Прекращение лицензии на пользование недрами
Подборка наиболее важных документов по запросу Прекращение лицензии на пользование недрами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 20 "Прекращение права пользования недрами" Закона РФ "О недрах""При таких обстоятельствах суды обоснованно признали, что Департамент, действуя в пределах предоставленных полномочий, установив по результатам административных процедур наличие оснований, предусмотренных частью 2 статьи 20 Закона о недрах, подпунктом 2 пункта 7 Порядка N 743/08, правомерно принял решение от 17.11.2022 о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии БЛГ 02792 БР."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 20 "Прекращение права пользования недрами" Закона РФ "О недрах""Нормы Закона N 2395-1, регулирующие порядок досрочного прекращения права пользования недрами, не являются императивными, устанавливающими безусловную обязанность лицензирующего органа при наличии перечисленных в статьях 20, 21 данного Закона оснований принять решение о досрочном прекращении лицензии на право пользования участками недр."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Оформление прав на публичные земельные участки для целей разработки месторождений полезных ископаемых: практические аспекты
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2024, N 5)На протяжении почти 20 лет в п. 4 ч. 1 ст. 12 "Содержание лицензии на пользование недрами" существовало требование о том, что лицензия должна содержать указание границ земельного участка, выделенного для ведения работ, связанных с пользованием недрами, а в соответствии с п. 6 в лицензии на пользование недрами должны были содержаться условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании не только недрами, но и земельными участками. Каким образом в лицензию на пользование недрами могла попасть информация о границах земельного участка и размере арендной платы за него при том, что по российскому законодательству земля и недра являются самостоятельными природными ресурсами, распоряжаются ими различные органы исполнительной власти, а платежи перечисляются по различным механизмам, было совершенно непонятно. К тому же эти нормы вступали во внутреннее противоречие с положениями ст. 25.1 Закона о недрах, регулирующей предоставление земельных участков для работ, связанных с пользованием недрами, согласно которой земельный участок, находящийся в публичной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии и оформления горного и (или) геологического отвода. Тем не менее Минэкономразвития России в одном из своих писем, ориентируясь исключительно на ст. 12 Закона о недрах, указало, что поскольку лицензия должна содержать указание на границы земельного участка, выделенного для ведения работ, связанных с пользованием недрами, и условия, связанные с платежами, то границы предоставляемого земельного участка и расчет размера арендной платы должны быть установлены до получения лицензии <22>. Вместе с тем, несмотря на то что в Законе о недрах имелась явная внутренняя коллизия, возникла тенденция к досрочному прекращению лицензии на право пользования недрами, если недропользователь не оформлял права на земельный участок, - на том основании, что тем самым нарушается одно из существенных лицензионных условий <23>. Верховный Суд РФ впоследствии присоединился к данной позиции, квалифицировав неисполнение обществом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на земельный участок как факт существенного нарушения условий лицензионного соглашения <24>.
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2024, N 5)На протяжении почти 20 лет в п. 4 ч. 1 ст. 12 "Содержание лицензии на пользование недрами" существовало требование о том, что лицензия должна содержать указание границ земельного участка, выделенного для ведения работ, связанных с пользованием недрами, а в соответствии с п. 6 в лицензии на пользование недрами должны были содержаться условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании не только недрами, но и земельными участками. Каким образом в лицензию на пользование недрами могла попасть информация о границах земельного участка и размере арендной платы за него при том, что по российскому законодательству земля и недра являются самостоятельными природными ресурсами, распоряжаются ими различные органы исполнительной власти, а платежи перечисляются по различным механизмам, было совершенно непонятно. К тому же эти нормы вступали во внутреннее противоречие с положениями ст. 25.1 Закона о недрах, регулирующей предоставление земельных участков для работ, связанных с пользованием недрами, согласно которой земельный участок, находящийся в публичной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии и оформления горного и (или) геологического отвода. Тем не менее Минэкономразвития России в одном из своих писем, ориентируясь исключительно на ст. 12 Закона о недрах, указало, что поскольку лицензия должна содержать указание на границы земельного участка, выделенного для ведения работ, связанных с пользованием недрами, и условия, связанные с платежами, то границы предоставляемого земельного участка и расчет размера арендной платы должны быть установлены до получения лицензии <22>. Вместе с тем, несмотря на то что в Законе о недрах имелась явная внутренняя коллизия, возникла тенденция к досрочному прекращению лицензии на право пользования недрами, если недропользователь не оформлял права на земельный участок, - на том основании, что тем самым нарушается одно из существенных лицензионных условий <23>. Верховный Суд РФ впоследствии присоединился к данной позиции, квалифицировав неисполнение обществом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на земельный участок как факт существенного нарушения условий лицензионного соглашения <24>.
