Преобразование муниципальных образований путем объединения
Подборка наиболее важных документов по запросу Преобразование муниципальных образований путем объединения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации (новое поступление): Преобразование и объединение муниципальных образований
(КонсультантПлюс, 2024)...По результатам публичных слушаний населением в Хорольском муниципальном районе, Благодатненском сельском поселении, Лучкинском сельском поселении, Хорольском сельском поселении выражено согласие на преобразование поселений, входящих в состав муниципального района, путем их объединения в муниципальный округ, о чем оформлены итоговые документы публичных слушаний...
(КонсультантПлюс, 2024)...По результатам публичных слушаний населением в Хорольском муниципальном районе, Благодатненском сельском поселении, Лучкинском сельском поселении, Хорольском сельском поселении выражено согласие на преобразование поселений, входящих в состав муниципального района, путем их объединения в муниципальный округ, о чем оформлены итоговые документы публичных слушаний...
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 07.12.2022 N 88-32476/2022
Категория спора: Социальный наем жилья.
Требования нанимателя: 1) О переселении из занимаемого жилого помещения; 2) О снятии с регистрационного учета, обязании заключить договор социального найма.
Обстоятельства: Ответчики до настоящего времени занимают комнату в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу; предоставляемое ответчице и членам ее семьи жилое помещение отвечает требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно благоустроено применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначно по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечает установленным требованиям и находится в черте данного населенного пункта.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено.Основанием для отмены решения послужили те обстоятельства, что понятие населенного пункта применительно к ст. 86, ч. 1 ст. 89 ЖК РФ, регулирующим порядок предоставления благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома не является равнозначным понятию городской округ. Преобразование городского округа Балашиха и городского округа Железнодорожный путем объединения во вновь образованное муниципальное образование и наделение его статусом городского округа Балашиха повлекло изменение территориальной организации местного самоуправления. Однако, данное обстоятельство не свидетельствует о нахождении предоставляемой в порядке ст. 83, ч. 1 ст. 89 ЖК РФ квартиры в черте ранее занимаемого помещения в г. Балашиха.
Категория спора: Социальный наем жилья.
Требования нанимателя: 1) О переселении из занимаемого жилого помещения; 2) О снятии с регистрационного учета, обязании заключить договор социального найма.
Обстоятельства: Ответчики до настоящего времени занимают комнату в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу; предоставляемое ответчице и членам ее семьи жилое помещение отвечает требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно благоустроено применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначно по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечает установленным требованиям и находится в черте данного населенного пункта.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено.Основанием для отмены решения послужили те обстоятельства, что понятие населенного пункта применительно к ст. 86, ч. 1 ст. 89 ЖК РФ, регулирующим порядок предоставления благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома не является равнозначным понятию городской округ. Преобразование городского округа Балашиха и городского округа Железнодорожный путем объединения во вновь образованное муниципальное образование и наделение его статусом городского округа Балашиха повлекло изменение территориальной организации местного самоуправления. Однако, данное обстоятельство не свидетельствует о нахождении предоставляемой в порядке ст. 83, ч. 1 ст. 89 ЖК РФ квартиры в черте ранее занимаемого помещения в г. Балашиха.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституционные преобразования: перенастройка российского местного самоуправления
(Нанба С.Б.)
("Журнал российского права", 2021, N 6)Территориальное устройство местного самоуправления: поиск оптимальной модели. В последние годы во многих государствах, особенно Европы, территориальная организация местного самоуправления подвергается трансформации. В частности, в период с 2008 по 2017 г. в 15 европейских странах были проведены территориальные реформы, в результате которых число муниципалитетов сократилось более чем на 5 тыс. единиц <10>. Наиболее характерным проявлением этой тенденции является преобразование муниципальных образований путем их объединения. Соответствующие реформы обновили территориальную карту организации местной власти и меньшие муниципальные единицы объединились в более крупные <11>.
(Нанба С.Б.)
