Прибрежная защитная полоса предоставление земельного участка
Подборка наиболее важных документов по запросу Прибрежная защитная полоса предоставление земельного участка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 23.08.2023 N 66а-715/2023 (УИД 47OS0000-01-2023-000031-35)
Об оставлении без изменения решения Ленинградского областного суда от 21.04.2023 о признании не действующими в части приказа Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 27.06.2017 N 35 "Об утверждении внесения изменений в Правила землепользования и застройки применительно к части территории муниципального образования Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области - населенного пункта город Новая Ладога" и части 2 "Карты зон с особыми условиями использования территорий".Отказывая в удовлетворении административных требований истца о признании недействующей части 2 "Карты зон с особыми условиями использования территорий", в части установления зоны с особыми условиями использования территорий Н-5 - прибрежная защитная полоса в границах земельного участка с кадастровым номером N, суд, с учетом предоставленной информации Невско-Ладожского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, исходил из того, что отсутствие внесенных сведений о границах прибрежных защитных полос и водоохранных зон в Едином государственном реестре недвижимости и Государственном водном реестре не исключает фактическое расположение земельных участков в данных границах.
Об оставлении без изменения решения Ленинградского областного суда от 21.04.2023 о признании не действующими в части приказа Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 27.06.2017 N 35 "Об утверждении внесения изменений в Правила землепользования и застройки применительно к части территории муниципального образования Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области - населенного пункта город Новая Ладога" и части 2 "Карты зон с особыми условиями использования территорий".Отказывая в удовлетворении административных требований истца о признании недействующей части 2 "Карты зон с особыми условиями использования территорий", в части установления зоны с особыми условиями использования территорий Н-5 - прибрежная защитная полоса в границах земельного участка с кадастровым номером N, суд, с учетом предоставленной информации Невско-Ладожского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, исходил из того, что отсутствие внесенных сведений о границах прибрежных защитных полос и водоохранных зон в Едином государственном реестре недвижимости и Государственном водном реестре не исключает фактическое расположение земельных участков в данных границах.
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2024 N 15АП-10798/2024, 15АП-12389/2024 по делу N А32-25210/2023
Требование: О расторжении договора аренды земельного участка.
Решение: Требование удовлетворено.Нахождение части земельного участка в водоохранной зоне реки, прибрежной защитной полосе, зонах затопления и подтопления, не исключает предоставление такого участка в аренду для сельскохозяйственного использования и не является достаточным основанием ни для признания договора аренды недействительной сделкой, ни для расторжения договора аренды земельного участка, но накладывает на арендатора такого участка дополнительные ограничения, связанные с публично-правовым режимом данных территориальных зон.
Требование: О расторжении договора аренды земельного участка.
Решение: Требование удовлетворено.Нахождение части земельного участка в водоохранной зоне реки, прибрежной защитной полосе, зонах затопления и подтопления, не исключает предоставление такого участка в аренду для сельскохозяйственного использования и не является достаточным основанием ни для признания договора аренды недействительной сделкой, ни для расторжения договора аренды земельного участка, но накладывает на арендатора такого участка дополнительные ограничения, связанные с публично-правовым режимом данных территориальных зон.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Юридический справочник застройщика"
(7-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Важным является вопрос оборотоспособности земельных участков, находящихся в пределах водоохранных зон. В соответствии со ст. 27 ЗК РФ ограничения оборотоспособности таких участков не установлены. Судебной практикой также подтверждается, что действующее законодательство не содержит запрета на предоставление земельных участков, которые расположены в пределах водоохранной зоны. Следует учитывать лишь установленные ст. 65 ВК РФ ограничения хозяйственной и иной деятельности <1>. Аналогичной является ситуация с предоставлением в собственность земельных участков, расположенных в прибрежных защитных полосах <2>.
(7-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Важным является вопрос оборотоспособности земельных участков, находящихся в пределах водоохранных зон. В соответствии со ст. 27 ЗК РФ ограничения оборотоспособности таких участков не установлены. Судебной практикой также подтверждается, что действующее законодательство не содержит запрета на предоставление земельных участков, которые расположены в пределах водоохранной зоны. Следует учитывать лишь установленные ст. 65 ВК РФ ограничения хозяйственной и иной деятельности <1>. Аналогичной является ситуация с предоставлением в собственность земельных участков, расположенных в прибрежных защитных полосах <2>.
Статья: Листвянка-Сити на 5,6 тыс. кв. метров снесут?
(Бедарева А.)
