Правовой режим банковской тайны

Подборка наиболее важных документов по запросу Правовой режим банковской тайны (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 102 "Налоговая тайна" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Предприниматель обратился в налоговый орган с запросом о предоставлении сведений о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника по исполнительному производству - индивидуального предпринимателя, а также о видах и номерах банковских счетов, количестве и движении денежных средств по данным счетам, об иных ценностях. Налоговый орган предоставил предпринимателю сведения об открытых должнику счетах и сообщил, что не располагает сведениями о количестве и движении денежных средств, об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банке и иных кредитных организациях. Предприниматель оспорил конституционность ч. 8 и п. 2 ч. 9 ст. 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", ст. 102 НК РФ, поскольку они не обязывают налоговые органы оказывать взыскателю помощь и содействие в исполнении требований исполнительного документа путем предоставления по его запросу сведений о количестве и движении денежных средств по банковским счетам должника. КС РФ отказал в принятии жалобы к рассмотрению, указав, что налоговый орган сообщил ему реквизиты открытых должнику счетов, а на основании выданных предпринимателю исполнительных листов были возбуждены исполнительные производства, то есть оспариваемые нормы не воспрепятствовали осуществлению мер по взысканию задолженности в пользу предпринимателя. Также КС РФ отметил, что сведения как о реквизитах банковского счета лица, так и о количестве и движении денежных средств по этому счету наделены специальным правовым статусом, являются охраняемой законом банковской и налоговой тайной, изъятия из этих режимов исчерпывающим образом определены в федеральном законодательстве. Оспариваемые нормы не могут быть истолкованы как возлагающие на налоговый орган обязанность предоставления взыскателю любых сведений из числа указанных, иное их толкование и применение открывало бы для налоговых органов - вне связи с осуществляемыми ими фискальными (или иными контрольными) полномочиями - доступ к банковской тайне гражданина в отсутствие в том необходимости и в обход тех оснований и процедур, которые предусмотрены налоговым законодательством. В случае если взыскателем исполнительный лист предъявлен к исполнению в установленный законом срок и на его основании возбуждено исполнительное производство, именно на судебного пристава-исполнителя возлагается обязанность принятия всех мер, необходимых для полного и своевременного удовлетворения требований взыскателя, а ФССП России наделена правом запрашивать необходимые сведения как у налоговых органов, так и у кредитных организаций.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Проблемы правового регулирования банковской тайны
(Данилова О.А.)
("Финансовое право", 2020, N 5)
Нельзя также не отметить, что ст. 26 Закона о банках, закрепляя обязанность кредитной организации сохранить банковскую тайну, является важной гарантией конституционных прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, предусмотренных ч. 1 ст. 23 Конституции РФ <8>, а также ч. 1 ст. 24, запрещающей сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. Согласно позиции Конституционного Суда РФ сведения о вкладах и счетах граждан в банках являются информацией персонального характера, в связи с чем законодательно установлен специальный правовой режим банковской тайны <9>. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 14 мая 2003 г. N 8-П <10> указывается, что каждый имеет право "на сохранение в тайне сведений о его банковских счетах и банковских вкладах и иных сведений, виды и объем которых устанавливаются законом". Обязанность государства состоит в том, чтобы обеспечить реализацию данного права. Вместе с тем обязанность банков и иных кредитных организаций состоит в том, чтобы банковскую тайну сохранить.
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)
Правовой режим банковской тайны определен положениями ст. 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", согласно ч. 18 которой (в ред. Федерального закона от 29 июня 2012 г. N 97-ФЗ <315>) документы и информация, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов и предусмотренные комментируемым Законом, представляются кредитными организациями в орган валютного контроля, уполномоченный Правительством РФ, налоговые органы и таможенные органы как агентам валютного контроля в случаях, порядке и объеме, которые предусмотрены комментируемым Законом.

Нормативные акты

Федеральный закон от 31.07.2020 N 258-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации"
а.1) разглашение субъектом экспериментального правового режима при реализации экспериментального правового режима сведений, составляющих банковскую тайну, тайну страхования и иную охраняемую законом тайну, разглашение им конфиденциальной и (или) иной информации, отнесенной в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации ограниченного доступа, нарушение им требований к защите информации, нарушение им прав и законных интересов страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей, инвесторов, кредиторов и вкладчиков;