Предоставление персональных данных управляющей компанией
Подборка наиболее важных документов по запросу Предоставление персональных данных управляющей компанией (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 198 "Порядок размещения лицензиатом сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат. Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра" ЖК РФ"Таким образом, исходя из буквального толкования пункта 5 Порядка, части 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, Приказа N 74/114/пр и пункта 2.1 Состава сведений, в "системе" ГИС ЖКХ, действительно, подлежит размещению протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации со всеми приложениями, однако указано, что данный документ подлежит размещению "в системе", то есть на информационной платформе в сети Интернет, без указания того, где конкретно должны размещаться документы и имеет ли значение факт размещения документов в иной вкладке с точки зрения возникновения у инспекции оснований отказать управляющей организации в предоставлении государственной услуги, даже если сотрудники лицензионного отдела полагают нарушенными права граждан на распространение персональных данных или доступность подлежащих размещению сведений."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 198 "Порядок размещения лицензиатом сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат. Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра" ЖК РФ"Исходя из буквального толкования пункта 5 Порядка, части 2 статьи 198 ЖК РФ, Приказа от 29.02.2016 N 74/114/пр и пункта 2.1 Состава сведений в "системе" ГИС ЖКХ действительно подлежит размещению протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации со всеми приложениями, однако указано, что данный документ подлежит размещению "в системе", т.е. на информационной платформе в сети Интернет, без указания того, где конкретно должны размещаться документы и имеет ли значение факт размещения документов в иной вкладке с точки зрения возникновения у Госжилинспекции Московской области оснований отказать управляющей организации в предоставлении государственной услуги, даже если сотрудники лицензионного отдела полагаю нарушенными права граждан на распространение персональных данных или доступность подлежащих размещению сведений."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Уведомление об обработке ТСЖ персональных данных жильцов
(Самойлова М.Д.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 2)В Постановлении АС ДВО от 20.06.2019 N Ф03-2342/2019 по делу N А51-19080/2018 указано, что исходя из положений ст. 154, 155, 161, 162 ЖК РФ при выборе собственниками помещений в МКД в качестве способа управления домом управляющей организацией именно последняя в силу заключенного договора управления ответственна перед собственниками помещений за предоставление коммунальных услуг. Поэтому именно УК, осуществляя деятельность по управлению многоквартирными домами и обладая в силу положений Жилищного кодекса, Правил предоставления коммунальных услуг правом сбора, обновления, хранения, обработки информации о собственниках и нанимателях в целях в том числе предоставления коммунальных услуг, является управомоченным оператором персональных данных. Данную информацию (персональные данные) в силу прямого указания п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 152-ФЗ управляющая организация вправе обрабатывать без согласия субъекта персональных данных. Вместе с тем положениями ст. 7 указанного Закона установлен запрет на их распространение без согласия собственников и нанимателей помещений в МКД. Из материалов дела согласие указанных лиц на передачу их персональных данных не усматривается, и таких обстоятельств по делу не установлено. Наличие у ресурсоснабжающей организации прямых отношений по расчету за поставленные ресурсы с собственниками помещений в МКД не изменяет правового статуса управляющей организации как исполнителя коммунальных услуг и правом на истребование у УК их персональных данных не наделяет. В итоге судьи поддержали УК, которая отказалась предоставлять РСО копии поквартирных карточек.
(Самойлова М.Д.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 2)В Постановлении АС ДВО от 20.06.2019 N Ф03-2342/2019 по делу N А51-19080/2018 указано, что исходя из положений ст. 154, 155, 161, 162 ЖК РФ при выборе собственниками помещений в МКД в качестве способа управления домом управляющей организацией именно последняя в силу заключенного договора управления ответственна перед собственниками помещений за предоставление коммунальных услуг. Поэтому именно УК, осуществляя деятельность по управлению многоквартирными домами и обладая в силу положений Жилищного кодекса, Правил предоставления коммунальных услуг правом сбора, обновления, хранения, обработки информации о собственниках и нанимателях в целях в том числе предоставления коммунальных услуг, является управомоченным оператором персональных данных. Данную информацию (персональные данные) в силу прямого указания п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 152-ФЗ управляющая организация вправе обрабатывать без согласия субъекта персональных данных. Вместе с тем положениями ст. 7 указанного Закона установлен запрет на их распространение без согласия собственников и нанимателей помещений в МКД. Из материалов дела согласие указанных лиц на передачу их персональных данных не усматривается, и таких обстоятельств по делу не установлено. Наличие у ресурсоснабжающей организации прямых отношений по расчету за поставленные ресурсы с собственниками помещений в МКД не изменяет правового статуса управляющей организации как исполнителя коммунальных услуг и правом на истребование у УК их персональных данных не наделяет. В итоге судьи поддержали УК, которая отказалась предоставлять РСО копии поквартирных карточек.
Статья: Персональные данные: проблемы теории в судебных иллюстрациях
(Талапина Э.В.)