("Жилищное право", 2020, N 4)Так, по одному из дел прокуратура обратилась в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительным Постановления администрации муниципального образования. Как было установлено, администрация Постановлением от 29.11.2004 N 391 приняла решение о продаже в собственность МММ земельного участка. Прокуратура же указывала, что данный земельный участок находится в водоохранной зоне и частично в прибрежной защитной полосе Псково-Чудского водоема и предоставлен в собственность МММ в нарушение ст. 112 Водного кодекса Российской Федерации без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда. Суд встал на сторону прокуратуры, указав, что, поскольку предоставление названного земельного участка в собственность МММ администрация осуществила без согласования с водным управлением, арбитражный суд правомерно признал оспариваемое Постановление не соответствующим требованиям ст. 112 Водного кодекса Российской Федерации 1995 года. Суд указал, что оспариваемое Постановление нарушает законные интересы Российской Федерации как собственника Псково-Чудского озера - трансграничного водного объекта рыбохозяйственного значения - и интересы организаций и жителей близлежащих к озеру и участку территорий, имеющих право на благоприятную окружающую, в том числе водную, среду, чистую воду, отвечающую санитарными экологическим требованиям.
(Бедарева А.)
("Жилищное право", 2020, N 4)Так, по одному из дел прокуратура обратилась в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительным Постановления администрации муниципального образования. Как было установлено, администрация Постановлением от 29.11.2004 N 391 приняла решение о продаже в собственность МММ земельного участка. Прокуратура же указывала, что данный земельный участок находится в водоохранной зоне и частично в прибрежной защитной полосе Псково-Чудского водоема и предоставлен в собственность МММ в нарушение ст. 112 Водного кодекса Российской Федерации без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда. Суд встал на сторону прокуратуры, указав, что, поскольку предоставление названного земельного участка в собственность МММ администрация осуществила без согласования с водным управлением, арбитражный суд правомерно признал оспариваемое Постановление не соответствующим требованиям ст. 112 Водного кодекса Российской Федерации 1995 года. Суд указал, что оспариваемое Постановление нарушает законные интересы Российской Федерации как собственника Псково-Чудского озера - трансграничного водного объекта рыбохозяйственного значения - и интересы организаций и жителей близлежащих к озеру и участку территорий, имеющих право на благоприятную окружающую, в том числе водную, среду, чистую воду, отвечающую санитарными экологическим требованиям.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)Судом установлено, что ответчик на основании лицензии осуществляет деятельность по эксплуатации химически опасных производственных отходов, производству пластмасс и синтетических смол в первичных формах, производству прочих основных органических химических веществ, красок и лаков на основе полимеров и иных химических продуктов. В производственной деятельности им используются высокотоксичные вещества и вещества, представляющие опасность для окружающей среды. Деятельность осуществляется на арендованном земельном участке, полностью входящем в границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водохранилища.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)Судом установлено, что ответчик на основании лицензии осуществляет деятельность по эксплуатации химически опасных производственных отходов, производству пластмасс и синтетических смол в первичных формах, производству прочих основных органических химических веществ, красок и лаков на основе полимеров и иных химических продуктов. В производственной деятельности им используются высокотоксичные вещества и вещества, представляющие опасность для окружающей среды. Деятельность осуществляется на арендованном земельном участке, полностью входящем в границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водохранилища.
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)6. Не допускается проведение иных экспертиз проектной документации, за исключением экспертизы проектной документации, предусмотренной настоящей статьей, государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, а также государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, в границах Байкальской природной территории и в Арктической зоне Российской Федерации, проектной документации объектов капитального строительства, предусмотренных Федеральным законом от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, проектной документации автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов в случаях, если такие автозаправочные станции и склады горюче-смазочных материалов планируются к строительству и реконструкции в границах водоохранных зон на территориях портов, проектной документации специализированных хранилищ агрохимикатов, аммиака, метанола, аммиачной селитры и нитрата калия, если такие хранилища планируются к строительству и реконструкции в границах водоохранных зон на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности или предназначены для обеспечения бесперебойного и надежного функционирования размещенных на территории Калининградской области электрических станций установленной генерирующей мощностью 100 МВт и выше, проектной документации объектов размещения отходов, объектов обезвреживания отходов, искусственных земельных участков на водных объектах, проектной документации объектов, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением проектной документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа.
(ред. от 08.08.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)6. Не допускается проведение иных экспертиз проектной документации, за исключением экспертизы проектной документации, предусмотренной настоящей статьей, государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, а также государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, в границах Байкальской природной территории и в Арктической зоне Российской Федерации, проектной документации объектов капитального строительства, предусмотренных Федеральным законом от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, проектной документации автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов в случаях, если такие автозаправочные станции и склады горюче-смазочных материалов планируются к строительству и реконструкции в границах водоохранных зон на территориях портов, проектной документации специализированных хранилищ агрохимикатов, аммиака, метанола, аммиачной селитры и нитрата калия, если такие хранилища планируются к строительству и реконструкции в границах водоохранных зон на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности или предназначены для обеспечения бесперебойного и надежного функционирования размещенных на территории Калининградской области электрических станций установленной генерирующей мощностью 100 МВт и выше, проектной документации объектов размещения отходов, объектов обезвреживания отходов, искусственных земельных участков на водных объектах, проектной документации объектов, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением проектной документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа.