Предмет муниципального права

Подборка наиболее важных документов по запросу Предмет муниципального права (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Правовые основы местного сообщества в Российской Федерации: понятие, структура, формы взаимодействия с органами местного самоуправления
(Писарев А.Н.)
("Правосудие", 2023, N 4)
Теоретическую основу настоящего исследования составляют работы ученых-конституционалистов, посвященные различным правовым аспектам становления и развития в Российской Федерации гражданского общества, его структуре, отдельным правовым институтам и формам взаимодействия с органами публичной власти (С.А. Авакьяна, В.С. Грачева, В.В. Гребенникова, Е.В. Киричека, А.Р. Лаврентьева, А.С. Прудникова, А.И. Тетуева и др.), а также научные труды ученых в области муниципального права, предметом которых являются различные публично-правовые аспекты местного сообщества как института гражданского общества и субъекта местного самоуправления (И.А. Алексеева, Е.И. Бычковой, А.А. Гордиенко, М.А. Кокотовой, Т.Н. Михеевой, С.В. Нарутто, Л.А. Нудненко, Д.С. Панова, А.Н. Рыкова, Е.И. Хлуднева, Е.С. Шугриной и др.).
Статья: О динамике компетенционных возможностей местного самоуправления в России
(Уваров А.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 3)
С вопросами ведения и полномочиями местного самоуправления связана его идентификация как самостоятельной формы публичной власти. Самостоятельное решение населением вопросов местного значения является конституционным принципом, без которого немыслимо существование самого этого института власти. Тем не менее в результате появления многочисленных законодательных конструкций, направленных на огосударствление местного самоуправления, оно начинает терять свою идентичность. Что же представляет собой законодательный механизм закрепления компетенции местного самоуправления? Для начала рассмотрим понятийный аппарат исследуемых явлений. Так, Ю.А. Тихомиров относит к элементам компетенции: 1) нормативно установленные цели; 2) предметы ведения как юридически определенные сферы и объекты воздействия; 3) властные полномочия как гарантированная законом мера принятия решений и совершения действий <1>. Согласно определениям, данным В.И. Фадеевым, закрепляемые нормами муниципального права предметы ведения местного самоуправления определяют те области жизнедеятельности населения муниципального образования, на которые распространяется его юрисдикция. Полномочия местного самоуправления - это закрепляемые нормами муниципального права за населением, выборными и иными органами местного самоуправления права и обязанности, необходимые для осуществления задач и функций местного самоуправления на территории муниципальных образований <2>. Среди предметов ведения местного самоуправления можно выделить: 1) вопросы местного значения (ст. 14, 15, 16, 16.2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <3> (далее - Закон N 131-ФЗ)); 2) вопросы местного значения, устанавливаемые законами субъектов Российской Федерации (далее - субъекты РФ) для сельских поселений (ч. 3 ст. 14), для городских округов с внутригородским делением (ч. 3 ст. 16), для внутригородского района (ч. 2 ст. 16.2); 3) вопросы, не отнесенные к вопросам местного значения, по которым органы местного самоуправления вправе принимать решения (ст. 14.1, 15.1, 16.1). Большим разнообразием отличается порядок закрепления полномочий органов местного самоуправления: 1) полномочия по вопросам местного значения (ст. 17), в том числе исключительные полномочия представительных органов местного самоуправления (ч. 10 ст. 35), и полномочия, которые не могут быть отнесены при перераспределении к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ (ч. 1.2 ст. 17); 2) полномочия по организации собственной деятельности (предусмотренные соответствующими регламентами, положениями, инструкциями и т.п.); 3) полномочия, передаваемые по соглашению между органами местного самоуправления отдельных поселений и муниципальных районов (ч. 4 ст. 15); 4) полномочия по вопросам, не отнесенным к вопросам местного значения (ст. 14.1, 15.1, 16.1); 5) делегированные государственные полномочия (глава 4); 6) перераспределенные полномочия согласно законам субъекта РФ (ч. 1.2 ст. 17); 7) инкорпорированные государственные полномочия <4>.

Нормативные акты

Решение Новгородского УФАС России от 17.06.2024 N 053/10/18.1-320/2024
Нарушение: ч. 2 ст. 69 Градостроительного кодекса РФ, пп. пп. "а", "в" п. 22 Правил проведения торгов на право заключения договора о комплексном развитии территории, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2021 N 701.
Решение: Признать жалобу обоснованной; выдать предписание об устранении нарушений; передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Допущенные организатором торгов нарушения привели к незаконному отказу подателю Жалобы в допуске к участию в аукционе, что, в свою очередь, привело к признанию рассматриваемого аукциона несостоявшимся в соответствии с пунктом 3 части 7 статьи 69 ГрК РФ. Повышения начальной цены предмета аукциона не произошло, что вступает в явное противоречие с целями проведения аукционов на право заключения договоров о комплексном развитии незастроенной территории, интересами государственного (муниципального) бюджета, справедливым балансом частного и публичного интересов.
Предупреждение Татарстанского УФАС России от 11.07.2024 N П06-36/2024
"О прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства"
Таким образом, в связи с тем, что органами местного самоуправления Альметьевского МР РТ, после принятия изменений в правила Порядка предоставления муниципального имущества, включенного в Перечень, в части проведения ежеквартальных контрольных мероприятий в течение первого года аренды, не проводился своевременный надлежащий контроль за деятельностью арендаторов - субъектов МСП (в том числе, по договорам заключенным от 02.02.2023 года, 18.09.2023 года и 04.04.2024 года, тогда как первый год аренды истекал уже после принятия соответствующих изменений в Порядок) на предмет, как использования (неиспользования) имущества по целевому назначению, так и отсутствия заключенных с третьими лицами иных договоров в отношении муниципального имущества, что может привести к злоупотреблению, со стороны недобросовестных арендаторов, предоставленными на льготных условиях правами и обязательствами в отношении муниципального имущества.