Представление уточненной декларации без первичной
Подборка наиболее важных документов по запросу Представление уточненной декларации без первичной (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 81 "Внесение изменений в налоговую декларацию, расчеты" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")По итогам камеральной проверки налоговой декларации по НДС предпринимателю был доначислен НДС в связи с неправомерным невключением в налоговую базу авансовых платежей, решение предпринимателем не обжаловалось. В дальнейшем предприниматель подал уточненную налоговую декларацию. По результатам ее проверки налоговым органом установлен факт невключения в налоговую базу авансовых платежей, но, учитывая наличие вступившего в силу решения, которым были доначислены те же авансовые платежи, налоговый орган принял решение об отказе в привлечении к ответственности. Предприниматель полагал, что налоговый орган обязан сторнировать доначисления по проверке первичной декларации и отменить вынесенные по результатам этой проверки решения о взыскании. Предприниматель оспорил бездействие инспекции, а также решение, вынесенное по результатам проверки уточненной декларации. Суд отказал в удовлетворении требований. Суд указал, что и первичная, и уточненная налоговая декларация являлись нулевыми, без сумм налога к начислению или к вычету, сами декларации являлись полностью идентичными. Представление уточненной налоговой декларации было направлено не на реализацию права, предусмотренного п. 1 ст. 81 НК РФ, а на злоупотребление данным правом с целью формального преодоления законной силы ранее вынесенного решения о привлечении к ответственности, а также на уход от обязанности по оплате доначислений по этому решению, поскольку на основании решения по результатам проверки уточенной декларации предприниматель к ответственности не привлекался, доначисления не производились с учетом ранее принятого ненормативного акта. Суд указал, что налоговое законодательство не содержит норм, согласно которым подача уточненных налоговых деклараций после вступления в силу решений, принятых по результатам проверки первоначальных деклараций, влечет отмену ранее принятых налоговым органом решений или внесение корректировочных записей в карточку расчета с бюджетом.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")По итогам камеральной проверки налоговой декларации по НДС предпринимателю был доначислен НДС в связи с неправомерным невключением в налоговую базу авансовых платежей, решение предпринимателем не обжаловалось. В дальнейшем предприниматель подал уточненную налоговую декларацию. По результатам ее проверки налоговым органом установлен факт невключения в налоговую базу авансовых платежей, но, учитывая наличие вступившего в силу решения, которым были доначислены те же авансовые платежи, налоговый орган принял решение об отказе в привлечении к ответственности. Предприниматель полагал, что налоговый орган обязан сторнировать доначисления по проверке первичной декларации и отменить вынесенные по результатам этой проверки решения о взыскании. Предприниматель оспорил бездействие инспекции, а также решение, вынесенное по результатам проверки уточненной декларации. Суд отказал в удовлетворении требований. Суд указал, что и первичная, и уточненная налоговая декларация являлись нулевыми, без сумм налога к начислению или к вычету, сами декларации являлись полностью идентичными. Представление уточненной налоговой декларации было направлено не на реализацию права, предусмотренного п. 1 ст. 81 НК РФ, а на злоупотребление данным правом с целью формального преодоления законной силы ранее вынесенного решения о привлечении к ответственности, а также на уход от обязанности по оплате доначислений по этому решению, поскольку на основании решения по результатам проверки уточенной декларации предприниматель к ответственности не привлекался, доначисления не производились с учетом ранее принятого ненормативного акта. Суд указал, что налоговое законодательство не содержит норм, согласно которым подача уточненных налоговых деклараций после вступления в силу решений, принятых по результатам проверки первоначальных деклараций, влечет отмену ранее принятых налоговым органом решений или внесение корректировочных записей в карточку расчета с бюджетом.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 346.15 "Порядок определения доходов" главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил единый налог, сделав вывод о необходимости включить в налоговую базу по УСН доход от продажи земельных участков. По мнению инспекции, реализованные земельные участки имеют сельскохозяйственное назначение, что соответствует основному виду деятельности предпринимателя, изначально по своим функциональным характеристикам не предназначены для использования для личных нужд. Суд согласился с доводом налогового органа о том, что использование спорных земельных участков в предпринимательской деятельности подтверждается их общей площадью 124 га, а также систематичностью их реализации. Предприниматель утверждал, что у инспекции отсутствовали основания для проведения камеральной проверки, поскольку показатели первичной и уточненной деклараций идентичны, более того, предприниматель отозвал уточненную декларацию. Суд отклонил указанный довод, отметив, что предприниматель подал уточненную декларацию после получения требования инспекции о предоставлении пояснений об отражении в первичной декларации доходов от реализации спорных земельных участков, то есть в период проведения камеральной проверки первичной декларации. Суд, руководствуясь п. 9.1 ст. 88 НК РФ, подтвердил правомерность проведения камеральной проверки уточненной декларации, а также признал правомерным доначисление единого налога.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил единый налог, сделав вывод о необходимости включить в налоговую базу по УСН доход от продажи земельных участков. По мнению инспекции, реализованные земельные участки имеют сельскохозяйственное назначение, что соответствует основному виду деятельности предпринимателя, изначально по своим функциональным характеристикам не предназначены для использования для личных нужд. Суд согласился с доводом налогового органа о том, что использование спорных земельных участков в предпринимательской деятельности подтверждается их общей площадью 124 га, а также систематичностью их реализации. Предприниматель утверждал, что у инспекции отсутствовали основания для проведения камеральной проверки, поскольку показатели первичной и уточненной деклараций идентичны, более того, предприниматель отозвал уточненную декларацию. Суд отклонил указанный довод, отметив, что предприниматель подал уточненную декларацию после получения требования инспекции о предоставлении пояснений об отражении в первичной декларации доходов от реализации спорных земельных участков, то есть в период проведения камеральной проверки первичной декларации. Суд, руководствуясь п. 9.1 ст. 88 НК РФ, подтвердил правомерность проведения камеральной проверки уточненной декларации, а также признал правомерным доначисление единого налога.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Последствия переноса части выручки на подконтрольные лица - судебный квест по налогам
("ЭЖ-Бухгалтер", 2022, N 33)НК РФ не предусмотрены обстоятельства, исключающие привлечение налогоплательщика к ответственности по ст. 119 НК РФ за несвоевременное представление первичной декларации в связи с представлением уточненной декларации. При этом сумма штрафа рассчитывается исходя из суммы налога, подлежащей фактической уплате в бюджет (а не указанной налогоплательщиком ошибочно в первичной декларации). Тот факт, что положениями п. 9.1 ст. 88 НК РФ не предусмотрена возможность провести в установленном порядке камеральную проверку первичной декларации в случае представления уточненной декларации до окончания камеральной проверки, не свидетельствует о том, что ответственность по ст. 119 НК РФ за несвоевременное представление первичной декларации в такой ситуации не наступает. Иное толкование положений НК РФ предполагает необоснованное освобождение от ответственности налогоплательщиков, представляющих с нарушением срока декларации и указывающих в них неверные данные об отсутствии исчисленного налога к уплате. В случае нарушения срока представления первичной декларации и последующего представления уточненной декларации до окончания камеральной проверки налогоплательщик подлежит привлечению к ответственности по ст. 119 НК РФ. Прекращение камеральной проверки в соответствии с п. 9.1 ст. 88 НК РФ не исключает ответственности за совершение правонарушения. При этом штраф определяется на основании данных уточненной декларации.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2022, N 33)НК РФ не предусмотрены обстоятельства, исключающие привлечение налогоплательщика к ответственности по ст. 119 НК РФ за несвоевременное представление первичной декларации в связи с представлением уточненной декларации. При этом сумма штрафа рассчитывается исходя из суммы налога, подлежащей фактической уплате в бюджет (а не указанной налогоплательщиком ошибочно в первичной декларации). Тот факт, что положениями п. 9.1 ст. 88 НК РФ не предусмотрена возможность провести в установленном порядке камеральную проверку первичной декларации в случае представления уточненной декларации до окончания камеральной проверки, не свидетельствует о том, что ответственность по ст. 119 НК РФ за несвоевременное представление первичной декларации в такой ситуации не наступает. Иное толкование положений НК РФ предполагает необоснованное освобождение от ответственности налогоплательщиков, представляющих с нарушением срока декларации и указывающих в них неверные данные об отсутствии исчисленного налога к уплате. В случае нарушения срока представления первичной декларации и последующего представления уточненной декларации до окончания камеральной проверки налогоплательщик подлежит привлечению к ответственности по ст. 119 НК РФ. Прекращение камеральной проверки в соответствии с п. 9.1 ст. 88 НК РФ не исключает ответственности за совершение правонарушения. При этом штраф определяется на основании данных уточненной декларации.
Готовое решение: Общий порядок проведения камеральной проверки по налогам и страховым взносам
(КонсультантПлюс, 2025)Основанием для проверки служат поданные вами первичные и уточненные декларации (расчеты), за исключением некоторых случаев. При этом не имеет значения, подали вы отчетность как налогоплательщик, плательщик взносов или налоговый агент (п. п. 1, 10 ст. 88 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Основанием для проверки служат поданные вами первичные и уточненные декларации (расчеты), за исключением некоторых случаев. При этом не имеет значения, подали вы отчетность как налогоплательщик, плательщик взносов или налоговый агент (п. п. 1, 10 ст. 88 НК РФ).
Нормативные акты
Приказ ФНС России от 05.11.2024 N ЕД-7-3/992@
"Об утверждении формы, порядка заполнения и формата представления налоговой декларации по туристическому налогу в электронной форме"
(Зарегистрировано в Минюсте России 23.12.2024 N 80704)Не допускается заполнение номера корректировки по уточненной Декларации без ранее представленной первичной Декларации;
"Об утверждении формы, порядка заполнения и формата представления налоговой декларации по туристическому налогу в электронной форме"
(Зарегистрировано в Минюсте России 23.12.2024 N 80704)Не допускается заполнение номера корректировки по уточненной Декларации без ранее представленной первичной Декларации;
Приказ ФНС России от 02.10.2024 N ЕД-7-3/813@
"Об утверждении формы, порядка заполнения и формата представления налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в электронной форме"
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.10.2024 N 79975)При заполнении первичной Декларации и уточненных Деклараций за соответствующий налоговый период в поле "номер корректировки" проставляется сквозная нумерация, где номер корректировки для первичной Декларации принимает значение "0--", для уточненных Деклараций номер указывается последовательно ("1--", "2--", "3--" и так далее). Не допускается заполнение номера корректировки по уточненной Декларации без ранее представленной первичной Декларации.
"Об утверждении формы, порядка заполнения и формата представления налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в электронной форме"
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.10.2024 N 79975)При заполнении первичной Декларации и уточненных Деклараций за соответствующий налоговый период в поле "номер корректировки" проставляется сквозная нумерация, где номер корректировки для первичной Декларации принимает значение "0--", для уточненных Деклараций номер указывается последовательно ("1--", "2--", "3--" и так далее). Не допускается заполнение номера корректировки по уточненной Декларации без ранее представленной первичной Декларации.