Примерное концессионное соглашение
Подборка наиболее важных документов по запросу Примерное концессионное соглашение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Договорные механизмы распределения рисков в концессионных соглашениях в сфере жилищно-коммунального хозяйства
(Замескин Л.М.)
("Право и экономика", 2024, N 11)Статья посвящена анализу правовой природы условий об особых обстоятельствах как наиболее распространенного договорного механизма управления рисками, возникающими при реализации концессионных соглашений в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), в контексте масштабных изменений законодательства о концессионных соглашениях. Раскрыты особенности распределения рисков в коммунальных концессиях, в т.ч. сквозь призму привлечения концессионером проектного финансирования. Возникновение особых обстоятельств влечет комплекс правовых последствий: от освобождения концессионера от ответственности до выплаты компенсации, вместе с изменением или расторжением концессионного соглашения. Сделан вывод о том, что особые обстоятельства являются условными обязательствами, а также имеют признаки обязательства о возмещении имущественных потерь. Отдельно отмечается, что особые обстоятельства не тождественны обстоятельствам непреодолимой силы, которые имеют иной правовой режим. Предложено активнее распространять механизм особых обстоятельств посредством стандартизации таких условий в примерных концессионных соглашениях в сфере ЖКХ.
(Замескин Л.М.)
("Право и экономика", 2024, N 11)Статья посвящена анализу правовой природы условий об особых обстоятельствах как наиболее распространенного договорного механизма управления рисками, возникающими при реализации концессионных соглашений в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), в контексте масштабных изменений законодательства о концессионных соглашениях. Раскрыты особенности распределения рисков в коммунальных концессиях, в т.ч. сквозь призму привлечения концессионером проектного финансирования. Возникновение особых обстоятельств влечет комплекс правовых последствий: от освобождения концессионера от ответственности до выплаты компенсации, вместе с изменением или расторжением концессионного соглашения. Сделан вывод о том, что особые обстоятельства являются условными обязательствами, а также имеют признаки обязательства о возмещении имущественных потерь. Отдельно отмечается, что особые обстоятельства не тождественны обстоятельствам непреодолимой силы, которые имеют иной правовой режим. Предложено активнее распространять механизм особых обстоятельств посредством стандартизации таких условий в примерных концессионных соглашениях в сфере ЖКХ.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)<3> Далее - на примере концессионного соглашения.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)<3> Далее - на примере концессионного соглашения.
Статья: Объекты социальной сферы в государственно-частном партнерстве в Российской Федерации
(Фроловский Н.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 1)<13> См., в частности: Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. N 3612-1 (с изм. и доп.) // СПС "КонсультантПлюс"; Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1996. N 49. Ст. 549; Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2007. N 50. Ст. 6242; Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2007 г. N 90 "Об утверждении примерного концессионного соглашения в отношении объектов культуры, спорта, организации отдыха граждан и туризма и иных объектов социально-культурного назначения" (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2007. N 8. Ст. 1009.
(Фроловский Н.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 1)<13> См., в частности: Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. N 3612-1 (с изм. и доп.) // СПС "КонсультантПлюс"; Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1996. N 49. Ст. 549; Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2007. N 50. Ст. 6242; Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2007 г. N 90 "Об утверждении примерного концессионного соглашения в отношении объектов культуры, спорта, организации отдыха граждан и туризма и иных объектов социально-культурного назначения" (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2007. N 8. Ст. 1009.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Состав ТЭП Законом не урегулирован, в связи с чем к ТЭП объекта соглашения могут быть отнесены различные характеристики объекта в зависимости от его специфики и отраслевой принадлежности. Однако описание технико-экономических показателей объекта соглашения должно быть полным, позволяющим определить объем работ, необходимых для создания объекта соглашения, и сформировать заявку на участие в конкурсе <1>. При этом определенные ориентиры для формирования ТЭП содержатся в утвержденных примерных концессионных соглашениях <2>. Так, ФАС России со ссылкой на примерное соглашение в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения указывает, что к сведениям об объекте концессионного соглашения отнесены в том числе сведения о технико-экономических показателях, техническом состоянии, сроке службы, начальной, остаточной и восстановительной стоимости передаваемого объекта соглашения. Указанные характеристики объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, входящих в состав объекта концессионного соглашения, являются описанием объекта концессионного соглашения и относятся к существенным условиям такого концессионного соглашения <3>.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Состав ТЭП Законом не урегулирован, в связи с чем к ТЭП объекта соглашения могут быть отнесены различные характеристики объекта в зависимости от его специфики и отраслевой принадлежности. Однако описание технико-экономических показателей объекта соглашения должно быть полным, позволяющим определить объем работ, необходимых для создания объекта соглашения, и сформировать заявку на участие в конкурсе <1>. При этом определенные ориентиры для формирования ТЭП содержатся в утвержденных примерных концессионных соглашениях <2>. Так, ФАС России со ссылкой на примерное соглашение в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения указывает, что к сведениям об объекте концессионного соглашения отнесены в том числе сведения о технико-экономических показателях, техническом состоянии, сроке службы, начальной, остаточной и восстановительной стоимости передаваемого объекта соглашения. Указанные характеристики объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, входящих в состав объекта концессионного соглашения, являются описанием объекта концессионного соглашения и относятся к существенным условиям такого концессионного соглашения <3>.