("Российская юстиция", 2023, N 12)Заметим, однако, что в ст. 45 ЖК РФ, на которую сослалась апелляционная инстанция, речь идет о передаче персональных данных в составе реестра собственников помещений в многоквартирном доме в целях созыва и организации проведения общего собрания (собственно, именно порядку проведения общего собрания посвящена статья). А в ст. 143 ЖК РФ речь идет о предоставлении достоверных персональных данных правлению товарищества, без возможности их последующего распространения. Поэтому законность распространения персональных сведений со стороны правления товарищества вызывает сомнения. Остается только вспомнить противоречивую судебную практику конца XX века, когда подобным образом оспаривались вывешенные домоуправлениями на всеобщее обозрение списки неплательщиков за коммунальные услуги непосредственно в подъездах домов с разного рода персональной информацией. Кажется, управляющие компании переняли эту привычку у своих предшественников.
(Талапина Э.В.)
("Российская юстиция", 2023, N 12)Заметим, однако, что в ст. 45 ЖК РФ, на которую сослалась апелляционная инстанция, речь идет о передаче персональных данных в составе реестра собственников помещений в многоквартирном доме в целях созыва и организации проведения общего собрания (собственно, именно порядку проведения общего собрания посвящена статья). А в ст. 143 ЖК РФ речь идет о предоставлении достоверных персональных данных правлению товарищества, без возможности их последующего распространения. Поэтому законность распространения персональных сведений со стороны правления товарищества вызывает сомнения. Остается только вспомнить противоречивую судебную практику конца XX века, когда подобным образом оспаривались вывешенные домоуправлениями на всеобщее обозрение списки неплательщиков за коммунальные услуги непосредственно в подъездах домов с разного рода персональной информацией. Кажется, управляющие компании переняли эту привычку у своих предшественников.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)По результатам рассмотрения названного обращения О. сообщено, что оценка деятельности оператора, выполняющего обработку данных на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных осуществляется при проведении контрольно-надзорных мероприятий в отношении указанного оператора. Обстоятельства, изложенные в обращении, не подпадают под основания, установленные Правилами организации и осуществления государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 146. В части вопроса, касающегося выдачи справок, содержащих заведомо ложную информацию, и разглашения персональных данных, заявителю сообщено, что, по информации, предоставленной управляющей организацией, О. как собственник помещения, расположенного в многоквартирном доме, была обязана информировать управляющую организацию об увеличении или уменьшении количества лиц, проживающих (в том числе временно) в занимаемом жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений. Справки были предоставлены в муниципальное унитарное предприятие по его запросу о предоставлении информации в объеме: фамилия, имя, отчество и количество проживающих в жилом помещении лиц. Указано, что ранее административный истец являлась собственником жилого помещения, в отношении которого выданы справки, в связи с чем управляющая организация обрабатывала ее персональные данные в соответствии с законом.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)По результатам рассмотрения названного обращения О. сообщено, что оценка деятельности оператора, выполняющего обработку данных на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных осуществляется при проведении контрольно-надзорных мероприятий в отношении указанного оператора. Обстоятельства, изложенные в обращении, не подпадают под основания, установленные Правилами организации и осуществления государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 146. В части вопроса, касающегося выдачи справок, содержащих заведомо ложную информацию, и разглашения персональных данных, заявителю сообщено, что, по информации, предоставленной управляющей организацией, О. как собственник помещения, расположенного в многоквартирном доме, была обязана информировать управляющую организацию об увеличении или уменьшении количества лиц, проживающих (в том числе временно) в занимаемом жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений. Справки были предоставлены в муниципальное унитарное предприятие по его запросу о предоставлении информации в объеме: фамилия, имя, отчество и количество проживающих в жилом помещении лиц. Указано, что ранее административный истец являлась собственником жилого помещения, в отношении которого выданы справки, в связи с чем управляющая организация обрабатывала ее персональные данные в соответствии с законом.
Федеральный закон от 03.06.2009 N 103-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2024)18. Банк России вправе запрашивать и получать на безвозмездной основе от операторов по приему платежей, федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц информацию о лицах, указанных в части 3 настоящей статьи, необходимую для оценки их соответствия требованиям, установленным частью 1 настоящей статьи, и содержащую в том числе персональные данные (за исключением информации, на распространение или выдачу которой наложен запрет в соответствии с законодательством Российской Федерации), а также вправе в установленном им порядке осуществлять обработку персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" и проводить проверку достоверности представленной информации. Банк России вправе требовать от оператора по приему платежей, заключившего договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа оператора по приему платежей юридическому лицу (управляющей организации), представления документов, подтверждающих соответствие указанного юридического лица (управляющей организации) требованию, установленному частью 1.1 настоящей статьи. Оператор по приему платежей обязан в указанный Банком России срок направить в Банк России запрошенные им документы.
(ред. от 08.08.2024)
"О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2024)18. Банк России вправе запрашивать и получать на безвозмездной основе от операторов по приему платежей, федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц информацию о лицах, указанных в части 3 настоящей статьи, необходимую для оценки их соответствия требованиям, установленным частью 1 настоящей статьи, и содержащую в том числе персональные данные (за исключением информации, на распространение или выдачу которой наложен запрет в соответствии с законодательством Российской Федерации), а также вправе в установленном им порядке осуществлять обработку персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" и проводить проверку достоверности представленной информации. Банк России вправе требовать от оператора по приему платежей, заключившего договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа оператора по приему платежей юридическому лицу (управляющей организации), представления документов, подтверждающих соответствие указанного юридического лица (управляющей организации) требованию, установленному частью 1.1 настоящей статьи. Оператор по приему платежей обязан в указанный Банком России срок направить в Банк России запрошенные им документы.