Принцип определенности налогообложения
Подборка наиболее важных документов по запросу Принцип определенности налогообложения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 46 "Взыскание задолженности за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также за счет его электронных денежных средств" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением о признании невозможной к взысканию налоговым органом недоимки по налогу в связи с истечением сроков взыскания. По мнению УФНС, в рассматриваемом случае нарушение длительности оформления результатов выездной налоговой проверки (принятия решения) не привело к нарушению предельно допустимого двухлетнего срока взыскания задолженности. Суд установил, что акт налоговой проверки вынесен на 2 месяца 25 дней позднее даты вынесения справки о проведении ВНП, решение о привлечении к налоговой ответственности принято с нарушением срока на 10 месяцев 5 дней, решение по апелляционной жалобе вынесено с нарушением срока на 1 год 17 дней, требование выставлено с нарушением срока на 1 год 1 день, решение о взыскании налога, пени, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств - с нарушением срока на 10 месяцев 22 дня. Довод Управления о необходимости отсчитывать срок на принудительное взыскание налогов не с момента, когда финальное решение по проверке должно было вступить в силу по нормам НК РФ, а с момента, когда оно фактически вступило в силу в рамках конкретной проверки (пусть и с нарушением сроков), отклонен судом, поскольку это влечет произвольное продление срока на принудительное взыскание налога и создает возможность искусственного увеличения глубины проверки, что противоречит принципу определенности налогообложения. Суд признал задолженность безнадежной к взысканию, отметив, что налоговым органом пропущен шестимесячный срок для предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения решения о взыскании налогов за счет имущества должника, в порядке ст. 46 НК РФ налоговый орган решение о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика не принимал. Положения абз. 3 п. 1 ст. 47 НК РФ о двухгодичном сроке на обращение в суд для взыскания задолженности неприменимы, поскольку в данном случае налоговым органом в полном объеме приняты все меры по взысканию задолженности во внесудебном порядке
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением о признании невозможной к взысканию налоговым органом недоимки по налогу в связи с истечением сроков взыскания. По мнению УФНС, в рассматриваемом случае нарушение длительности оформления результатов выездной налоговой проверки (принятия решения) не привело к нарушению предельно допустимого двухлетнего срока взыскания задолженности. Суд установил, что акт налоговой проверки вынесен на 2 месяца 25 дней позднее даты вынесения справки о проведении ВНП, решение о привлечении к налоговой ответственности принято с нарушением срока на 10 месяцев 5 дней, решение по апелляционной жалобе вынесено с нарушением срока на 1 год 17 дней, требование выставлено с нарушением срока на 1 год 1 день, решение о взыскании налога, пени, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств - с нарушением срока на 10 месяцев 22 дня. Довод Управления о необходимости отсчитывать срок на принудительное взыскание налогов не с момента, когда финальное решение по проверке должно было вступить в силу по нормам НК РФ, а с момента, когда оно фактически вступило в силу в рамках конкретной проверки (пусть и с нарушением сроков), отклонен судом, поскольку это влечет произвольное продление срока на принудительное взыскание налога и создает возможность искусственного увеличения глубины проверки, что противоречит принципу определенности налогообложения. Суд признал задолженность безнадежной к взысканию, отметив, что налоговым органом пропущен шестимесячный срок для предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения решения о взыскании налогов за счет имущества должника, в порядке ст. 46 НК РФ налоговый орган решение о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика не принимал. Положения абз. 3 п. 1 ст. 47 НК РФ о двухгодичном сроке на обращение в суд для взыскания задолженности неприменимы, поскольку в данном случае налоговым органом в полном объеме приняты все меры по взысканию задолженности во внесудебном порядке