Статья: Концессионные соглашения: понятие и правовые основы
(Кириченко Н.С.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2023, N 4)<5> См., например: Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении формы предложения о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения" от 31 марта 2015 г. N 300; Постановление Правительства Российской Федерации "О совершенствовании порядка мониторинга заключения и реализации заключенных концессионных соглашений и об обеспечении оценки условных и безусловных обязательств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, возникающих при реализации концессионных соглашений" от 28 января 2021 г. N 74; Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении примерного концессионного соглашения в отношении объектов по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии" от 11 ноября 2006 г. N 673.
(Кириченко Н.С.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2023, N 4)<5> См., например: Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении формы предложения о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения" от 31 марта 2015 г. N 300; Постановление Правительства Российской Федерации "О совершенствовании порядка мониторинга заключения и реализации заключенных концессионных соглашений и об обеспечении оценки условных и безусловных обязательств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, возникающих при реализации концессионных соглашений" от 28 января 2021 г. N 74; Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении примерного концессионного соглашения в отношении объектов по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии" от 11 ноября 2006 г. N 673.
Статья: Государственный капитализм и интервенция публичного права в гражданское законодательство (на примере специальных инвестиционных соглашений)
(Скворцов О.Ю.)
("Закон", 2025, N 5)<33> См., напр.: Постановления Правительства РФ от 27.05.2006 N 319 "Об утверждении примерного концессионного соглашения в отношении автомобильных дорог и инженерных сооружений транспортной инфраструктуры, в том числе мостов, путепроводов, тоннелей, стоянок автотранспортных средств, пунктов пропуска автотранспортных средств, пунктов взимания платы с владельцев грузовых автотранспортных средств"; от 11.11.2006 N 673 "Об утверждении примерного концессионного соглашения в отношении объектов по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии"; от 05.12.2006 N 739 "Об утверждении примерного концессионного соглашения в отношении аэродромов, зданий и (или) сооружений, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, а также объектов производственной и инженерной инфраструктур аэропортов"; от 05.12.2006 N 745 "Об утверждении примерного концессионного соглашения в отношении морских и речных портов, гидротехнических сооружений портов, объектов производственной и инженерной инфраструктур портов"; от 05.12.2006 N 746 "Об утверждении примерного концессионного соглашения в отношении морских и речных судов, судов смешанного (река-море) плавания, судов, осуществляющих ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромных переправ, плавучих и сухих доков"; от 14.02.2009 N 138 "Об утверждении примерного концессионного соглашения в отношении объектов здравоохранения, в том числе объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения"; Распоряжение Правительства РФ от 14.03.2023 N 589-р "О примерном концессионном соглашении в отношении объектов транспортной инфраструктуры и технологически связанных с ними транспортных средств, обеспечивающих деятельность, связанную с перевозками пассажиров транспортом общего пользования, за исключением метрополитена", и др.
(Скворцов О.Ю.)
