Правопреемство муниципальных образований
Подборка наиболее важных документов по запросу Правопреемство муниципальных образований (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Арбитражный процесс: Смерть должника в исполнительном производстве
(КонсультантПлюс, 2024)...Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, исходил из того, что свидетельство на наследство в отношении земельного участка, имеющего статус выморочного имущества, администрации не выдавалось, заявителем не доказано наличие правопреемства между должником и муниципальным образованием в исполнительном производстве.
(КонсультантПлюс, 2024)...Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, исходил из того, что свидетельство на наследство в отношении земельного участка, имеющего статус выморочного имущества, администрации не выдавалось, заявителем не доказано наличие правопреемства между должником и муниципальным образованием в исполнительном производстве.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации (новое поступление): Преобразование и объединение муниципальных образований
(КонсультантПлюс, 2024)Правопреемство у вновь образованного муниципального образования возникает с даты, определенной в законе субъекта РФ, которым прекращен статус объединяемых муниципальных образований (например, со дня вступления в силу этого закона)
(КонсультантПлюс, 2024)Правопреемство у вновь образованного муниципального образования возникает с даты, определенной в законе субъекта РФ, которым прекращен статус объединяемых муниципальных образований (например, со дня вступления в силу этого закона)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Оценка влияния Европейской хартии местного самоуправления на российское муниципальное право
(Пенизев М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 8)Так, иные три Постановления Конституционного Суда РФ, которыми признаны неконституционными отдельные положения Закона о местном самоуправлении, касаются тех вопросов, которые не нашли своего непосредственного отражения в Хартии и даже, напротив, являются полной свободой усмотрения для государства, - вопросов местного значения муниципальных образований (Постановление от 29 марта 2011 г. N 2-П <13>), правопреемства муниципальных образований (Постановление от 3 июля 2019 г. N 26-П <14>) и процедурных вопросов избрания главы муниципального образования (Постановление от 23 ноября 2021 г. N 50-П <15>).
(Пенизев М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 8)Так, иные три Постановления Конституционного Суда РФ, которыми признаны неконституционными отдельные положения Закона о местном самоуправлении, касаются тех вопросов, которые не нашли своего непосредственного отражения в Хартии и даже, напротив, являются полной свободой усмотрения для государства, - вопросов местного значения муниципальных образований (Постановление от 29 марта 2011 г. N 2-П <13>), правопреемства муниципальных образований (Постановление от 3 июля 2019 г. N 26-П <14>) и процедурных вопросов избрания главы муниципального образования (Постановление от 23 ноября 2021 г. N 50-П <15>).
Статья: Споры об определении размера арендной платы за пользование государственным земельным участком как последствие заключения договора аренды неуполномоченным публичным субъектом
(Крестьянцева Е.С.)
("Закон", 2023, N 3)Сложности начинаются уже на этапе определения лица, уполномоченного передавать земельные участки в аренду, и связаны они с различными полномочиями трех уровней власти: федеральной, субъектов Федерации и муниципальной, а также попытками провести разграничение прав собственности на землю между этими тремя уровнями. К слову, такое разграничение не завершено и по сей день. Многие земельные участки в государственной собственности до сих пор не имеют записи о конкретном собственнике. При этом муниципальные образования вправе распоряжаться земельными участками, право собственности на которые не разграничено <1>. Соответственно, если в выписке из ЕГРН отсутствуют сведения о Российской Федерации как о собственнике земельного участка, земельный участок передается в аренду муниципальным образованием. Вместе с тем в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относят земельные участки, предоставленные государственным унитарным предприятиям <2>. На практике часто встречаются случаи, когда земельный участок предоставляется в аренду правопреемнику предприятия муниципальным образованием в связи с отсутствием записи о праве собственности в реестре, а впоследствии регистрируется право собственности Российской Федерации <3>.
(Крестьянцева Е.С.)
("Закон", 2023, N 3)Сложности начинаются уже на этапе определения лица, уполномоченного передавать земельные участки в аренду, и связаны они с различными полномочиями трех уровней власти: федеральной, субъектов Федерации и муниципальной, а также попытками провести разграничение прав собственности на землю между этими тремя уровнями. К слову, такое разграничение не завершено и по сей день. Многие земельные участки в государственной собственности до сих пор не имеют записи о конкретном собственнике. При этом муниципальные образования вправе распоряжаться земельными участками, право собственности на которые не разграничено <1>. Соответственно, если в выписке из ЕГРН отсутствуют сведения о Российской Федерации как о собственнике земельного участка, земельный участок передается в аренду муниципальным образованием. Вместе с тем в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относят земельные участки, предоставленные государственным унитарным предприятиям <2>. На практике часто встречаются случаи, когда земельный участок предоставляется в аренду правопреемнику предприятия муниципальным образованием в связи с отсутствием записи о праве собственности в реестре, а впоследствии регистрируется право собственности Российской Федерации <3>.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации отменила названные судебные акты и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку судами не учтено положение ч. 10 ст. 85 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), регулирующей вопросы правопреемства при преобразовании муниципальных образований.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации отменила названные судебные акты и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку судами не учтено положение ч. 10 ст. 85 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), регулирующей вопросы правопреемства при преобразовании муниципальных образований.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)До урегулирования муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования вопросов правопреемства в отношении органов местных администраций, муниципальных учреждений, предприятий и организаций, ранее созданных органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, или с их участием, соответствующие органы местных администраций, муниципальные учреждения, предприятия и организации продолжают осуществлять свою деятельность с сохранением их прежней организационно-правовой формы.
(ред. от 08.08.2024)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)До урегулирования муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования вопросов правопреемства в отношении органов местных администраций, муниципальных учреждений, предприятий и организаций, ранее созданных органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, или с их участием, соответствующие органы местных администраций, муниципальные учреждения, предприятия и организации продолжают осуществлять свою деятельность с сохранением их прежней организационно-правовой формы.