Презумпция согласия на изъятие органов
Подборка наиболее важных документов по запросу Презумпция согласия на изъятие органов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу о модификации права человека на отказ от аутопсии в современных условиях (новые вызовы XXI века)
(Михайлова А.С.)
("Медицинское право", 2024, N 3)Статья 5 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (в послед. ред.) содержит норму-требование о достойном отношении к телу человека после его смерти, которая предусматривает возможность лица в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме выразить согласие или несогласие быть подвергнутым патолого-анатомическому вскрытию (аутопсии), а также согласие или несогласие на изъятие органов и (или) тканей из его тела (при этом, в случае отсутствия волеизъявления умершего, право на разрешение перечисленных действий имеют супруг, близкие родственники, иные родственники либо законный представитель умершего, а при их отсутствии - иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего). Данная статья коррелирует еще с тремя, о которых следует упомянуть. Во-первых, Закон РФ от 22 декабря 1992 г. N 4180-1 "О трансплантации органов и (или) тканей человека" (в послед. ред.) содержит ст. 8, закрепляющую презумпцию согласия на изъятие органов и (или) тканей человека, которая конкретизирует, что изъятие не допускается, если медицинская организация на момент такого изъятия поставлена в известность о заявленном при жизни несогласии совершеннолетнего дееспособного лица либо иных лиц, имеющих право принимать такое решение (заметим, что данная норма с момента своего появления вызывала различные суждения, в том числе критического плана, в частности, заслуживает упоминания мнение С.С. Тихоновой и М.Д. Прилукова, которые, акцентируя внимание на особой социальной значимости донорства и развития трансплантологии, все-таки предложили заменить презумпцию согласия <6> на модель осознанного принятия гражданами решения становиться донорами или нет после смерти, с оформлением соответствующего согласия). Во-вторых, это ст. 68 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", согласно которой тело, органы и ткани умершего человека могут использоваться в медицинских, научных и учебных целях при наличии письменного волеизъявления лица, сделанного им при жизни и нотариально удостоверенного, а также если тело не востребовано. В-третьих, ст. 67 того же Закона предусматривает, что "по религиозным мотивам при наличии письменного заявления супруга или близкого родственника, а при их отсутствии - иных родственников либо законного представителя умершего или при волеизъявлении самого умершего, сделанном им при жизни, патолого-анатомическое вскрытие не производится" (однако из этого общего правила есть целый ряд исключений, случаев, когда по Закону аутопсия все-таки должна проводиться).
(Михайлова А.С.)
("Медицинское право", 2024, N 3)Статья 5 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (в послед. ред.) содержит норму-требование о достойном отношении к телу человека после его смерти, которая предусматривает возможность лица в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме выразить согласие или несогласие быть подвергнутым патолого-анатомическому вскрытию (аутопсии), а также согласие или несогласие на изъятие органов и (или) тканей из его тела (при этом, в случае отсутствия волеизъявления умершего, право на разрешение перечисленных действий имеют супруг, близкие родственники, иные родственники либо законный представитель умершего, а при их отсутствии - иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего). Данная статья коррелирует еще с тремя, о которых следует упомянуть. Во-первых, Закон РФ от 22 декабря 1992 г. N 4180-1 "О трансплантации органов и (или) тканей человека" (в послед. ред.) содержит ст. 8, закрепляющую презумпцию согласия на изъятие органов и (или) тканей человека, которая конкретизирует, что изъятие не допускается, если медицинская организация на момент такого изъятия поставлена в известность о заявленном при жизни несогласии совершеннолетнего дееспособного лица либо иных лиц, имеющих право принимать такое решение (заметим, что данная норма с момента своего появления вызывала различные суждения, в том числе критического плана, в частности, заслуживает упоминания мнение С.С. Тихоновой и М.Д. Прилукова, которые, акцентируя внимание на особой социальной значимости донорства и развития трансплантологии, все-таки предложили заменить презумпцию согласия <6> на модель осознанного принятия гражданами решения становиться донорами или нет после смерти, с оформлением соответствующего согласия). Во-вторых, это ст. 68 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", согласно которой тело, органы и ткани умершего человека могут использоваться в медицинских, научных и учебных целях при наличии письменного волеизъявления лица, сделанного им при жизни и нотариально удостоверенного, а также если тело не востребовано. В-третьих, ст. 67 того же Закона предусматривает, что "по религиозным мотивам при наличии письменного заявления супруга или близкого родственника, а при их отсутствии - иных родственников либо законного представителя умершего или при волеизъявлении самого умершего, сделанном им при жизни, патолого-анатомическое вскрытие не производится" (однако из этого общего правила есть целый ряд исключений, случаев, когда по Закону аутопсия все-таки должна проводиться).
