Принцип определенности налогообложения
Подборка наиболее важных документов по запросу Принцип определенности налогообложения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 88 "Камеральная налоговая проверка" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил индивидуальному предпринимателю НДФЛ, так как пришел к выводу о неуплате НДФЛ за 2017 год в связи с неотражением полученного дохода от деятельности в качестве арбитражного управляющего. Оспаривая доначисление, налогоплательщик, ссылаясь на п. 2 ст. 88 НК РФ, указал на допущение налоговым органом процедурного нарушения, выразившегося в выставлении требования от 25.12.2020 о предоставлении пояснений фактически к сведениям, представленным им в налоговой декларации по НДФЛ за 2017 год, камеральная проверка которой завершена 08.08.2018. Суд признал решение налогового органа недействительным. Суд установил, что налогоплательщик 04.12.2020 представил уточненную налоговую декларацию за 2017 год. Налоговый орган пришел к выводу, что доход от деятельности в качестве арбитражного управляющего является доходом от предпринимательской деятельности, облагаемым НДФЛ. Суд указал, что с 2017 года у налогового органа имелись сведения о том, что предприниматель осуществлял деятельность в качестве арбитражного управляющего, занимающегося частной практикой. При этом только в ходе камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по НДФЛ от 01.12.2020 инспекция выявила доходы, полученные в 2017 году от профессиональной деятельности, которые не отражены в декларации и по которым налогоплательщиком не начислен НДФЛ. Суд указал, что вопрос законности доначисления НДФЛ за 2017 год с доходов от деятельности арбитражного управляющего как с предпринимательской деятельности напрямую зависит от того, имел ли налоговый орган достаточную информацию в 2017 году для того, чтобы квалифицировать данную деятельность как предпринимательскую, и воспользовался ли он данной информацией для предложения предпринимателю уплачивать налоги с учетом такого характера деятельности. Поскольку налоговый орган соответствующей информацией располагал с момента подачи первичной декларации, доначисление НДФЛ после подачи уточненной декларации не только не соответствует положениям ст. 88 НК РФ, но и нарушает принцип определенности налогообложения, не соответствует правомерным ожиданиям предпринимателя как налогоплательщика, а следовательно, подлежит признанию недействительным.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил индивидуальному предпринимателю НДФЛ, так как пришел к выводу о неуплате НДФЛ за 2017 год в связи с неотражением полученного дохода от деятельности в качестве арбитражного управляющего. Оспаривая доначисление, налогоплательщик, ссылаясь на п. 2 ст. 88 НК РФ, указал на допущение налоговым органом процедурного нарушения, выразившегося в выставлении требования от 25.12.2020 о предоставлении пояснений фактически к сведениям, представленным им в налоговой декларации по НДФЛ за 2017 год, камеральная проверка которой завершена 08.08.2018. Суд признал решение налогового органа недействительным. Суд установил, что налогоплательщик 04.12.2020 представил уточненную налоговую декларацию за 2017 год. Налоговый орган пришел к выводу, что доход от деятельности в качестве арбитражного управляющего является доходом от предпринимательской деятельности, облагаемым НДФЛ. Суд указал, что с 2017 года у налогового органа имелись сведения о том, что предприниматель осуществлял деятельность в качестве арбитражного управляющего, занимающегося частной практикой. При этом только в ходе камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по НДФЛ от 01.12.2020 инспекция выявила доходы, полученные в 2017 году от профессиональной деятельности, которые не отражены в декларации и по которым налогоплательщиком не начислен НДФЛ. Суд указал, что вопрос законности доначисления НДФЛ за 2017 год с доходов от деятельности арбитражного управляющего как с предпринимательской деятельности напрямую зависит от того, имел ли налоговый орган достаточную информацию в 2017 году для того, чтобы квалифицировать данную деятельность как предпринимательскую, и воспользовался ли он данной информацией для предложения предпринимателю уплачивать налоги с учетом такого характера деятельности. Поскольку налоговый орган соответствующей информацией располагал с момента подачи первичной декларации, доначисление НДФЛ после подачи уточненной декларации не только не соответствует положениям ст. 88 НК РФ, но и нарушает принцип определенности налогообложения, не соответствует правомерным ожиданиям предпринимателя как налогоплательщика, а следовательно, подлежит признанию недействительным.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 1 "Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительного органа федеральной территории "Сириус" о местных налогах и сборах" НК РФ"Также налоговое законодательство не допускает применения норм закона по аналогии (п. 7 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31.05.1999 N 41). Иное бы нарушало основные начала налогового законодательства, в частности, принцип его определенности и буквального толкования."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О реализации принципа правовой определенности в обложении утилизационным сбором (на примере ввоза автомобилей в Россию)
(Матвиенко Г.В.)
("ЭкООнис-экологически чистые технологии", 2021)<1> См., например: Бакаева О.Ю. Таможенные фискальные доходы: правовое регулирование. М.: Статут, 2005. 187 с.; Демин А.В. Принцип определенности налогообложения: Монография. М., 2015. 368 с.; Козырин А.Н. Правовое регулирование таможенно-тарифного механизма (сравнительно-правовое исследование): Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1994. 402 с.; Трошкина Т.Н. Таможенная пошлина в механизме таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности: Правовые аспекты: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. 191 с. и многие другие.
(Матвиенко Г.В.)
("ЭкООнис-экологически чистые технологии", 2021)<1> См., например: Бакаева О.Ю. Таможенные фискальные доходы: правовое регулирование. М.: Статут, 2005. 187 с.; Демин А.В. Принцип определенности налогообложения: Монография. М., 2015. 368 с.; Козырин А.Н. Правовое регулирование таможенно-тарифного механизма (сравнительно-правовое исследование): Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1994. 402 с.; Трошкина Т.Н. Таможенная пошлина в механизме таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности: Правовые аспекты: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. 191 с. и многие другие.
Статья: Разработка единой методики определения действительных налоговых обязательств
(Тихонова А.В.)
("Финансы", 2024, N 4)Отмечается также вариативность подходов к расчету ДНО у различных государственных органов, что нарушает принцип определенности налогообложения. В частности, разнородность подходов к определению действительных налоговых обязательств у налоговых органов и органов внутренних дел при определении размера ущерба отмечает Д.И. Ряховский. Разные подходы к определению ущерба наносят вред не только инвестиционному климату, но и замедляют темпы роста предпринимательской активности, что особенно актуально в период проявления негативных последствий цикличности [10].
(Тихонова А.В.)
("Финансы", 2024, N 4)Отмечается также вариативность подходов к расчету ДНО у различных государственных органов, что нарушает принцип определенности налогообложения. В частности, разнородность подходов к определению действительных налоговых обязательств у налоговых органов и органов внутренних дел при определении размера ущерба отмечает Д.И. Ряховский. Разные подходы к определению ущерба наносят вред не только инвестиционному климату, но и замедляют темпы роста предпринимательской активности, что особенно актуально в период проявления негативных последствий цикличности [10].
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)В силу закрепленного пунктом 6 статьи 3 НК РФ принципа определенности налогообложения правила исчисления налогов по контролируемым сделкам, которым следуют налогоплательщики, и правила, которые применяются налоговыми органами при осуществлении налогового контроля, не должны быть различными.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)В силу закрепленного пунктом 6 статьи 3 НК РФ принципа определенности налогообложения правила исчисления налогов по контролируемым сделкам, которым следуют налогоплательщики, и правила, которые применяются налоговыми органами при осуществлении налогового контроля, не должны быть различными.