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 88 "Камеральная налоговая проверка" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил индивидуальному предпринимателю НДФЛ, так как пришел к выводу о неуплате НДФЛ за 2017 год в связи с неотражением полученного дохода от деятельности в качестве арбитражного управляющего. Оспаривая доначисление, налогоплательщик, ссылаясь на п. 2 ст. 88 НК РФ, указал на допущение налоговым органом процедурного нарушения, выразившегося в выставлении требования от 25.12.2020 о предоставлении пояснений фактически к сведениям, представленным им в налоговой декларации по НДФЛ за 2017 год, камеральная проверка которой завершена 08.08.2018. Суд признал решение налогового органа недействительным. Суд установил, что налогоплательщик 04.12.2020 представил уточненную налоговую декларацию за 2017 год. Налоговый орган пришел к выводу, что доход от деятельности в качестве арбитражного управляющего является доходом от предпринимательской деятельности, облагаемым НДФЛ. Суд указал, что с 2017 года у налогового органа имелись сведения о том, что предприниматель осуществлял деятельность в качестве арбитражного управляющего, занимающегося частной практикой. При этом только в ходе камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по НДФЛ от 01.12.2020 инспекция выявила доходы, полученные в 2017 году от профессиональной деятельности, которые не отражены в декларации и по которым налогоплательщиком не начислен НДФЛ. Суд указал, что вопрос законности доначисления НДФЛ за 2017 год с доходов от деятельности арбитражного управляющего как с предпринимательской деятельности напрямую зависит от того, имел ли налоговый орган достаточную информацию в 2017 году для того, чтобы квалифицировать данную деятельность как предпринимательскую, и воспользовался ли он данной информацией для предложения предпринимателю уплачивать налоги с учетом такого характера деятельности. Поскольку налоговый орган соответствующей информацией располагал с момента подачи первичной декларации, доначисление НДФЛ после подачи уточненной декларации не только не соответствует положениям ст. 88 НК РФ, но и нарушает принцип определенности налогообложения, не соответствует правомерным ожиданиям предпринимателя как налогоплательщика, а следовательно, подлежит признанию недействительным.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил индивидуальному предпринимателю НДФЛ, так как пришел к выводу о неуплате НДФЛ за 2017 год в связи с неотражением полученного дохода от деятельности в качестве арбитражного управляющего. Оспаривая доначисление, налогоплательщик, ссылаясь на п. 2 ст. 88 НК РФ, указал на допущение налоговым органом процедурного нарушения, выразившегося в выставлении требования от 25.12.2020 о предоставлении пояснений фактически к сведениям, представленным им в налоговой декларации по НДФЛ за 2017 год, камеральная проверка которой завершена 08.08.2018. Суд признал решение налогового органа недействительным. Суд установил, что налогоплательщик 04.12.2020 представил уточненную налоговую декларацию за 2017 год. Налоговый орган пришел к выводу, что доход от деятельности в качестве арбитражного управляющего является доходом от предпринимательской деятельности, облагаемым НДФЛ. Суд указал, что с 2017 года у налогового органа имелись сведения о том, что предприниматель осуществлял деятельность в качестве арбитражного управляющего, занимающегося частной практикой. При этом только в ходе камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по НДФЛ от 01.12.2020 инспекция выявила доходы, полученные в 2017 году от профессиональной деятельности, которые не отражены в декларации и по которым налогоплательщиком не начислен НДФЛ. Суд указал, что вопрос законности доначисления НДФЛ за 2017 год с доходов от деятельности арбитражного управляющего как с предпринимательской деятельности напрямую зависит от того, имел ли налоговый орган достаточную информацию в 2017 году для того, чтобы квалифицировать данную деятельность как предпринимательскую, и воспользовался ли он данной информацией для предложения предпринимателю уплачивать налоги с учетом такого характера деятельности. Поскольку налоговый орган соответствующей информацией располагал с момента подачи первичной декларации, доначисление НДФЛ после подачи уточненной декларации не только не соответствует положениям ст. 88 НК РФ, но и нарушает принцип определенности налогообложения, не соответствует правомерным ожиданиям предпринимателя как налогоплательщика, а следовательно, подлежит признанию недействительным.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)В силу закрепленного пунктом 6 статьи 3 НК РФ принципа определенности налогообложения правила исчисления налогов по контролируемым сделкам, которым следуют налогоплательщики, и правила, которые применяются налоговыми органами при осуществлении налогового контроля, не должны быть различными.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)В силу закрепленного пунктом 6 статьи 3 НК РФ принципа определенности налогообложения правила исчисления налогов по контролируемым сделкам, которым следуют налогоплательщики, и правила, которые применяются налоговыми органами при осуществлении налогового контроля, не должны быть различными.
