Предоставление земельного участка под кладбище
Подборка наиболее важных документов по запросу Предоставление земельного участка под кладбище (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О переводе земельного участка в соответствующую категорию для размещения места погребения.
(Письмо Минэкономразвития РФ от 15.12.2011 N Д23-5159)Кроме того, согласно п. 13 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.
(Письмо Минэкономразвития РФ от 15.12.2011 N Д23-5159)Кроме того, согласно п. 13 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.
Статья: Юридические процедуры предоставления земельных участков для захоронения
(Бурганова Г.В.)
("Административное и муниципальное право", 2023, N 2)Нормативно-правовое регулирование деятельности данных специализированных служб осуществляется на местном уровне, в связи с чем органом местного самоуправления принимается соответствующий правовой акт, которым определяется объем полномочий рассматриваемых организаций. Целью деятельности специализированных служб становится осуществление всего объема полномочий в области удовлетворения публично значимой потребности по организации места захоронения. В связи с этим следует констатировать первостепенную роль местного правотворчества в регулировании процедуры предоставления земельного участка для места погребения. Предоставление земельных участков для погребения рассматривается как результат оказания муниципальной услуги, что позволяет квалифицировать данную юридическую процедуру в качестве административной процедуры.
(Бурганова Г.В.)
("Административное и муниципальное право", 2023, N 2)Нормативно-правовое регулирование деятельности данных специализированных служб осуществляется на местном уровне, в связи с чем органом местного самоуправления принимается соответствующий правовой акт, которым определяется объем полномочий рассматриваемых организаций. Целью деятельности специализированных служб становится осуществление всего объема полномочий в области удовлетворения публично значимой потребности по организации места захоронения. В связи с этим следует констатировать первостепенную роль местного правотворчества в регулировании процедуры предоставления земельного участка для места погребения. Предоставление земельных участков для погребения рассматривается как результат оказания муниципальной услуги, что позволяет квалифицировать данную юридическую процедуру в качестве административной процедуры.
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ
(ред. от 06.04.2024)
"О погребении и похоронном деле"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)4. Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
(ред. от 06.04.2024)
"О погребении и похоронном деле"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)4. Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ
(ред. от 20.03.2025)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"22) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
(ред. от 20.03.2025)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"22) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
Статья: Негаторный иск о возмещении убытков. Комментарий к Определению судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 15 декабря 2022 года N 305-ЭС22-16446
(Мальбин Д.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 11)Размещение мест погребения на части земельного участка представляет собой один из способов его использования, что указывает на наличие вещно-правовой специфики спора, поэтому в случае ошибочного захоронения на чужом земельном участке собственник такого участка, не будучи лишенным владения участком, должен использовать негаторный иск для устранения нарушения вещного права путем переноса мест погребения с принадлежащего ему земельного участка. Однако в силу прямого указания п. 3 ст. 4 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.
(Мальбин Д.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 11)Размещение мест погребения на части земельного участка представляет собой один из способов его использования, что указывает на наличие вещно-правовой специфики спора, поэтому в случае ошибочного захоронения на чужом земельном участке собственник такого участка, не будучи лишенным владения участком, должен использовать негаторный иск для устранения нарушения вещного права путем переноса мест погребения с принадлежащего ему земельного участка. Однако в силу прямого указания п. 3 ст. 4 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за декабрь 2022 года
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 2)2. Бюджетное учреждение как некоммерческая организация создается публично-правовым образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий государственных органов в соответствующих сферах. Следовательно, учреждение, созданное публично-правовым образованием и осуществляющее управление кладбищем, допуская размещение мест погребения на смежном с участком кладбища земельном участке, действует в целях обеспечения реализации полномочий публично-правового образования по решению вопросов местного значения по организации похоронного дела.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 2)2. Бюджетное учреждение как некоммерческая организация создается публично-правовым образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий государственных органов в соответствующих сферах. Следовательно, учреждение, созданное публично-правовым образованием и осуществляющее управление кладбищем, допуская размещение мест погребения на смежном с участком кладбища земельном участке, действует в целях обеспечения реализации полномочий публично-правового образования по решению вопросов местного значения по организации похоронного дела.