("Журнал российского права", 2021, N 6)Территориальное устройство местного самоуправления: поиск оптимальной модели. В последние годы во многих государствах, особенно Европы, территориальная организация местного самоуправления подвергается трансформации. В частности, в период с 2008 по 2017 г. в 15 европейских странах были проведены территориальные реформы, в результате которых число муниципалитетов сократилось более чем на 5 тыс. единиц <10>. Наиболее характерным проявлением этой тенденции является преобразование муниципальных образований путем их объединения. Соответствующие реформы обновили территориальную карту организации местной власти и меньшие муниципальные единицы объединились в более крупные <11>.
Статья: Проект нового Закона о местном самоуправлении без самоуправления
(Болдырев О.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 2)В 2010-е годы субъекты РФ взяли курс на укрупнение муниципальных образований (путем объединения поселений, а также путем косвенного "преобразования" муниципальных районов в городские округа, допустимость чего подвергалась сомнению специалистов, но была поддержана правоприменительной практикой начиная с решения Нижегородского областного суда от 05.03.2012 по делу N 3-25/2012 <4>), что бросило вызов "поселенческой составляющей" и скорее содействовало отдалению местного самоуправления от населения.
(Болдырев О.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 2)В 2010-е годы субъекты РФ взяли курс на укрупнение муниципальных образований (путем объединения поселений, а также путем косвенного "преобразования" муниципальных районов в городские округа, допустимость чего подвергалась сомнению специалистов, но была поддержана правоприменительной практикой начиная с решения Нижегородского областного суда от 05.03.2012 по делу N 3-25/2012 <4>), что бросило вызов "поселенческой составляющей" и скорее содействовало отдалению местного самоуправления от населения.
Нормативные акты
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 13.07.2024, с изм. от 30.09.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)4.1. В случае преобразования муниципальных образований путем объединения двух и более муниципальных образований для расчета доли дотаций (без учета дотаций местным бюджетам, предоставленных в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей, в том числе показателей социально-экономического развития муниципальных образований, и (или) поощрения за лучшие практики деятельности органов местного самоуправления) и (или) налоговых доходов в доходах местных бюджетов в целях оценки необходимости применения ограничений для преобразованного муниципального образования в соответствии с пунктами 2 - 4 настоящей статьи учитывается общий объем поступивших в бюджеты объединяемых муниципальных образований в течение трех последних отчетных финансовых лет:
(ред. от 13.07.2024, с изм. от 30.09.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)4.1. В случае преобразования муниципальных образований путем объединения двух и более муниципальных образований для расчета доли дотаций (без учета дотаций местным бюджетам, предоставленных в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей, в том числе показателей социально-экономического развития муниципальных образований, и (или) поощрения за лучшие практики деятельности органов местного самоуправления) и (или) налоговых доходов в доходах местных бюджетов в целях оценки необходимости применения ограничений для преобразованного муниципального образования в соответствии с пунктами 2 - 4 настоящей статьи учитывается общий объем поступивших в бюджеты объединяемых муниципальных образований в течение трех последних отчетных финансовых лет:
Постановление Конституционного Суда РФ от 30.11.2000 N 15-П
"По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 года "О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области"Из указанных положений Конституции Российской Федерации, конкретизированных в Федеральном законе от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 11 статьи 5, пункт 3 статьи 13), во взаимосвязи с другими ее предписаниями, регулирующими федеративное устройство и разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами (статья 1, часть 1; статья 5, части 2 и 3; статья 11, части 2 и 3; статьи 71, 72 и 73), вытекает, что субъект Российской Федерации вправе определять порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований.
"По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 года "О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области"Из указанных положений Конституции Российской Федерации, конкретизированных в Федеральном законе от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 11 статьи 5, пункт 3 статьи 13), во взаимосвязи с другими ее предписаниями, регулирующими федеративное устройство и разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами (статья 1, часть 1; статья 5, части 2 и 3; статья 11, части 2 и 3; статьи 71, 72 и 73), вытекает, что субъект Российской Федерации вправе определять порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований.