Предпроверочный анализ ФНС
Подборка наиболее важных документов по запросу Предпроверочный анализ ФНС (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 129.1 "Неправомерное несообщение сведений налоговому органу" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган привлек налогоплательщика к ответственности на основании п. 1 ст. 129.1 НК РФ в связи с непредставлением в полном объеме документов (информации), истребованных налоговым органом в порядке п. 2 ст. 93.1 НК РФ. Суд признал привлечение к ответственности неправомерным, так как запрашиваемая информация не соответствует понятию конкретной сделки, а относится к финансово-хозяйственной деятельности предпринимателя за 2017 - 2019 годы. Суд отклонил довод налогового органа о том, что истребование документов у предпринимателя обусловлено проведением предпроверочного анализа, поскольку в соответствии с НК РФ и приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок" налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщиков и их контрагентов документы и информацию в рамках предпроверочного анализа, в отсутствие оснований, установленных п. п. 1, 2 ст. 93.1 НК РФ.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган привлек налогоплательщика к ответственности на основании п. 1 ст. 129.1 НК РФ в связи с непредставлением в полном объеме документов (информации), истребованных налоговым органом в порядке п. 2 ст. 93.1 НК РФ. Суд признал привлечение к ответственности неправомерным, так как запрашиваемая информация не соответствует понятию конкретной сделки, а относится к финансово-хозяйственной деятельности предпринимателя за 2017 - 2019 годы. Суд отклонил довод налогового органа о том, что истребование документов у предпринимателя обусловлено проведением предпроверочного анализа, поскольку в соответствии с НК РФ и приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок" налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщиков и их контрагентов документы и информацию в рамках предпроверочного анализа, в отсутствие оснований, установленных п. п. 1, 2 ст. 93.1 НК РФ.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 23 "Права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц" Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле""Довод заявителя о неправомерном требовании административного органа о предоставлении документов, был предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, получил надлежащую правовую оценку и отклоняется судом округа. Суд, правильно применяя положения части 1 статьи 23 Федерального закона N 173-ФЗ, пунктов 19, 20 Административного регламента осуществления Федеральной налоговой службой контроля и надзора за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, утвержденного Приказом Федеральной налоговой службы России от 26.08.2019 N ММВ-7-17/418@, указал, что началу проверки предшествует процедура предпроверочного анализа, которая представляет собой, в том числе направление запросов на предоставление документов, в частности, субъекту проверки."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Предпроверочный анализ деятельности налогоплательщиков как самостоятельная форма налогового контроля
(Ногина О.А.)
("Закон", 2022, N 11)На практике результатом предпроверочного анализа, оформленного информационным письмом (уведомлением), направляемым в адрес налогоплательщика, или протоколом, или вообще без документального оформления путем устного заявления должностных лиц налоговых органов, является побуждение налогоплательщика к подаче уточненной налоговой декларации с доплатой суммы налоговой задолженности под угрозой проведения выездной налоговой проверки или передачи материалов в следственные органы. Подобного рода практика деятельности и реализации результатов предпроверочного анализа напрямую закреплялась письмами ФНС России о работе ныне отмененных комиссий по легализации налоговой базы. В частности, ФНС России прямо указывала на то, что целью работы комиссии является увеличение поступлений налога в бюджет путем побуждения налогоплательщиков, в отношении которых установлены факты (либо имеются достаточные основания полагать о наличии фактов) неполного отражения в учете хозяйственных операций, несвоевременного (неполного) перечисления налога, фальсификации налоговой и бухгалтерской отчетности или отсутствуют объяснимые причины тех или иных результатов деятельности налогоплательщика, к самостоятельному уточнению налоговых обязательств и недопущению нарушений налогового законодательства в последующих периодах <27>.
(Ногина О.А.)
("Закон", 2022, N 11)На практике результатом предпроверочного анализа, оформленного информационным письмом (уведомлением), направляемым в адрес налогоплательщика, или протоколом, или вообще без документального оформления путем устного заявления должностных лиц налоговых органов, является побуждение налогоплательщика к подаче уточненной налоговой декларации с доплатой суммы налоговой задолженности под угрозой проведения выездной налоговой проверки или передачи материалов в следственные органы. Подобного рода практика деятельности и реализации результатов предпроверочного анализа напрямую закреплялась письмами ФНС России о работе ныне отмененных комиссий по легализации налоговой базы. В частности, ФНС России прямо указывала на то, что целью работы комиссии является увеличение поступлений налога в бюджет путем побуждения налогоплательщиков, в отношении которых установлены факты (либо имеются достаточные основания полагать о наличии фактов) неполного отражения в учете хозяйственных операций, несвоевременного (неполного) перечисления налога, фальсификации налоговой и бухгалтерской отчетности или отсутствуют объяснимые причины тех или иных результатов деятельности налогоплательщика, к самостоятельному уточнению налоговых обязательств и недопущению нарушений налогового законодательства в последующих периодах <27>.
Статья: О некоторых вопросах правового регулирования мероприятий налогового контроля при проведении предпроверочного анализа налогоплательщика
(Мустафаев С.М. оглы)
("Финансовое право", 2023, N 8)В федеральных законах отсутствуют нормы, определяющие само понятие "предпроверочный анализ", а также регламентирующие деятельность налоговых органов при планировании выездных налоговых проверок. Алгоритм проведения предпроверочного анализа отражается во внутренних актах ФНС России, которые не являются общедоступными, т.е. налогоплательщик не владеет информацией, в рамках какого из видов налогового контроля проводятся мероприятия.
(Мустафаев С.М. оглы)
("Финансовое право", 2023, N 8)В федеральных законах отсутствуют нормы, определяющие само понятие "предпроверочный анализ", а также регламентирующие деятельность налоговых органов при планировании выездных налоговых проверок. Алгоритм проведения предпроверочного анализа отражается во внутренних актах ФНС России, которые не являются общедоступными, т.е. налогоплательщик не владеет информацией, в рамках какого из видов налогового контроля проводятся мероприятия.