Правовое воспитание
Подборка наиболее важных документов по запросу Правовое воспитание (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Исковое заявление об определении порядка общения с ребенком в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)...Возлагая на ФИО2 обязанность представить документ, подтверждающий уплату им государственной пошлины при предъявлении иска, суд... необоснованно оставил без внимания, что заявленные им требования об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка... относятся к спорам о воспитании детей, и не учел правовые позиции, приведенные в Обзоре практики... утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 июля 2011 г.
(КонсультантПлюс, 2025)...Возлагая на ФИО2 обязанность представить документ, подтверждающий уплату им государственной пошлины при предъявлении иска, суд... необоснованно оставил без внимания, что заявленные им требования об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка... относятся к спорам о воспитании детей, и не учел правовые позиции, приведенные в Обзоре практики... утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 июля 2011 г.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Социально-правовые риски воспитания ребенка в приемной семье
(Ильина О.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 4)"Семейное и жилищное право", 2025, N 4
(Ильина О.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 4)"Семейное и жилищное право", 2025, N 4
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 28.06.1993 N 966
(ред. от 22.03.2005)
"О Концепции правовой информатизации России"VII. Обеспечивающая часть Российской
(ред. от 22.03.2005)
"О Концепции правовой информатизации России"VII. Обеспечивающая часть Российской
Статья: Воспитание как государственно значимая деятельность: правовые аспекты
(Волкова Н.С.)
("Журнал российского права", 2023, N 11)"Журнал российского права", 2023, N 11
(Волкова Н.С.)
("Журнал российского права", 2023, N 11)"Журнал российского права", 2023, N 11
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)До принятия Закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" и внесения изменений в п. "е" ст. 71 Конституции Российской Федерации, согласно которым к ведению Российской Федерации отнесено установление единых правовых основ системы воспитания и образования, в том числе непрерывного образования, в Конституции Российской Федерации не был отражен ни принцип непрерывного образования, ни право граждан на его получение. Конечно, при толковании положений ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации, касающихся обеспечения в социальном государстве свободного развития человека, можно сделать вывод о том, что непрерывное образование - это одно из тех социальных благ, которые должны быть доступны личности и использоваться ею в целях саморазвития. Но, как верно отмечается в научной литературе <1>, постулат о свободном развитии человека пока еще не получил своего содержательного раскрытия, в том числе и в части достижения определенности при соотношении свободного развития и непрерывного образования. Поэтому так важна произошедшая конституционализация правовых основ системы непрерывного образования.
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)До принятия Закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" и внесения изменений в п. "е" ст. 71 Конституции Российской Федерации, согласно которым к ведению Российской Федерации отнесено установление единых правовых основ системы воспитания и образования, в том числе непрерывного образования, в Конституции Российской Федерации не был отражен ни принцип непрерывного образования, ни право граждан на его получение. Конечно, при толковании положений ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации, касающихся обеспечения в социальном государстве свободного развития человека, можно сделать вывод о том, что непрерывное образование - это одно из тех социальных благ, которые должны быть доступны личности и использоваться ею в целях саморазвития. Но, как верно отмечается в научной литературе <1>, постулат о свободном развитии человека пока еще не получил своего содержательного раскрытия, в том числе и в части достижения определенности при соотношении свободного развития и непрерывного образования. Поэтому так важна произошедшая конституционализация правовых основ системы непрерывного образования.
Статья: О социолого-правовом методе цивилистического познания
(Андреев Ю.Н.)
("Цивилист", 2025, N 4)По аргументированному утверждению доктора юридических наук, профессора В.М. Сырых, основными направлениями социолого-правовых исследований являются: 1) выявление эффективности реализуемых правовых норм; 2) выяснение уровня социологии правосознания и правовой культуры; 3) познание социологических аспектов правоприменительной деятельности; 4) уяснение социологических причин и условий совершения правонарушений, составление социологического и психологического портрета правонарушителя, установление степени влияния примененных мер юридической ответственности на его дальнейшее поведение; 5) прогнозирование возможных (дальнейших) социально-правовых связей, динамики их развития, содержания законопроектов, их возможного социально-правового эффекта. Предметом конкретных социологических исследований являются правопонимание, правосознание, правоприменение, конкретные правоотношения, нормы права, меры юридической ответственности, а также элементы правовой культуры, правового воспитания и юридической практики. Для такого рода исследований особенно значимы: а) письменные документы, историко-архивные данные, музейно-архивные ценности, научная и мемуарная литература, материалы судебной практики; сообщения СМИ, компьютерная информация, экспертные заключения, выводы и суждения специалистов-социологов; б) результаты опросов, анкетирования, интервьюирования, социально-правовых экспериментов; в) непосредственное наблюдение. Социологические исследования правового характера должны проводиться на всесторонней, системной, достоверной и объективной основе с применением конкретно-исторических, психологических, формально-юридических, сравнительно-правовых методов, с исследованием не только социальной системы права, но и социально-правовых связей государства, общества и личности. К методам социолого-правовых исследований относятся: наблюдение, сбор необходимой социальной информации, опрос населения, критический анализ письменных источников, проведение социально-правовых экспериментов, обобщение судебной и иной юридической практики, использование математических и статистических данных, применение законов логического мышления, методов грамматического (буквального), логического, системного, исторического и функционального толкования норм права и иных правовых конструкций и явлений <11>.
