Прекращение полномочий депутата представительного органа
Подборка наиболее важных документов по запросу Прекращение полномочий депутата представительного органа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 40 "Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления" Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""Такого основания прекращения полномочий депутата представительного органа местного самоуправления, как "выведение досрочно" из его состава не содержит ни Закон N 131-ФЗ, ни иные федеральные законы, принятые в соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 40 указанного Федерального закона."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 40 "Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления" Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""При этом судебная коллегия не может согласиться с выводами судов о том, что удовлетворение административных исковых требований прокурора повлечет вмешательство в нормотворческую деятельность представительного органа, поскольку в рассматриваемом случае необходимость прекращения полномочий депутата в связи с несоблюдением им установленных ограничений, является безальтернативным способом восстановления законности, то есть носит правообеспечительный характер, и от исполнения этой обязанности представительный орган уклониться не может. Надобность в возложении на административного ответчика обязанности по принятию решения о досрочном прекращении полномочий является прямым исполнением императивных требований части 11 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проект нового Закона о местном самоуправлении без самоуправления
(Болдырев О.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 2)Представляется, что усиление зависимости органов местного самоуправления от государственной власти (показательно, что в ст. 1 законопроекта "Местное самоуправление" упоминается Президент Российской Федерации) коррелирует, с одной стороны, с усилением зависимости региональных органов от Федерации (новый Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"), а с другой - с ограничением зависимости органов местного самоуправления от населения. Так, например, ст. 41 законопроекта, исчерпывающим перечнем закрепляющая формы непосредственной демократии на муниципальном уровне, не упоминает такую форму, как отзыв депутатов и выборных должностных лиц. Этот институт существовал на региональном и муниципальном уровне, хотя и в очень усеченном виде (что было предопределено несколькими решениями Конституционного Суда РФ <12>) и, как отмечал судья Конституционного Суда РФ В.О. Лучин в мнении к Постановлению от 7 июня 2000 г. N 10-П, являлся мерой "конституционной ответственности, возможность наступления которой обусловлена правом народа на непосредственное осуществление власти". Более того, судья Н.В. Витрук в мнении к Постановлению Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2002 г. N 7-П указал: "Право отзыва выборного должностного лица местного самоуправления предопределено самой природой и особенностями местного самоуправления. Ответственность выборных должностных лиц местного самоуправления в виде их отзыва при утрате доверия населения, в том числе за ненадлежащее исполнение публичных обязанностей, вытекает из природы местного самоуправления и отвечает принципам правового государства, закрепленным в Конституции Российской Федерации" <13>. Теперь от этого института предлагают отказаться. Население отозвать депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления не сможет, но при этом предусматривается возможность обращения высшего должностного лица субъекта РФ с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования (п. 3 ст. 30 законопроекта), и высшее же должностное лицо субъекта РФ вправе вынести предупреждение, объявить выговор главе муниципального образования, главе местной администрации (п. 7 ст. 29 законопроекта), отрешить их от должности (п. 4 ст. 30). То есть ответственность органов местного самоуправления, муниципальных депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением ослабляется, а перед государственной властью усиливается.
(Болдырев О.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 2)Представляется, что усиление зависимости органов местного самоуправления от государственной власти (показательно, что в ст. 1 законопроекта "Местное самоуправление" упоминается Президент Российской Федерации) коррелирует, с одной стороны, с усилением зависимости региональных органов от Федерации (новый Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"), а с другой - с ограничением зависимости органов местного самоуправления от населения. Так, например, ст. 41 законопроекта, исчерпывающим перечнем закрепляющая формы непосредственной демократии на муниципальном уровне, не упоминает такую форму, как отзыв депутатов и выборных должностных лиц. Этот институт существовал на региональном и муниципальном уровне, хотя и в очень усеченном виде (что было предопределено несколькими решениями Конституционного Суда РФ <12>) и, как отмечал судья Конституционного Суда РФ В.О. Лучин в мнении к Постановлению от 7 июня 2000 г. N 10-П, являлся мерой "конституционной ответственности, возможность наступления которой обусловлена правом народа на непосредственное осуществление власти". Более того, судья Н.В. Витрук в мнении к Постановлению Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2002 г. N 7-П указал: "Право отзыва выборного должностного лица местного самоуправления предопределено самой природой и особенностями местного самоуправления. Ответственность выборных должностных лиц местного самоуправления в виде их отзыва при утрате доверия населения, в том числе за ненадлежащее исполнение публичных обязанностей, вытекает из природы местного самоуправления и отвечает принципам правового государства, закрепленным в Конституции Российской Федерации" <13>. Теперь от этого института предлагают отказаться. Население отозвать депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления не сможет, но при этом предусматривается возможность обращения высшего должностного лица субъекта РФ с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования (п. 3 ст. 30 законопроекта), и высшее же должностное лицо субъекта РФ вправе вынести предупреждение, объявить выговор главе муниципального образования, главе местной администрации (п. 7 ст. 29 законопроекта), отрешить их от должности (п. 4 ст. 30). То есть ответственность органов местного самоуправления, муниципальных депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением ослабляется, а перед государственной властью усиливается.