("Закон", 2025, N 5)<33> См., напр.: Постановления Правительства РФ от 27.05.2006 N 319 "Об утверждении примерного концессионного соглашения в отношении автомобильных дорог и инженерных сооружений транспортной инфраструктуры, в том числе мостов, путепроводов, тоннелей, стоянок автотранспортных средств, пунктов пропуска автотранспортных средств, пунктов взимания платы с владельцев грузовых автотранспортных средств"; от 11.11.2006 N 673 "Об утверждении примерного концессионного соглашения в отношении объектов по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии"; от 05.12.2006 N 739 "Об утверждении примерного концессионного соглашения в отношении аэродромов, зданий и (или) сооружений, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, а также объектов производственной и инженерной инфраструктур аэропортов"; от 05.12.2006 N 745 "Об утверждении примерного концессионного соглашения в отношении морских и речных портов, гидротехнических сооружений портов, объектов производственной и инженерной инфраструктур портов"; от 05.12.2006 N 746 "Об утверждении примерного концессионного соглашения в отношении морских и речных судов, судов смешанного (река-море) плавания, судов, осуществляющих ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромных переправ, плавучих и сухих доков"; от 14.02.2009 N 138 "Об утверждении примерного концессионного соглашения в отношении объектов здравоохранения, в том числе объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения"; Распоряжение Правительства РФ от 14.03.2023 N 589-р "О примерном концессионном соглашении в отношении объектов транспортной инфраструктуры и технологически связанных с ними транспортных средств, обеспечивающих деятельность, связанную с перевозками пассажиров транспортом общего пользования, за исключением метрополитена", и др.
Статья: Соглашения государственно-частного партнерства в научно-технологической сфере: особенности участия образовательных организаций
(Бондаренко Н.В.)
("Legal Bulletin", 2025, N 2)<6> Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 671 "Об утверждении примерного концессионного соглашения в отношении объектов образования" // Собрание законодательства Российской Федерации. 20 ноября 2006 г. N 47. Ст. 4902.
(Бондаренко Н.В.)
("Legal Bulletin", 2025, N 2)<6> Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 671 "Об утверждении примерного концессионного соглашения в отношении объектов образования" // Собрание законодательства Российской Федерации. 20 ноября 2006 г. N 47. Ст. 4902.
Статья: Компенсация при расторжении концессионного соглашения по вине концессионера в свете позиции Верховного Суда о недопустимости выплат виновной в расторжении стороне
(Лапшина А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 12)На практическом примере концессионных соглашений мы видим еще одно подтверждение в пользу концептуальной допустимости куда большей свободы договора, чем зачастую может себе помыслить законодатель или суд. Здесь было бы уместно вспомнить фразу Д.В. Дождева о том, что с исторической и сравнительно-правовой точек зрения современная свобода договора - это жалкое подражание римской свободе договора, это деградация и варварская имитация утраченного совершенства <22>.
(Лапшина А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 12)На практическом примере концессионных соглашений мы видим еще одно подтверждение в пользу концептуальной допустимости куда большей свободы договора, чем зачастую может себе помыслить законодатель или суд. Здесь было бы уместно вспомнить фразу Д.В. Дождева о том, что с исторической и сравнительно-правовой точек зрения современная свобода договора - это жалкое подражание римской свободе договора, это деградация и варварская имитация утраченного совершенства <22>.
"Современное гражданское и семейное право: перспективы развития доктрины, законодательства и правоприменительной практики: монография"
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)- направленность и содержание концессионного обязательства. Объектами концессионного обязательства являются объекты гражданского права (ст. 128 ГК РФ). Кроме того, "в отличие от договоров публичного права (к примеру, договора об инвестиционном налоговом кредите) концессионное соглашение исполняется в отношении объектов цивильного права и не направлено на исполнение публично-правовых обязанностей" <1>.
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)- направленность и содержание концессионного обязательства. Объектами концессионного обязательства являются объекты гражданского права (ст. 128 ГК РФ). Кроме того, "в отличие от договоров публичного права (к примеру, договора об инвестиционном налоговом кредите) концессионное соглашение исполняется в отношении объектов цивильного права и не направлено на исполнение публично-правовых обязанностей" <1>.
Статья: О путях совершенствования правового регулирования туристской деятельности в современных условиях
(Морозов П.Е.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 2)<23> Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2007 г. N 90 (ред. от 20.01.2015) "Об утверждении примерного концессионного соглашения в отношении объектов культуры, спорта, организации отдыха граждан и туризма и иных объектов социально-культурного назначения" // СЗ РФ. 2007. N 8. Ст. 1009.
(Морозов П.Е.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 2)<23> Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2007 г. N 90 (ред. от 20.01.2015) "Об утверждении примерного концессионного соглашения в отношении объектов культуры, спорта, организации отдыха граждан и туризма и иных объектов социально-культурного назначения" // СЗ РФ. 2007. N 8. Ст. 1009.