(Андреев Ю.Н.)
("Цивилист", 2025, N 4)По аргументированному утверждению доктора юридических наук, профессора В.М. Сырых, основными направлениями социолого-правовых исследований являются: 1) выявление эффективности реализуемых правовых норм; 2) выяснение уровня социологии правосознания и правовой культуры; 3) познание социологических аспектов правоприменительной деятельности; 4) уяснение социологических причин и условий совершения правонарушений, составление социологического и психологического портрета правонарушителя, установление степени влияния примененных мер юридической ответственности на его дальнейшее поведение; 5) прогнозирование возможных (дальнейших) социально-правовых связей, динамики их развития, содержания законопроектов, их возможного социально-правового эффекта. Предметом конкретных социологических исследований являются правопонимание, правосознание, правоприменение, конкретные правоотношения, нормы права, меры юридической ответственности, а также элементы правовой культуры, правового воспитания и юридической практики. Для такого рода исследований особенно значимы: а) письменные документы, историко-архивные данные, музейно-архивные ценности, научная и мемуарная литература, материалы судебной практики; сообщения СМИ, компьютерная информация, экспертные заключения, выводы и суждения специалистов-социологов; б) результаты опросов, анкетирования, интервьюирования, социально-правовых экспериментов; в) непосредственное наблюдение. Социологические исследования правового характера должны проводиться на всесторонней, системной, достоверной и объективной основе с применением конкретно-исторических, психологических, формально-юридических, сравнительно-правовых методов, с исследованием не только социальной системы права, но и социально-правовых связей государства, общества и личности. К методам социолого-правовых исследований относятся: наблюдение, сбор необходимой социальной информации, опрос населения, критический анализ письменных источников, проведение социально-правовых экспериментов, обобщение судебной и иной юридической практики, использование математических и статистических данных, применение законов логического мышления, методов грамматического (буквального), логического, системного, исторического и функционального толкования норм права и иных правовых конструкций и явлений <11>.
Статья: О некоторых вопросах идеологии в российском конституционном праве
(Зуйков А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 5)<6> Каягин А.Б. Государственно-правовая идеология и правовое воспитание: взаимосвязь и взаимообусловленность // Вестник ЮурГУ. Серия: Право. 2022. Т. 22. N 4. С. 100.
(Зуйков А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 5)<6> Каягин А.Б. Государственно-правовая идеология и правовое воспитание: взаимосвязь и взаимообусловленность // Вестник ЮурГУ. Серия: Право. 2022. Т. 22. N 4. С. 100.
Статья: Гарантированность субъективных публичных прав и законных интересов судебной защитой - основа общественного спокойствия и социального мира
(Иншакова Е.Г.)
("Административное право и процесс", 2025, N 9)<37> На сегодняшний день правовое просвещение, образование и воспитание не отвечают требованиям формирования цивилизованной личности с развитой правовой культурой. Основной целью правового воспитания является формирование у человека глубокого осознания и понимания своих прав и обязанностей, а также приобретение навыков защиты своих прав и уважения прав других. Важно донести до каждого индивида правовые ценности, превратив их в личные убеждения и внутренние ориентиры поведения. Правовое воспитание подготавливает человека к жизни и способствует его активному участию в социальных процессах.
(Иншакова Е.Г.)
("Административное право и процесс", 2025, N 9)<37> На сегодняшний день правовое просвещение, образование и воспитание не отвечают требованиям формирования цивилизованной личности с развитой правовой культурой. Основной целью правового воспитания является формирование у человека глубокого осознания и понимания своих прав и обязанностей, а также приобретение навыков защиты своих прав и уважения прав других. Важно донести до каждого индивида правовые ценности, превратив их в личные убеждения и внутренние ориентиры поведения. Правовое воспитание подготавливает человека к жизни и способствует его активному участию в социальных процессах.
"Налогообложение в области спорта: Учебное пособие для магистратуры"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. д. ю. н. Е.Ю. Грачевой)
("Норма", "ИНФРА-М", 2024)<2> См.: Чемакин И.М. Правовые проблемы управления физическим воспитанием советских граждан. Свердловск, 1988. С. 20 - 21.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. д. ю. н. Е.Ю. Грачевой)
("Норма", "ИНФРА-М", 2024)<2> См.: Чемакин И.М. Правовые проблемы управления физическим воспитанием советских граждан. Свердловск, 1988. С. 20 - 21.
