Принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства
Подборка наиболее важных документов по запросу Принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 172 "Порядок применения налоговых вычетов" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган отказал обществу в возмещении НДС, сославшись на создание налогоплательщиком формального документооборота по хозяйственным операциям с контрагентами. Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа и о возмещении НДС. Налогоплательщик указал, что основную часть доказательств, положенных в основу решения, налоговый орган получил из материалов предыдущей выездной налоговой проверки, решение по которой было признано недействительным по итогам судебного разбирательства, при этом в ходе судебного разбирательства была подтверждена реальность хозяйственных операций и правомерность налоговых вычетов в отношении спорных контрагентов. Суд пришел к выводу, что новое решение налогового органа вступает в противоречие с судебным актом по делу об оспаривании предыдущего решения и тем самым ставит добросовестно действовавшего налогоплательщика в состояние правовой неопределенности в отношениях с государством, нарушает принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение правомерных ожиданий налогоплательщика. Суд отметил, что налоговое администрирование должно осуществляться с учетом принципа добросовестности, признал решение налогового органа недействительным и обязал налоговый орган возместить НДС.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган отказал обществу в возмещении НДС, сославшись на создание налогоплательщиком формального документооборота по хозяйственным операциям с контрагентами. Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа и о возмещении НДС. Налогоплательщик указал, что основную часть доказательств, положенных в основу решения, налоговый орган получил из материалов предыдущей выездной налоговой проверки, решение по которой было признано недействительным по итогам судебного разбирательства, при этом в ходе судебного разбирательства была подтверждена реальность хозяйственных операций и правомерность налоговых вычетов в отношении спорных контрагентов. Суд пришел к выводу, что новое решение налогового органа вступает в противоречие с судебным актом по делу об оспаривании предыдущего решения и тем самым ставит добросовестно действовавшего налогоплательщика в состояние правовой неопределенности в отношениях с государством, нарушает принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение правомерных ожиданий налогоплательщика. Суд отметил, что налоговое администрирование должно осуществляться с учетом принципа добросовестности, признал решение налогового органа недействительным и обязал налоговый орган возместить НДС.
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 1 Конституции РФ"Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Принцип поддержания доверия к закону и действиям государства: налоговые аспекты
(Пилипенко А.А.)
("Налоги" (журнал), 2020, N 1)В статье рассматриваются теоретические и прикладные аспекты принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства в налоговой сфере. В контексте невозможности достижения правовой определенности делается вывод о необходимости следования государством в лице соответствующих органов презумпции правоты налогоплательщика. Предлагается закрепить в налоговом законодательстве принцип поддержания доверия налогоплательщика к закону и действиям государства.
(Пилипенко А.А.)
("Налоги" (журнал), 2020, N 1)В статье рассматриваются теоретические и прикладные аспекты принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства в налоговой сфере. В контексте невозможности достижения правовой определенности делается вывод о необходимости следования государством в лице соответствующих органов презумпции правоты налогоплательщика. Предлагается закрепить в налоговом законодательстве принцип поддержания доверия налогоплательщика к закону и действиям государства.
Статья: Уведомление о переходе на УСН: теория и практика
(Новикова С.Г.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)Как неоднократно отмечалось в решениях Конституционного суда, в силу требований Конституции РФ применение условий реализации прав и свобод должно осуществляться на основе принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (Определения от 03.03.2015 N 417-О, от 02.04.2015 N 583-О, Постановление от 15.02.2019 N 10-П).
(Новикова С.Г.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)Как неоднократно отмечалось в решениях Конституционного суда, в силу требований Конституции РФ применение условий реализации прав и свобод должно осуществляться на основе принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (Определения от 03.03.2015 N 417-О, от 02.04.2015 N 583-О, Постановление от 15.02.2019 N 10-П).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)В частности, право налогоплательщика на налоговый вычет не может быть обусловлено исполнением непосредственными контрагентами (продавцами, поставщиками) и предшествующими им лицами своей обязанности по уплате НДС, а также финансово-экономическим положением и поведением третьих лиц. Иное, вопреки конституционному принципу равенства (ст. 19 Конституции Российской Федерации) и связанному с ним принципу поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, могло бы лишить налогоплательщиков предсказуемости последствий исполнения ими закона.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)В частности, право налогоплательщика на налоговый вычет не может быть обусловлено исполнением непосредственными контрагентами (продавцами, поставщиками) и предшествующими им лицами своей обязанности по уплате НДС, а также финансово-экономическим положением и поведением третьих лиц. Иное, вопреки конституционному принципу равенства (ст. 19 Конституции Российской Федерации) и связанному с ним принципу поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, могло бы лишить налогоплательщиков предсказуемости последствий исполнения ими закона.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)В силу неоднократно выраженной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения и ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. В сфере пенсионного обеспечения это предполагает, в частности, установление такого правового регулирования, которое гарантировало бы гражданину как участнику соответствующих правоотношений уверенность в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы. Правоприменительные органы, уполномоченные на вынесение решений, связанных с реализацией гражданами их пенсионных прав, обязаны основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств, включая оценку достоверности соответствующих сведений, обеспечивая тем самым реализацию конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (абзац третий п. 2, абзац четвертый п. 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2018 г. N 10-П).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)В силу неоднократно выраженной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения и ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. В сфере пенсионного обеспечения это предполагает, в частности, установление такого правового регулирования, которое гарантировало бы гражданину как участнику соответствующих правоотношений уверенность в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы. Правоприменительные органы, уполномоченные на вынесение решений, связанных с реализацией гражданами их пенсионных прав, обязаны основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств, включая оценку достоверности соответствующих сведений, обеспечивая тем самым реализацию конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (абзац третий п. 2, абзац четвертый п. 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2018 г. N 10-П).