Президент РФ может быть отрешен от должности
Подборка наиболее важных документов по запросу Президент РФ может быть отрешен от должности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституционно-правовая ответственность: старые проблемы и новые решения
(Чухарев М.Д.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)Приведем пример из Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" <8>. Так, п. 3 ч. 1 ст. 28 Закона указывает на возможность Президента РФ отрешить от должности высшее должностное лицо субъекта в связи с утратой доверия. Данное основание предоставляет Президенту широкое усмотрение. В данном случае поводом может стать даже не нарушение законодательства РФ высшим должностным лицом субъекта, а, например, принятие решений, которые не соответствуют представлениям федеральной власти относительно проводимой политики. Разумеется, это можно расценивать как меру политического влияния, облеченную в правовую форму. Образование института права для подобных оснований отрешения "с усмотрением вышестоящих лиц" представляется затруднительным, поскольку при попытке это сделать будет невозможно создать хотя бы одну норму в качестве "общей части" или "общего правила" для данных случаев. Имеет место рядовое полномочие вышестоящего должностного лица прекратить полномочия нижестоящего. Что же касается ситуаций, когда имеется решение суда, то данный случай вызывает некоторые трудности, которые связаны именно с установлением судом нарушения со стороны должностных лиц. Если суд устанавливает нарушение законодательства РФ должностным лицом, то возникает вопрос о том, какая именно ответственность должностного лица присутствует в данном случае. А дальнейшее прекращение его деятельности в силу установления судом факта нарушения законодательства является ли продолжением самого решения суда или является чем-то отдельным?
(Чухарев М.Д.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)Приведем пример из Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" <8>. Так, п. 3 ч. 1 ст. 28 Закона указывает на возможность Президента РФ отрешить от должности высшее должностное лицо субъекта в связи с утратой доверия. Данное основание предоставляет Президенту широкое усмотрение. В данном случае поводом может стать даже не нарушение законодательства РФ высшим должностным лицом субъекта, а, например, принятие решений, которые не соответствуют представлениям федеральной власти относительно проводимой политики. Разумеется, это можно расценивать как меру политического влияния, облеченную в правовую форму. Образование института права для подобных оснований отрешения "с усмотрением вышестоящих лиц" представляется затруднительным, поскольку при попытке это сделать будет невозможно создать хотя бы одну норму в качестве "общей части" или "общего правила" для данных случаев. Имеет место рядовое полномочие вышестоящего должностного лица прекратить полномочия нижестоящего. Что же касается ситуаций, когда имеется решение суда, то данный случай вызывает некоторые трудности, которые связаны именно с установлением судом нарушения со стороны должностных лиц. Если суд устанавливает нарушение законодательства РФ должностным лицом, то возникает вопрос о том, какая именно ответственность должностного лица присутствует в данном случае. А дальнейшее прекращение его деятельности в силу установления судом факта нарушения законодательства является ли продолжением самого решения суда или является чем-то отдельным?
Статья: Изменение баланса разделения властей в ходе подготовки и реализации конституционной реформы 2020 г.
(Дробот С.Е.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 6)Изменению баланса властей может способствовать и институт пожизненного сенаторства Президента РФ, прекратившего исполнение своих обязанностей, который позволяет бывшему Президенту РФ возглавить верхнюю палату Федерального Собрания. Конституционная реформа 2020 г. допустила возможность пожизненного сенаторства экс-президента в совокупности с некоторым усилением властных полномочий верхней палаты российского парламента. Изначально Совет Федерации имел ряд значительных стратегических полномочий в области внешней политики, охраны суверенитета страны и безопасности государства: 1) утверждение решений Президента РФ о введении особых режимов военного и чрезвычайного положения; 2) обязательное участие в решении вопросов войны и мира, изменения государственной границы, ратификации и денонсации международных договоров; 3) решение вопроса об использовании Вооруженных Сил РФ заграницей. Кроме того, именно Совет Федерации может отрешить от должности Президента РФ. Таким образом, Совет Федерации наряду с Президентом РФ и Конституционным Судом РФ выступает важнейшим элементом механизма охраны Конституции РФ. Конституционная модернизация 2020 г. усиливает этот элемент статуса верхней палаты, введя институт обязательных консультаций главы государства с Советом Федерации по кандидатурам министров силового и внешнеполитического блока Правительства РФ. Усиливается конституционно-охранительная функция верхней палаты и посредством нового полномочия по привлечению к конституционной ответственности (отрешению от должности) судей высших судов, судей кассационных и апелляционных судов. Регламент Совета Федерации предусматривает, что Председатель Совета Федерации избирается палатой из числа сенаторов. Действующая редакция Регламента не учитывает конституционные преобразования состава верхней палаты и устанавливает (ст. 15), что Председатель избирается из числа сенаторов, представляющих законодательные или высшие исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации. При этом срок полномочий избранного председателя равен сроку его полномочий в качестве сенатора. Конституционные новации 2020 г. потребуют учета усложнения состава Совета Федерации и, как следствие, создания регламентарными нормами механизма избрания председателя верхней палаты и из числа сенаторов - представителей Российской Федерации в Совете Федерации, назначаемых Президентом РФ, а также из числа Президентов РФ, прекративших свои полномочия и реализовавших право на пожизненное сенаторство. В последнем случае возможно избрание пожизненного Председателя Совета Федерации, поскольку из смысла Конституции РФ вытекает, что верхняя палата не имеет срока полномочий (срок полномочий имеют только члены верхней палаты), а из конституционных положений не следует необходимость периодичного переизбрания председателя верхней палаты либо его избрания на определенный срок.
