Правовой режим наемного дома
Подборка наиболее важных документов по запросу Правовой режим наемного дома (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Севастопольского городского суда от 18.04.2022 N 33-517/2022
Категория спора: Социальный наем жилья.
Требования нанимателя: О признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма.
Обстоятельства: Истица указала, что обратилась в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении государственной услуги по заключению договора социального найма, в чем ей было отказано.
Решение: Отказано.Кроме того, коллегия судей, не может согласиться также с тем, что при разрешении настоящего спора, суд первой инстанции, признавая за истцом право на оформление договора социального найма на спорное жилое помещение пришел к выводу о том, что, несмотря на то, что ранее спорный жилой дом имел статус общежития, однако в настоящее время он утратил статус общежития в силу закона и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, согласно имеющихся в материалах дела доказательств, спорный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, относится к специализированному жилищному фонду города Севастополя и имеет статус общежития.
Категория спора: Социальный наем жилья.
Требования нанимателя: О признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма.
Обстоятельства: Истица указала, что обратилась в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении государственной услуги по заключению договора социального найма, в чем ей было отказано.
Решение: Отказано.Кроме того, коллегия судей, не может согласиться также с тем, что при разрешении настоящего спора, суд первой инстанции, признавая за истцом право на оформление договора социального найма на спорное жилое помещение пришел к выводу о том, что, несмотря на то, что ранее спорный жилой дом имел статус общежития, однако в настоящее время он утратил статус общежития в силу закона и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, согласно имеющихся в материалах дела доказательств, спорный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, относится к специализированному жилищному фонду города Севастополя и имеет статус общежития.
Апелляционное определение Московского городского суда от 22.07.2024 по делу N 33-19942/2024 (УИД 77RS0002-02-2022-003519-70)
Категория спора: Плата за жилищно-коммунальные услуги.
Требования управляющей организации: О взыскании платы за помещение и коммунальные услуги.
Решение: Производство по делу прекращено.Из содержания данной нормы следует, что передача жилого дома, использовавшегося в качестве общежития, в ведение органов местного самоуправления влечет за собой утрату его статуса как общежития в силу закона и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Категория спора: Плата за жилищно-коммунальные услуги.
Требования управляющей организации: О взыскании платы за помещение и коммунальные услуги.
Решение: Производство по делу прекращено.Из содержания данной нормы следует, что передача жилого дома, использовавшегося в качестве общежития, в ведение органов местного самоуправления влечет за собой утрату его статуса как общежития в силу закона и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О видах жилых помещений и их легальных дефинициях
(Формакидов Д.А.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 4)Безусловно, такие объекты недвижимости, как коттеджи, садовые и дачные дома, таунхаусы, должны оцениваться с позиций их соответствия требованиям, которым должны отвечать жилые помещения, и, исходя из их структурного деления при включении в жилищный фонд, такие объекты должны признаваться либо жилым домом, либо многоквартирным. Оснований для признания за подобными объектами статуса самостоятельного вида жилых помещений на сегодняшний день нет. Естественно, и наемный дом не является самостоятельным видом жилого помещения, а выступает как особая разновидность жилого или многоквартирного дома со специальным правовым режимом.
(Формакидов Д.А.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 4)Безусловно, такие объекты недвижимости, как коттеджи, садовые и дачные дома, таунхаусы, должны оцениваться с позиций их соответствия требованиям, которым должны отвечать жилые помещения, и, исходя из их структурного деления при включении в жилищный фонд, такие объекты должны признаваться либо жилым домом, либо многоквартирным. Оснований для признания за подобными объектами статуса самостоятельного вида жилых помещений на сегодняшний день нет. Естественно, и наемный дом не является самостоятельным видом жилого помещения, а выступает как особая разновидность жилого или многоквартирного дома со специальным правовым режимом.
Статья: Виды недвижимых вещей: может ли здание быть помещением, а помещение - зданием?
(Алексеев В.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 11)Необходимо также учитывать, что деление жилых помещений на виды в ст. 16 ЖК РФ относится только к жилищному праву как отрасли, призванной регулировать в первую очередь отношения по пользованию жилыми помещениями. С учетом этого обстоятельства и определение жилого помещения, и установление его видов относятся исключительно к жилому помещению как объекту права пользования. Именно этим фактором вызвано, в частности, отнесение к видам жилых помещений жилого дома (п. 1 ч. 1 ст. 16 ЖК РФ). Мнение об ошибочности этого законодательного решения и предложения исключить жилые дома из перечня жилых помещений высказывались ранее как автором настоящей статьи <7>, так и многими другими учеными <8>. Однако если рассматривать классификацию жилых помещений в ЖК РФ как диктуемую исключительно предметом регулирования жилищного законодательства, можно согласиться с тем, что индивидуальный жилой дом, предоставленный гражданину по договору найма (что в принципе возможно), будет полностью подчинен правовому режиму именно жилого помещения <9>. В этом доме гражданин и члены его семьи будут пользоваться внутренним пространством дома как помещением, а сам дом (составляющие его конструкции) будет находиться в собственности наймодателя. Но с точки зрения классификации объектов недвижимости п. 1 ч. 1 ст. 16 ЖК РФ не может служить основанием для отнесения зданий к помещениям независимо от их жилого или нежилого назначения.
(Алексеев В.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 11)Необходимо также учитывать, что деление жилых помещений на виды в ст. 16 ЖК РФ относится только к жилищному праву как отрасли, призванной регулировать в первую очередь отношения по пользованию жилыми помещениями. С учетом этого обстоятельства и определение жилого помещения, и установление его видов относятся исключительно к жилому помещению как объекту права пользования. Именно этим фактором вызвано, в частности, отнесение к видам жилых помещений жилого дома (п. 1 ч. 1 ст. 16 ЖК РФ). Мнение об ошибочности этого законодательного решения и предложения исключить жилые дома из перечня жилых помещений высказывались ранее как автором настоящей статьи <7>, так и многими другими учеными <8>. Однако если рассматривать классификацию жилых помещений в ЖК РФ как диктуемую исключительно предметом регулирования жилищного законодательства, можно согласиться с тем, что индивидуальный жилой дом, предоставленный гражданину по договору найма (что в принципе возможно), будет полностью подчинен правовому режиму именно жилого помещения <9>. В этом доме гражданин и члены его семьи будут пользоваться внутренним пространством дома как помещением, а сам дом (составляющие его конструкции) будет находиться в собственности наймодателя. Но с точки зрения классификации объектов недвижимости п. 1 ч. 1 ст. 16 ЖК РФ не может служить основанием для отнесения зданий к помещениям независимо от их жилого или нежилого назначения.
Нормативные акты
"Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"
(утв. Минфином России)- завершается в ускоренном режиме расселение граждан из аварийного жилищного фонда, отнесенного к данной категории до 1 января 2017 года, за счет расширенного финансирования субъектами РФ;
(утв. Минфином России)- завершается в ускоренном режиме расселение граждан из аварийного жилищного фонда, отнесенного к данной категории до 1 января 2017 года, за счет расширенного финансирования субъектами РФ;
Постановление Конституционного Суда РФ от 11.04.2011 N 4-П
"По делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в связи с жалобой граждан А.С. Епанечникова и Е.Ю. Епанечниковой"Введение в законодательство нормы статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 3 июля 2007 года N 425-О-О, было обусловлено задачей защиты прав именно тех граждан, которые после передачи органам местного самоуправления общежитий, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), выполнявшим в отношении указанных граждан функцию и наймодателя, и работодателя, оказались пользователями жилых помещений, принадлежащих другому наймодателю, не являющемуся их работодателем. Соответственно, распространяя на жилые помещения в общежитиях правовой режим социального найма и тем самым фактически предрешая вопрос о правовом режиме самих зданий, в которых они находятся, федеральный законодатель преследовал цель устранить неопределенность правовых последствий передачи этих зданий в ведение органов местного самоуправления.
"По делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в связи с жалобой граждан А.С. Епанечникова и Е.Ю. Епанечниковой"Введение в законодательство нормы статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 3 июля 2007 года N 425-О-О, было обусловлено задачей защиты прав именно тех граждан, которые после передачи органам местного самоуправления общежитий, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), выполнявшим в отношении указанных граждан функцию и наймодателя, и работодателя, оказались пользователями жилых помещений, принадлежащих другому наймодателю, не являющемуся их работодателем. Соответственно, распространяя на жилые помещения в общежитиях правовой режим социального найма и тем самым фактически предрешая вопрос о правовом режиме самих зданий, в которых они находятся, федеральный законодатель преследовал цель устранить неопределенность правовых последствий передачи этих зданий в ведение органов местного самоуправления.