Правовое положение государственных корпораций
Подборка наиболее важных документов по запросу Правовое положение государственных корпораций (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Публично-правовые компании в России: проблемы правового статуса: монография"
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Таким образом, неспособность государственных органов и государственных организаций вести хозяйственную деятельность в том объеме, который необходим для достижения поставленных государством задач, а также недостаточная эффективность коммерческих организаций для реализации публичных целей явились предпосылками поиска новых моделей участия государства в обороте посредством создаваемых им юридических лиц. В связи с этим была предусмотрена возможность учреждения государственных корпораций (далее - госкорпорации) на основании специально принимаемого федерального закона с целью осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Форма государственной корпорации включена в перечень некоммерческих организаций в связи с принятием Федерального закона от 8 июля 1999 г. N 140-ФЗ "О внесении дополнения в федеральный закон "О некоммерческих организациях" <36>. В период с 2003 по 2015 гг. было создано девять госкорпораций <37>. В подчинении некоторых из них находятся хозяйственные общества, государственные унитарные предприятия <38>. Являясь юридическими лицами, госкорпорации вправе осуществлять самостоятельное управление переданными государством пакетами акций акционерных обществ, реализовывать права акционера вне общеобязательных публичных процедур. Например, при создании госкорпорации "Росатом" в качестве имущественного взноса государства переданы 100% акций открытого акционерного общества "Атомный энергопромышленный комплекс", в уставный капитал которого, в свою очередь, были переданы государственные пакеты акций большинства акционерных обществ атомной энергетики и промышленности. В госкорпорацию "Ростех" в качестве имущественного взноса Российской Федерации также переданы акции более 200 открытых акционерных обществ, а также акции преобразуемых в акционерные общества федеральных государственных унитарных предприятий <39>. Органами управления госкорпорации являются наблюдательный совет, генеральный директор и правление. Специальным законом о создании госкорпорации ей могут делегироваться отдельные государственные полномочия <40>. Однако в процессе деятельности данных юридических лиц выявились системные несовершенства их правовой конструкции. Так, при проверках их деятельности в 2009 г. Генеральной прокуратурой РФ, осуществленных по поручению Президента РФ, было выявлено нерациональное использование госкорпорациями переданного государством имущества и финансовых средств, а также незаконное распоряжение имуществом. Это стало возможным вследствие недостатков правового статуса госкорпораций и, как следствие, - непрозрачности их деятельности, нецелевого использования выделенных средств, недостаточных возможностей контроля за ней со стороны государства. Данные факторы являлись предметом обсуждений как в средствах массовой информации <41>, так и в научной литературе <42>. В Концепции развития гражданского законодательства РФ предлагалось законодательно исключить возможность создания госкорпораций. Президент РФ в Послании Федеральному Собранию от 12.11.2009 также отметил, что данная форма в современных условиях бесперспективна. Так, Президент РФ отметил: "Корпорации, которые имеют определенные законом временные рамки работы, должны по завершении их деятельности быть ликвидированы, а те, которые работают в коммерческой, конкурентной среде, должны быть со временем преобразованы в акционерные общества, контролируемые государством. В дальнейшем они или сохранятся в государственном секторе... или будут реализованы частным инвесторам" <43>. Как следствие были даны поручения подготовить предложения о порядке и сроках реорганизации действующих в конкурентной среде госкорпораций в акционерные общества <44>. Но такая реорганизация была осуществлена лишь в отношении двух госкорпораций (Российская корпорация нанотехнологий <45> и Государственная корпорация "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" <46>). Другие же госкорпорации, за исключением одной, ликвидированной в связи с достижением целей деятельности и решением поставленных перед ней задач <47>, продолжают функционировать.
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Таким образом, неспособность государственных органов и государственных организаций вести хозяйственную деятельность в том объеме, который необходим для достижения поставленных государством задач, а также недостаточная эффективность коммерческих организаций для реализации публичных целей явились предпосылками поиска новых моделей участия государства в обороте посредством создаваемых им юридических лиц. В связи с этим была предусмотрена возможность учреждения государственных корпораций (далее - госкорпорации) на основании специально принимаемого федерального закона с целью осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Форма государственной корпорации включена в перечень некоммерческих организаций в связи с принятием Федерального закона от 8 июля 1999 г. N 140-ФЗ "О внесении дополнения в федеральный закон "О некоммерческих организациях" <36>. В период с 2003 по 2015 гг. было создано девять госкорпораций <37>. В подчинении некоторых из них находятся хозяйственные общества, государственные унитарные предприятия <38>. Являясь юридическими лицами, госкорпорации вправе осуществлять самостоятельное управление переданными государством пакетами акций акционерных обществ, реализовывать права акционера вне общеобязательных публичных процедур. Например, при создании госкорпорации "Росатом" в качестве имущественного взноса государства переданы 100% акций открытого акционерного общества "Атомный энергопромышленный комплекс", в уставный капитал которого, в свою очередь, были переданы государственные пакеты акций большинства акционерных обществ атомной энергетики и промышленности. В госкорпорацию "Ростех" в качестве имущественного взноса Российской Федерации также переданы акции более 200 открытых акционерных обществ, а также акции преобразуемых в акционерные общества федеральных государственных унитарных предприятий <39>. Органами управления госкорпорации являются наблюдательный совет, генеральный директор и правление. Специальным законом о создании госкорпорации ей могут делегироваться отдельные государственные полномочия <40>. Однако в процессе деятельности данных юридических лиц выявились системные несовершенства их правовой конструкции. Так, при проверках их деятельности в 2009 г. Генеральной прокуратурой РФ, осуществленных по поручению Президента РФ, было выявлено нерациональное использование госкорпорациями переданного государством имущества и финансовых средств, а также незаконное распоряжение имуществом. Это стало возможным вследствие недостатков правового статуса госкорпораций и, как следствие, - непрозрачности их деятельности, нецелевого использования выделенных средств, недостаточных возможностей контроля за ней со стороны государства. Данные факторы являлись предметом обсуждений как в средствах массовой информации <41>, так и в научной литературе <42>. В Концепции развития гражданского законодательства РФ предлагалось законодательно исключить возможность создания госкорпораций. Президент РФ в Послании Федеральному Собранию от 12.11.2009 также отметил, что данная форма в современных условиях бесперспективна. Так, Президент РФ отметил: "Корпорации, которые имеют определенные законом временные рамки работы, должны по завершении их деятельности быть ликвидированы, а те, которые работают в коммерческой, конкурентной среде, должны быть со временем преобразованы в акционерные общества, контролируемые государством. В дальнейшем они или сохранятся в государственном секторе... или будут реализованы частным инвесторам" <43>. Как следствие были даны поручения подготовить предложения о порядке и сроках реорганизации действующих в конкурентной среде госкорпораций в акционерные общества <44>. Но такая реорганизация была осуществлена лишь в отношении двух госкорпораций (Российская корпорация нанотехнологий <45> и Государственная корпорация "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" <46>). Другие же госкорпорации, за исключением одной, ликвидированной в связи с достижением целей деятельности и решением поставленных перед ней задач <47>, продолжают функционировать.
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ
(ред. от 30.09.2024)
"О некоммерческих организациях"3. Особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных статьей 52 Гражданского кодекса Российской Федерации.
(ред. от 30.09.2024)
"О некоммерческих организациях"3. Особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных статьей 52 Гражданского кодекса Российской Федерации.