Статья: Цивилистические основания донорства
(Киктенко К.Г., Кирилина А.А.)
("Закон", 2023, N 8)Нынешнее толкование, которое остается на совести судей КС РФ, де-факто привело наше государство к легализации черного рынка органов и тканей. Именно поэтому сегодня никто не может быть уверен в том, что его родные и близкие, ушедшие из жизни, не были подвергнуты принудительному изъятию органов. Законом предусмотрено не правило, конкретизирующее меру свободы лица, а юридическая ловушка. Такая позиция не является трагической случайностью, поскольку государство нуждается в донорах. Согласно статистике Российского трансплантологического общества посмертных доноров почти вдвое больше, чем родственных доноров (564 против 332 соответственно) <97>. И вместо продвижения идеи сознательного прижизненного или посмертного донорства среди населения, а также качественной законодательной работы государство избрало нетранспарентный путь, позволяющий произвольно вмешиваться в жизнь человека. Обоснование этого пути можно встретить в одном из судебных актов: "Законодатель в данном случае избрал модель презумпции согласия на изъятие органов и (или) тканей человека после его смерти, трактующую невыражение самим лицом, его близкими родственниками или законными представителями своей воли либо отсутствие соответствующих документов, фиксирующих ту или иную волю, как наличие положительного волеизъявления на осуществление такого изъятия - при том, что никто после смерти не может быть подвергнут данной процедуре, если известно об отрицательном отношении к этому самого лица, его близких родственников, законных представителей.
(Киктенко К.Г., Кирилина А.А.)
("Закон", 2023, N 8)Нынешнее толкование, которое остается на совести судей КС РФ, де-факто привело наше государство к легализации черного рынка органов и тканей. Именно поэтому сегодня никто не может быть уверен в том, что его родные и близкие, ушедшие из жизни, не были подвергнуты принудительному изъятию органов. Законом предусмотрено не правило, конкретизирующее меру свободы лица, а юридическая ловушка. Такая позиция не является трагической случайностью, поскольку государство нуждается в донорах. Согласно статистике Российского трансплантологического общества посмертных доноров почти вдвое больше, чем родственных доноров (564 против 332 соответственно) <97>. И вместо продвижения идеи сознательного прижизненного или посмертного донорства среди населения, а также качественной законодательной работы государство избрало нетранспарентный путь, позволяющий произвольно вмешиваться в жизнь человека. Обоснование этого пути можно встретить в одном из судебных актов: "Законодатель в данном случае избрал модель презумпции согласия на изъятие органов и (или) тканей человека после его смерти, трактующую невыражение самим лицом, его близкими родственниками или законными представителями своей воли либо отсутствие соответствующих документов, фиксирующих ту или иную волю, как наличие положительного волеизъявления на осуществление такого изъятия - при том, что никто после смерти не может быть подвергнут данной процедуре, если известно об отрицательном отношении к этому самого лица, его близких родственников, законных представителей.
Нормативные акты
Закон РФ от 22.12.1992 N 4180-1
(ред. от 01.05.2022)
"О трансплантации органов и (или) тканей человека"Статья 8. Презумпция согласия на изъятие органов и (или) тканей
(ред. от 01.05.2022)
"О трансплантации органов и (или) тканей человека"Статья 8. Презумпция согласия на изъятие органов и (или) тканей