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)<442> См.: Волкова Н.С. Воспитание как государственно значимая деятельность: правовые аспекты // Журнал российского права. 2023. Т. 27. N 11. С. 26 - 37.
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)<442> См.: Волкова Н.С. Воспитание как государственно значимая деятельность: правовые аспекты // Журнал российского права. 2023. Т. 27. N 11. С. 26 - 37.
Статья: Участие граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства как новое научное направление исследования
(Федотова Ю.Г.)
("Современное право", 2025, N 8)Цели публично-правового обеспечения обороны и безопасности сконцентрированы в создании и поддержании условий для осуществления деятельности уполномоченных государственных органов по реализации функций государства в сфере обороны и безопасности публично-правовыми средствами и методами, применению этих средств и методов. Задачи публично-правового обеспечения обороны и безопасности сосредоточены в создании правовых условий для нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной и иных видов деятельности, выступающих в качестве проявления обеспечения обороны и безопасности (правовое воспитание, правовое обучение, правовая идеология, деятельность по созданию условий участия, оперативно-розыскная деятельность, планирование активности гражданского общества, реализации и выбора форм участия и др.).
(Федотова Ю.Г.)
("Современное право", 2025, N 8)Цели публично-правового обеспечения обороны и безопасности сконцентрированы в создании и поддержании условий для осуществления деятельности уполномоченных государственных органов по реализации функций государства в сфере обороны и безопасности публично-правовыми средствами и методами, применению этих средств и методов. Задачи публично-правового обеспечения обороны и безопасности сосредоточены в создании правовых условий для нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной и иных видов деятельности, выступающих в качестве проявления обеспечения обороны и безопасности (правовое воспитание, правовое обучение, правовая идеология, деятельность по созданию условий участия, оперативно-розыскная деятельность, планирование активности гражданского общества, реализации и выбора форм участия и др.).
Статья: Доктринально-методологические и практические аспекты социально-правовой защиты и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на современном этапе развития российского общества
(Пивченко С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)"Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8
(Пивченко С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)"Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8
Статья: Спор об определении места жительства ребенка при раздельном проживании родителей: история и современность
(Леканова Е.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 1)Актуальность исследования права родителей на воспитание при помощи сравнительного историко-правового метода обусловлена тем, что именно в советский период были выработаны критерии, до сих пор используемые судами для разрешения споров об определении места жительства ребенка при раздельном проживании родителей. Система критериев для разрешения дел о передаче ребенка на воспитание в советской правоприменительной практике начала активно формироваться с 1928 г. в связи с участием в таких делах органов опеки и попечительства. Однако система таких критериев не была закреплена в брачно-семейных кодексах РСФСР. Отсутствие указанных факторов в законодательстве позволяло судам решать споры о воспитании детей без их анализа и учета. Только в постсоветский период примерная система таких критериев нашла свое отражение в Семейном кодексе РФ. В большинстве случаев при разрешении судом спора об определении места жительства ребенка родители также просят определить график общения отдельно проживающего родителя с ребенком. В 2018 г. правоприменитель совершил серьезный эволюционный скачок относительно определения графика общения отдельно проживающего родителя с ребенком. Верховный Суд РФ столкнулся с правовой дилеммой: с одной стороны - соблюдение равенства прав родителей на воспитание, с другой стороны - интерес ребенка в стабильности места проживания. Суд решил ее в пользу интересов ребенка. В статье представлены предложения по совершенствованию семейного законодательства в целях учета указанного правоприменительного опыта Верховного Суда РФ.
(Леканова Е.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 1)Актуальность исследования права родителей на воспитание при помощи сравнительного историко-правового метода обусловлена тем, что именно в советский период были выработаны критерии, до сих пор используемые судами для разрешения споров об определении места жительства ребенка при раздельном проживании родителей. Система критериев для разрешения дел о передаче ребенка на воспитание в советской правоприменительной практике начала активно формироваться с 1928 г. в связи с участием в таких делах органов опеки и попечительства. Однако система таких критериев не была закреплена в брачно-семейных кодексах РСФСР. Отсутствие указанных факторов в законодательстве позволяло судам решать споры о воспитании детей без их анализа и учета. Только в постсоветский период примерная система таких критериев нашла свое отражение в Семейном кодексе РФ. В большинстве случаев при разрешении судом спора об определении места жительства ребенка родители также просят определить график общения отдельно проживающего родителя с ребенком. В 2018 г. правоприменитель совершил серьезный эволюционный скачок относительно определения графика общения отдельно проживающего родителя с ребенком. Верховный Суд РФ столкнулся с правовой дилеммой: с одной стороны - соблюдение равенства прав родителей на воспитание, с другой стороны - интерес ребенка в стабильности места проживания. Суд решил ее в пользу интересов ребенка. В статье представлены предложения по совершенствованию семейного законодательства в целях учета указанного правоприменительного опыта Верховного Суда РФ.