(Дробот С.Е.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 6)Изменению баланса властей может способствовать и институт пожизненного сенаторства Президента РФ, прекратившего исполнение своих обязанностей, который позволяет бывшему Президенту РФ возглавить верхнюю палату Федерального Собрания. Конституционная реформа 2020 г. допустила возможность пожизненного сенаторства экс-президента в совокупности с некоторым усилением властных полномочий верхней палаты российского парламента. Изначально Совет Федерации имел ряд значительных стратегических полномочий в области внешней политики, охраны суверенитета страны и безопасности государства: 1) утверждение решений Президента РФ о введении особых режимов военного и чрезвычайного положения; 2) обязательное участие в решении вопросов войны и мира, изменения государственной границы, ратификации и денонсации международных договоров; 3) решение вопроса об использовании Вооруженных Сил РФ заграницей. Кроме того, именно Совет Федерации может отрешить от должности Президента РФ. Таким образом, Совет Федерации наряду с Президентом РФ и Конституционным Судом РФ выступает важнейшим элементом механизма охраны Конституции РФ. Конституционная модернизация 2020 г. усиливает этот элемент статуса верхней палаты, введя институт обязательных консультаций главы государства с Советом Федерации по кандидатурам министров силового и внешнеполитического блока Правительства РФ. Усиливается конституционно-охранительная функция верхней палаты и посредством нового полномочия по привлечению к конституционной ответственности (отрешению от должности) судей высших судов, судей кассационных и апелляционных судов. Регламент Совета Федерации предусматривает, что Председатель Совета Федерации избирается палатой из числа сенаторов. Действующая редакция Регламента не учитывает конституционные преобразования состава верхней палаты и устанавливает (ст. 15), что Председатель избирается из числа сенаторов, представляющих законодательные или высшие исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации. При этом срок полномочий избранного председателя равен сроку его полномочий в качестве сенатора. Конституционные новации 2020 г. потребуют учета усложнения состава Совета Федерации и, как следствие, создания регламентарными нормами механизма избрания председателя верхней палаты и из числа сенаторов - представителей Российской Федерации в Совете Федерации, назначаемых Президентом РФ, а также из числа Президентов РФ, прекративших свои полномочия и реализовавших право на пожизненное сенаторство. В последнем случае возможно избрание пожизненного Председателя Совета Федерации, поскольку из смысла Конституции РФ вытекает, что верхняя палата не имеет срока полномочий (срок полномочий имеют только члены верхней палаты), а из конституционных положений не следует необходимость периодичного переизбрания председателя верхней палаты либо его избрания на определенный срок.
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности, а Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, лишен неприкосновенности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации, как действующего, так и прекратившего исполнение своих полномочий, признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности, а Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, лишен неприкосновенности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации, как действующего, так и прекратившего исполнение своих полномочий, признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ
"О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти"1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности, а Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, лишен неприкосновенности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации, как действующего, так и прекратившего исполнение своих полномочий, признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
"О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти"1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности, а Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, лишен неприкосновенности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации, как действующего, так и прекратившего исполнение своих полномочий, признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.