Интервью: Необходима комплексная реформа налогового законодательства для минимизации процесса дробления бизнеса
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 4)В пункте 6 ст. 3 НК РФ законодатель в первую очередь сам для себя предусмотрел правило о том, что акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить (принцип нормативной определенности налогового законодательства).
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 4)В пункте 6 ст. 3 НК РФ законодатель в первую очередь сам для себя предусмотрел правило о том, что акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить (принцип нормативной определенности налогового законодательства).
Статья: О практике налогообложения недвижимого имущества организаций исходя из кадастровой стоимости
(Пономарева К.А.)
("Закон", 2024, N 11)Ключевые слова: налоговое право, налог на имущество организаций, судебная практика, кадастровая стоимость, имущественное налогообложение, налоговое администрирование, региональные налоги, конституционное правосудие, принцип определенности налогообложения, арбитражные суды.
(Пономарева К.А.)
("Закон", 2024, N 11)Ключевые слова: налоговое право, налог на имущество организаций, судебная практика, кадастровая стоимость, имущественное налогообложение, налоговое администрирование, региональные налоги, конституционное правосудие, принцип определенности налогообложения, арбитражные суды.
"ARS IURIS: сборник научных статей к юбилею Г.А. Гаджиева"
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Так, немецкий исследователь А. Бланкенагель предлагает следующий перечень: равенство налогоплательщиков; равенство налогового бремени; всеобщность налогообложения; принцип законного установления налогов; принцип определенности законодательных актов, регулирующих налоги; принцип ограниченной возможности законодателя делегировать право регулирования налогов исполнительной власти; принцип соразмерности налогов, справедливость налогообложения <3>.
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Так, немецкий исследователь А. Бланкенагель предлагает следующий перечень: равенство налогоплательщиков; равенство налогового бремени; всеобщность налогообложения; принцип законного установления налогов; принцип определенности законодательных актов, регулирующих налоги; принцип ограниченной возможности законодателя делегировать право регулирования налогов исполнительной власти; принцип соразмерности налогов, справедливость налогообложения <3>.
Статья: Правовая неопределенность и судебные доктрины как средство ее преодоления
(Воложбенская Д.И.)
("Российский судья", 2024, N 10)<10> Демин А.В. Принцип определенности налогообложения. М.: Статут, 2015. С. 44.
(Воложбенская Д.И.)
("Российский судья", 2024, N 10)<10> Демин А.В. Принцип определенности налогообложения. М.: Статут, 2015. С. 44.
Статья: О реализации принципа правовой определенности в обложении утилизационным сбором (на примере ввоза автомобилей в Россию)
(Матвиенко Г.В.)
("ЭкООнис-экологически чистые технологии", 2021)<1> См., например: Бакаева О.Ю. Таможенные фискальные доходы: правовое регулирование. М.: Статут, 2005. 187 с.; Демин А.В. Принцип определенности налогообложения: Монография. М., 2015. 368 с.; Козырин А.Н. Правовое регулирование таможенно-тарифного механизма (сравнительно-правовое исследование): Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1994. 402 с.; Трошкина Т.Н. Таможенная пошлина в механизме таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности: Правовые аспекты: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. 191 с. и многие другие.
(Матвиенко Г.В.)
("ЭкООнис-экологически чистые технологии", 2021)<1> См., например: Бакаева О.Ю. Таможенные фискальные доходы: правовое регулирование. М.: Статут, 2005. 187 с.; Демин А.В. Принцип определенности налогообложения: Монография. М., 2015. 368 с.; Козырин А.Н. Правовое регулирование таможенно-тарифного механизма (сравнительно-правовое исследование): Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1994. 402 с.; Трошкина Т.Н. Таможенная пошлина в механизме таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности: Правовые аспекты: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. 191 с. и многие другие.
Статья: О гарантиях правомерных интересов частных лиц в условиях полисемии права
(Арапов Н.А., Савиных В.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 5)<29> Демин А.В. Принцип определенности налогообложения. М., 2015. С. 31.
(Арапов Н.А., Савиных В.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 5)<29> Демин А.В. Принцип определенности налогообложения. М., 2015. С. 31.
Статья: Постоянное представительство сервисного типа: критерии образования и отличия от иных видов постоянных представительств
(Захаров Е.А.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 3)На основании представленного сравнительного анализа двух видов постоянных представительств можно заключить, что, несмотря на некоторые совпадения в критериях образования, они являются независимыми друг от друга и не должны отождествляться в правоприменительной деятельности. Кроме того, различный подход законодателя к закреплению концепции постоянного представительства сервисного типа в нормативных актах (когда в национальном налоговом законодательстве Российской Федерации такой вид постоянного представительства не выделяется, а содержится только в соглашениях об избежании двойного налогообложения) создает риски для дискриминации отдельных налогоплательщиков из государств, с которыми отсутствуют соглашения об избежании двойного налогообложения. По нашему мнению, в отечественное налоговое законодательство следует внести изменения и закрепить понятие "постоянное представительство сервисного типа" с указанием на существенные критерии его образования. При этом необходимо соблюдение основных гарантий, предоставленных налогоплательщикам, среди которых, в рамках рассматриваемого вопроса, особенно важны принцип недискриминации и принцип определенности налогообложения.
(Захаров Е.А.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 3)На основании представленного сравнительного анализа двух видов постоянных представительств можно заключить, что, несмотря на некоторые совпадения в критериях образования, они являются независимыми друг от друга и не должны отождествляться в правоприменительной деятельности. Кроме того, различный подход законодателя к закреплению концепции постоянного представительства сервисного типа в нормативных актах (когда в национальном налоговом законодательстве Российской Федерации такой вид постоянного представительства не выделяется, а содержится только в соглашениях об избежании двойного налогообложения) создает риски для дискриминации отдельных налогоплательщиков из государств, с которыми отсутствуют соглашения об избежании двойного налогообложения. По нашему мнению, в отечественное налоговое законодательство следует внести изменения и закрепить понятие "постоянное представительство сервисного типа" с указанием на существенные критерии его образования. При этом необходимо соблюдение основных гарантий, предоставленных налогоплательщикам, среди которых, в рамках рассматриваемого вопроса, особенно важны принцип недискриминации и принцип определенности налогообложения.
Статья: К вопросу об автономности конституционного права
(Игумнов Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 6)<18> В литературе это называют проявлением субсидиарности в налоговом праве. См.: Демин А.В. Принцип определенности налогообложения: монография. М.: Статут, 2015; СПС "КонсультантПлюс".
(Игумнов Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 6)<18> В литературе это называют проявлением субсидиарности в налоговом праве. См.: Демин А.В. Принцип определенности налогообложения: монография. М.: Статут, 2015; СПС "КонсультантПлюс".
Статья: О "дроблении бизнеса" и налоговой ответственности
(Ефремова Е.С.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)<9> Пономарева К.А. Дробление бизнеса: о соблюдении принципа определенности налогообложения в правоприменительной практике // Правоприменение. 2020. Т. 4. N 2. С. 41 - 48; Красюков А.В. Налоговая девиация // Финансовое право. 2020. N 1. С. 25 - 29.
(Ефремова Е.С.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)<9> Пономарева К.А. Дробление бизнеса: о соблюдении принципа определенности налогообложения в правоприменительной практике // Правоприменение. 2020. Т. 4. N 2. С. 41 - 48; Красюков А.В. Налоговая девиация // Финансовое право. 2020. N 1. С. 25 - 29.
Статья: Разработка единой методики определения действительных налоговых обязательств
(Тихонова А.В.)
("Финансы", 2024, N 4)Отмечается также вариативность подходов к расчету ДНО у различных государственных органов, что нарушает принцип определенности налогообложения. В частности, разнородность подходов к определению действительных налоговых обязательств у налоговых органов и органов внутренних дел при определении размера ущерба отмечает Д.И. Ряховский. Разные подходы к определению ущерба наносят вред не только инвестиционному климату, но и замедляют темпы роста предпринимательской активности, что особенно актуально в период проявления негативных последствий цикличности [10].
(Тихонова А.В.)
("Финансы", 2024, N 4)Отмечается также вариативность подходов к расчету ДНО у различных государственных органов, что нарушает принцип определенности налогообложения. В частности, разнородность подходов к определению действительных налоговых обязательств у налоговых органов и органов внутренних дел при определении размера ущерба отмечает Д.И. Ряховский. Разные подходы к определению ущерба наносят вред не только инвестиционному климату, но и замедляют темпы роста предпринимательской активности, что особенно актуально в период проявления негативных последствий цикличности [10].