Статья: Надлежащая административная процедура как общий принцип административного права
(Курындин П.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 5)Рассмотренная правовая позиция нашла отражение во многих делах, где надлежащая процедура связывается с правом на защиту <30>. Так, в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 июня 2022 г. N Ф04-2723/2022 по делу N А70-20133/2021 была использована позиция из упомянутого Обзора по спору о прекращении действия лицензии на пользование недрами. По оценке суда, "в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения". В связи с тем, что административным органом не был соблюден срок, установленный для устранения нарушений, т.е. была нарушена процедура в части трехмесячного срока до прекращения лицензии, решение было признано незаконным.
(Курындин П.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 5)Рассмотренная правовая позиция нашла отражение во многих делах, где надлежащая процедура связывается с правом на защиту <30>. Так, в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 июня 2022 г. N Ф04-2723/2022 по делу N А70-20133/2021 была использована позиция из упомянутого Обзора по спору о прекращении действия лицензии на пользование недрами. По оценке суда, "в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения". В связи с тем, что административным органом не был соблюден срок, установленный для устранения нарушений, т.е. была нарушена процедура в части трехмесячного срока до прекращения лицензии, решение было признано незаконным.
Нормативные акты
Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1
(ред. от 08.08.2024)
"О недрах"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)Если в процессе геологического изучения недр, осуществляемого, в том числе по совмещенной лицензии, пользователем недр, являющимся юридическим лицом с участием иностранных инвесторов или иностранным инвестором, открыто месторождение полезных ископаемых, по своим характеристикам отвечающее требованиям, установленным частью третьей настоящей статьи, Правительством Российской Федерации может быть принято решение об отказе в предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых на данном участке недр федерального значения такому лицу или в случае осуществления геологического изучения недр по совмещенной лицензии решение о прекращении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых на данном участке недр федерального значения при возникновении угрозы обороне страны и безопасности государства. Порядок принятия таких решений устанавливается Правительством Российской Федерации.
(ред. от 08.08.2024)
"О недрах"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)Если в процессе геологического изучения недр, осуществляемого, в том числе по совмещенной лицензии, пользователем недр, являющимся юридическим лицом с участием иностранных инвесторов или иностранным инвестором, открыто месторождение полезных ископаемых, по своим характеристикам отвечающее требованиям, установленным частью третьей настоящей статьи, Правительством Российской Федерации может быть принято решение об отказе в предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых на данном участке недр федерального значения такому лицу или в случае осуществления геологического изучения недр по совмещенной лицензии решение о прекращении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых на данном участке недр федерального значения при возникновении угрозы обороне страны и безопасности государства. Порядок принятия таких решений устанавливается Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон от 26.03.1998 N 41-ФЗ
(ред. от 29.12.2022)
"О драгоценных металлах и драгоценных камнях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)1. Прекращение, приостановление или ограничение действия лицензии на пользование участком недр в целях геологического изучения и разведки месторождений и добычи драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах".
(ред. от 29.12.2022)
"О драгоценных металлах и драгоценных камнях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)1. Прекращение, приостановление или ограничение действия лицензии на пользование участком недр в целях геологического изучения и разведки месторождений и добычи драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах".