Преимущественное право аренды муниципального земельного участка
Подборка наиболее важных документов по запросу Преимущественное право аренды муниципального земельного участка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 39.8 "Особенности договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности" ЗК РФ"Пунктом 15 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), вступившим в силу с 01.03.2015, предусмотрено специальное правило, что арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов."
Определение Верховного Суда РФ от 27.10.2023 N 309-ЭС23-20185 по делу N А47-16087/2021
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконными действий органа местного самоуправления по передаче на торги земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, признании недействительными договоров аренды, признании отсутствующим права аренды.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку обществом не доказаны законность, добросовестность и возмездность пользования спорными участками до регистрации права собственности муниципального образования, общество заявление о предоставлении участков в аренду не представляло, заявку на участие в торгах не подавало.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Отказывая Обществу в иске, суды исследовали и оценили представленные в материалы дела доказательства, правильно применили положения гражданского и земельного законодательства, Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и исходили из следующего: Общество не доказало факт длительного и правомерного использования спорных земельных участков, образованных из невостребованных земельных долей, до момента государственной регистрации права муниципальной собственности на них; ввиду отсутствия доказательств, подтверждающих наличие у Общества преимущественного права на приобретение указанных земельных участков в аренду без проведения торгов, заключенные ответчиками по результатам торгов спорные договоры аренды данных участка не нарушают права и законные интересы Общества.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконными действий органа местного самоуправления по передаче на торги земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, признании недействительными договоров аренды, признании отсутствующим права аренды.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку обществом не доказаны законность, добросовестность и возмездность пользования спорными участками до регистрации права собственности муниципального образования, общество заявление о предоставлении участков в аренду не представляло, заявку на участие в торгах не подавало.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Отказывая Обществу в иске, суды исследовали и оценили представленные в материалы дела доказательства, правильно применили положения гражданского и земельного законодательства, Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и исходили из следующего: Общество не доказало факт длительного и правомерного использования спорных земельных участков, образованных из невостребованных земельных долей, до момента государственной регистрации права муниципальной собственности на них; ввиду отсутствия доказательств, подтверждающих наличие у Общества преимущественного права на приобретение указанных земельных участков в аренду без проведения торгов, заключенные ответчиками по результатам торгов спорные договоры аренды данных участка не нарушают права и законные интересы Общества.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как предоставить в аренду государственный или муниципальный земельный участок
(КонсультантПлюс, 2024)Может ли быть предоставлено преимущественное право аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
(КонсультантПлюс, 2024)Может ли быть предоставлено преимущественное право аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
Статья: Реформа ограниченных вещных прав: все ли изменения обоснованны?
(Гребенкина И.А.)
("Закон", 2021, N 6)В то же время преимущество введения вещного права застройки наряду с сохранением института аренды в ситуации использования земли под строительство и эксплуатацию зданий, сооружений, не относящихся к многоквартирным домам, в следующем. По ст. 300.3 Законопроекта право застройки действует от 30 до 100 лет. По истечении данного срока земельные участки НЕ переходят в собственность застройщика, а остаются в собственности субъекта, который предоставил землю под застройку, что важно. В настоящий момент 90% земельных участков находятся в публичной собственности, но львиная доля их - это вечная мерзлота, земли, непригодные для проживания, хозяйственной деятельности. Действующее законодательство предоставляет застройщику, собственнику здания на арендованном государственном или муниципальном земельном участке, преимущественное право взять в аренду или выкупить такой земельный участок. В итоге это может привести к тому, что большую часть плодородной, инвестиционно привлекательной земли, некогда предоставленной в аренду для строительства, впоследствии выкупят в собственность. А когда земля в частной собственности, вопросы предоставления земли в аренду решаются не на торгах, размер арендной платы и другие ключевые аспекты для арендатора зависят от частного усмотрения арендодателя.
(Гребенкина И.А.)
("Закон", 2021, N 6)В то же время преимущество введения вещного права застройки наряду с сохранением института аренды в ситуации использования земли под строительство и эксплуатацию зданий, сооружений, не относящихся к многоквартирным домам, в следующем. По ст. 300.3 Законопроекта право застройки действует от 30 до 100 лет. По истечении данного срока земельные участки НЕ переходят в собственность застройщика, а остаются в собственности субъекта, который предоставил землю под застройку, что важно. В настоящий момент 90% земельных участков находятся в публичной собственности, но львиная доля их - это вечная мерзлота, земли, непригодные для проживания, хозяйственной деятельности. Действующее законодательство предоставляет застройщику, собственнику здания на арендованном государственном или муниципальном земельном участке, преимущественное право взять в аренду или выкупить такой земельный участок. В итоге это может привести к тому, что большую часть плодородной, инвестиционно привлекательной земли, некогда предоставленной в аренду для строительства, впоследствии выкупят в собственность. А когда земля в частной собственности, вопросы предоставления земли в аренду решаются не на торгах, размер арендной платы и другие ключевые аспекты для арендатора зависят от частного усмотрения арендодателя.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"1. В случае, если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, такие земельный участок (часть земельного участка) или доля должны быть отчуждены собственником. Отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должно быть осуществлено в течение года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Земельные участки или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенные после вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат отчуждению в течение года со дня возникновения права собственности на эти земельные участки или права собственности на доли в праве общей собственности на земельный участок. В случае отчуждения этих земельных участков или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения субъекту Российской Федерации либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальному образованию преимущественное право на заключение договора аренды этих земельных участков или выделенных в счет земельных долей земельных участков имеют лица, осуществляющие отчуждение этих земельных участков или земельных долей.
(ред. от 08.08.2024)
"Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"1. В случае, если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, такие земельный участок (часть земельного участка) или доля должны быть отчуждены собственником. Отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должно быть осуществлено в течение года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Земельные участки или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенные после вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат отчуждению в течение года со дня возникновения права собственности на эти земельные участки или права собственности на доли в праве общей собственности на земельный участок. В случае отчуждения этих земельных участков или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения субъекту Российской Федерации либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальному образованию преимущественное право на заключение договора аренды этих земельных участков или выделенных в счет земельных долей земельных участков имеют лица, осуществляющие отчуждение этих земельных участков или земельных долей.