Принцип публичной достоверности
Подборка наиболее важных документов по запросу Принцип публичной достоверности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 6 "Предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов" Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"Принцип публичной достоверности содержащихся в государственном реестре сведений, защиты третьих лиц, чьи права и законные интересы могут быть нарушены использованием недостоверных сведений, обеспечивается уполномоченным органом посредством реализации предоставленных Законом N 129-ФЗ полномочий, в том числе предусмотренных статьей 11 данного Закона."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 8.1 "Государственная регистрация прав на имущество" ГК РФ"Частью 1 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены принципы осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в частности, принципы публичности и достоверности, обеспечивающие открытость и доступность сведений, содержащихся в ЕГРП, для неограниченного круга лиц, а также достоверность, бесспорность зарегистрированных в реестре прав.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Влияние публичной достоверности на виндикацию имущества
(Мурзин Д.В.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 5)Во-первых, записи о правообладателях в реестрах позволяют презюмировать осведомленность о фактах, отраженных в таких реестрах. По словам В.В. Чубарова, в России "юридическое содержание принципа публичной достоверности в полном объеме сводится к упрощенной, ориентированной во многом на объективные (а не на субъективные, как в ст. 302 ГК РФ) критерии защиты прав добросовестного приобретателя" <32>. А.В. Егоров утверждает, что единственный вариант обеспечить защиту добросовестного приобретателя имущественных прав - это создать видимость владения для объектов, в отношении которых ведутся государственные реестры <33>. Такое понимание функции реестров очень далеко от признания бесповоротности закрепленных в них прав. К тому же в литературе выражаются сомнения в том, что, например, "наличие регистрации на имя определенного лица в государственных реестрах прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации создает видимость права, достаточно достоверную, чтобы вводить презумпцию добросовестности лица, которое основывается при совершении сделки на данных этих реестров" <34>.
(Мурзин Д.В.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 5)Во-первых, записи о правообладателях в реестрах позволяют презюмировать осведомленность о фактах, отраженных в таких реестрах. По словам В.В. Чубарова, в России "юридическое содержание принципа публичной достоверности в полном объеме сводится к упрощенной, ориентированной во многом на объективные (а не на субъективные, как в ст. 302 ГК РФ) критерии защиты прав добросовестного приобретателя" <32>. А.В. Егоров утверждает, что единственный вариант обеспечить защиту добросовестного приобретателя имущественных прав - это создать видимость владения для объектов, в отношении которых ведутся государственные реестры <33>. Такое понимание функции реестров очень далеко от признания бесповоротности закрепленных в них прав. К тому же в литературе выражаются сомнения в том, что, например, "наличие регистрации на имя определенного лица в государственных реестрах прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации создает видимость права, достаточно достоверную, чтобы вводить презумпцию добросовестности лица, которое основывается при совершении сделки на данных этих реестров" <34>.
Статья: К проблеме публичной достоверности ЕГРЮЛ при совершении сделок с долями в обществах с ограниченной ответственностью
(Холоденко Ю.В., Наземцев Д.М.)
("Нотариальный вестник", 2022, N 5)Авторами анализируется реализация принципа публичной достоверности применительно к сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, об участниках общества с ограниченной ответственностью (ООО). В статье раскрывается проблема закрытости сведений о запретах на совершение регистрационных действий, принятых судом или судебным приставом-исполнителем. Вывод настоящей статьи основывается на том, что развитие гражданского оборота обусловлено уровнем информированности его участников о возможных правовых препятствиях в совершении сделок. В результате этого предлагается сделать открытой информацию об имеющихся у регистрирующего органа запретах на совершение регистрационных действий при переходе или залоге доли в уставном капитале ООО.
(Холоденко Ю.В., Наземцев Д.М.)
("Нотариальный вестник", 2022, N 5)Авторами анализируется реализация принципа публичной достоверности применительно к сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, об участниках общества с ограниченной ответственностью (ООО). В статье раскрывается проблема закрытости сведений о запретах на совершение регистрационных действий, принятых судом или судебным приставом-исполнителем. Вывод настоящей статьи основывается на том, что развитие гражданского оборота обусловлено уровнем информированности его участников о возможных правовых препятствиях в совершении сделок. В результате этого предлагается сделать открытой информацию об имеющихся у регистрирующего органа запретах на совершение регистрационных действий при переходе или залоге доли в уставном капитале ООО.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25
"О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"22. Согласно пункту 2 статьи 51 ГК РФ данные государственной регистрации юридических лиц включаются в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), открытый для всеобщего ознакомления. Презюмируется, что лицо, полагающееся на данные ЕГРЮЛ, не знало и не должно было знать о недостоверности таких данных.
"О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"22. Согласно пункту 2 статьи 51 ГК РФ данные государственной регистрации юридических лиц включаются в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), открытый для всеобщего ознакомления. Презюмируется, что лицо, полагающееся на данные ЕГРЮЛ, не знало и не должно было знать о недостоверности таких данных.
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 11.03.2024)Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.
(ред. от 11.03.2024)Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.