Статья: Контроль законности деятельности органов местного самоуправления судами общей юрисдикции
(Семенов М.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2020, N 11)3. Признание неправомочным состава представительного органа муниципального образования (п. 13 ч. 1 ст. 20 КАС РФ). Данная функция на первый взгляд не требует юрисдикционного контроля. Представительный орган правомочен, если в его составе действует две трети депутатского корпуса. Чтобы установить подобный факт, казалось бы, достаточно действий мандатной комиссии органа народного представительства. Но мандатная комиссия - это не самостоятельный субъект муниципальных правоотношений, она действует в составе и под контролем представительного органа муниципального образования. Сам представительный орган не вправе давать оценку правомочности своего состава ввиду общепризнанного юридического принципа "нельзя быть судьей в собственном деле" (nemo judex in causa sua) <9>. Наконец, досрочное прекращение полномочий депутатов представительного органа может быть оспорено на предмет его законности и обоснованности. В силу того что неправомочность состава представительного органа влечет за собой досрочное прекращение его полномочий и назначение новых муниципальных выборов, данный "вопрос местного значения" поставлен под государственный контроль, причем вмешательство в эти правоотношения осуществляют суды общей юрисдикции субъектов РФ.
(Семенов М.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2020, N 11)3. Признание неправомочным состава представительного органа муниципального образования (п. 13 ч. 1 ст. 20 КАС РФ). Данная функция на первый взгляд не требует юрисдикционного контроля. Представительный орган правомочен, если в его составе действует две трети депутатского корпуса. Чтобы установить подобный факт, казалось бы, достаточно действий мандатной комиссии органа народного представительства. Но мандатная комиссия - это не самостоятельный субъект муниципальных правоотношений, она действует в составе и под контролем представительного органа муниципального образования. Сам представительный орган не вправе давать оценку правомочности своего состава ввиду общепризнанного юридического принципа "нельзя быть судьей в собственном деле" (nemo judex in causa sua) <9>. Наконец, досрочное прекращение полномочий депутатов представительного органа может быть оспорено на предмет его законности и обоснованности. В силу того что неправомочность состава представительного органа влечет за собой досрочное прекращение его полномочий и назначение новых муниципальных выборов, данный "вопрос местного значения" поставлен под государственный контроль, причем вмешательство в эти правоотношения осуществляют суды общей юрисдикции субъектов РФ.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)9. Если на день принятия решения о назначении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации представительный орган муниципального образования не сформирован и (или) глава муниципального образования не избран, в том числе в связи с досрочным прекращением соответствующих полномочий, число депутатов такого представительного органа, определенное уставом муниципального образования, и (или) глава этого муниципального образования не учитываются при установлении числа лиц, необходимого для поддержки кандидата.
(ред. от 08.08.2024)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)9. Если на день принятия решения о назначении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации представительный орган муниципального образования не сформирован и (или) глава муниципального образования не избран, в том числе в связи с досрочным прекращением соответствующих полномочий, число депутатов такого представительного органа, определенное уставом муниципального образования, и (или) глава этого муниципального образования не учитываются при установлении числа лиц, необходимого для поддержки кандидата.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)Установленное пунктом 3 части 2 настоящей статьи требование о прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования не применяется к депутату представительного органа муниципального образования, избранному главой муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, в котором в соответствии с уставом данного муниципального образования предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.
(ред. от 08.08.2024)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)Установленное пунктом 3 части 2 настоящей статьи требование о прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования не применяется к депутату представительного органа муниципального образования, избранному главой муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, в котором в соответствии с уставом данного муниципального образования предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.