и их субъектов. Но данный подход не лишен недостатков, так как суд никак не может влиять на определение структуры и распределение полномочий между органами, поскольку "назначенный" им правопреемник может оказаться ненадлежащим, что приведет к очередному затягиванию процесса.
Нормативные акты
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)Статья 44. Процессуальное правопреемство
(ред. от 28.12.2024)Статья 44. Процессуальное правопреемство
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36
(ред. от 17.12.2024)
"О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации"11. При применении частей 1, 2 статьи 44 КАС РФ следует иметь в виду, что рассмотрение дела осуществляется не только судом первой и апелляционной инстанции, но и судами кассационной, надзорной инстанций, при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, поэтому процессуальное правопреемство может осуществляться и на данных стадиях административного судопроизводства (статьи 308, 326, 340, 351 КАС РФ).
(ред. от 17.12.2024)
"О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации"11. При применении частей 1, 2 статьи 44 КАС РФ следует иметь в виду, что рассмотрение дела осуществляется не только судом первой и апелляционной инстанции, но и судами кассационной, надзорной инстанций, при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, поэтому процессуальное правопреемство может осуществляться и на данных стадиях административного судопроизводства (статьи 308, 326, 340, 351 КАС РФ).