Приговор международного военного трибунала
Подборка наиболее важных документов по запросу Приговор международного военного трибунала (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Ментальные права: конституционное содержание и допустимость ограничений
(Пресняков М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 9)Отрицание фактов, установленных приговором Международного военного трибунала, а также одобрение преступлений, установленных указанным приговором, представляет собой "идеологическое преступление", связанное с наличием у лица определенного (пусть и деструктивного) мнения или убеждения. Здесь мы согласны с А.В. Сигаревым, который отмечает: "Даже сама постановка вопроса - наказание за отрицание чего-либо - вызывает некоторое ощущение нерелевантности, несоизмеримости и неадекватности... Когда мы говорим об отрицании или искажении исторических фактов, мы имеем дело с духовной сферой, со сферой мыслей, убеждений, идей, взглядов, оценок. Внутренний мир человека намного меньше может и должен подвергаться контролю, чем его внешнее поведение. Поэтому даже самые благие намерения государства заставить людей думать и чувствовать определенным образом представляются неуместными" <27>.
(Пресняков М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 9)Отрицание фактов, установленных приговором Международного военного трибунала, а также одобрение преступлений, установленных указанным приговором, представляет собой "идеологическое преступление", связанное с наличием у лица определенного (пусть и деструктивного) мнения или убеждения. Здесь мы согласны с А.В. Сигаревым, который отмечает: "Даже сама постановка вопроса - наказание за отрицание чего-либо - вызывает некоторое ощущение нерелевантности, несоизмеримости и неадекватности... Когда мы говорим об отрицании или искажении исторических фактов, мы имеем дело с духовной сферой, со сферой мыслей, убеждений, идей, взглядов, оценок. Внутренний мир человека намного меньше может и должен подвергаться контролю, чем его внешнее поведение. Поэтому даже самые благие намерения государства заставить людей думать и чувствовать определенным образом представляются неуместными" <27>.
Статья: Применение обратной силы уголовного закона в отношении преступления геноцида: международный и национальный аспекты
(Багандова Л.З.)
("Международное право и международные организации", 2024, N 1)Рассуждая о возможности придания обратной силы нормам о международных преступлениях, представляется необходимым обратиться к процессу, где впервые была реализована идея об индивидуальной уголовной ответственности за военные преступления в рамках международного права, - Нюрнбергскому трибуналу. Факт его создания, основания его функционирования, текст Устава породили немало дискуссий о том, что это является своего рода прецедентом обратной силы уголовного закона. В результате была выработана следующая позиция: придание обратной силы международно-правовым и уголовно-правовым нормам в отношении нацистских преступников за совершенные ими преступления во время Второй мировой войны оправдано и не является отступлением от норм международного права. Описание геноцида было рассмотрено и в ходе Нюрнбергского процесса, однако сам термин "геноцид" в приговоре Международного военного трибунала по странам европейской оси отсутствует. Ю.Г. Барсегов придерживается точки зрения, что документы по итогам Трибунала имели в виду именно то преступление, которое стало впоследствии называться геноцидом, и это не может ставиться под сомнение [4]. Н.Н. Полянский писал, что "положения, что уголовный закон не может иметь обратной силы, вовсе не имеет абсолютного значения. Оно перестает действовать, когда законодатель находит нужным по тем или иным исключительным соображениям отменить его. В области международных отношений, где закон уступает место договору, это может сделать договор или соглашение" [8. С. 12]. И.И. Лукашук, напротив, писал, что функционирование Нюрнбергского Трибунала является нарушением принципов "nullum crimen sine lege" "по крайней мере, в отношении ответственности отдельных лиц за преступления против мира, державы, подписавшие Лондонское соглашение, скорее создали новые, а не применили существовавшие нормы права" [7. С. 258 - 2591.
(Багандова Л.З.)
("Международное право и международные организации", 2024, N 1)Рассуждая о возможности придания обратной силы нормам о международных преступлениях, представляется необходимым обратиться к процессу, где впервые была реализована идея об индивидуальной уголовной ответственности за военные преступления в рамках международного права, - Нюрнбергскому трибуналу. Факт его создания, основания его функционирования, текст Устава породили немало дискуссий о том, что это является своего рода прецедентом обратной силы уголовного закона. В результате была выработана следующая позиция: придание обратной силы международно-правовым и уголовно-правовым нормам в отношении нацистских преступников за совершенные ими преступления во время Второй мировой войны оправдано и не является отступлением от норм международного права. Описание геноцида было рассмотрено и в ходе Нюрнбергского процесса, однако сам термин "геноцид" в приговоре Международного военного трибунала по странам европейской оси отсутствует. Ю.Г. Барсегов придерживается точки зрения, что документы по итогам Трибунала имели в виду именно то преступление, которое стало впоследствии называться геноцидом, и это не может ставиться под сомнение [4]. Н.Н. Полянский писал, что "положения, что уголовный закон не может иметь обратной силы, вовсе не имеет абсолютного значения. Оно перестает действовать, когда законодатель находит нужным по тем или иным исключительным соображениям отменить его. В области международных отношений, где закон уступает место договору, это может сделать договор или соглашение" [8. С. 12]. И.И. Лукашук, напротив, писал, что функционирование Нюрнбергского Трибунала является нарушением принципов "nullum crimen sine lege" "по крайней мере, в отношении ответственности отдельных лиц за преступления против мира, державы, подписавшие Лондонское соглашение, скорее создали новые, а не применили существовавшие нормы права" [7. С. 258 - 2591.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 23.11.2024)4.1. Публичное распространение информации, отрицающей факты, установленные приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, либо одобряющей преступления, установленные указанным приговором, а равно публичное распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны, о ветеранах Великой Отечественной войны, в том числе совершенные с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет"), -
(ред. от 23.11.2024)4.1. Публичное распространение информации, отрицающей факты, установленные приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, либо одобряющей преступления, установленные указанным приговором, а равно публичное распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны, о ветеранах Великой Отечественной войны, в том числе совершенные с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет"), -
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 09.11.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 20.11.2024)1. Отрицание фактов, установленных приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, одобрение преступлений, установленных указанным приговором, а равно распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны, о ветеранах Великой Отечественной войны, совершенные публично, -
(ред. от 09.11.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 20.11.2024)1. Отрицание фактов, установленных приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, одобрение преступлений, установленных указанным приговором, а равно распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны, о ветеранах Великой Отечественной войны, совершенные публично, -